На днях на «Руграде» были опубликованы две небольшие заметки о статусных калининградских лицах: сенаторе Н. Власенко и мэре Калининграда А. Ярошуке. Разные по качеству и интонации материалы, разные по характеру и своей значимости персонажи, разные истории, а выводы после знакомства с публикациями почему-то вертятся вокруг одной известной библейской истины: «Да воздастся каждому по делам его».
1. Николаю Власенко всегда была свойственна довольно высокая культура речи, да и литературным даром он не обделен. Поэтому с удивлением читал я его бессвязные, неуклюжие рассуждения на тему -
За все «плохие» законы, в том числе и закон Димы Яковлева, я голосовал. Главное ощущение от прочитанного - а ведь это надлом, острая рефлексия, внутренний мучительный диалог с самим собой о смещении в себе знаковых нравственных координат.
Никто вроде бы особо не тычет сенатору в глаза напоминаниями о «Законе подлецов», о других «плохих» законах, направленных против ограничения свобод личности в России за которые Власенко голосовал. Однако, прямо по Фрейду, сенатор неконтролируемо выплескивает на аудиторию (будто на сеансе психотерапии) свои внутренние разлады и раздраи.
Своими какими-то рваными, корявыми фразами он пытается найти оправдание тому, что в простонародье называется подлостью и … не находит его. Ну невозможно же на самом деле пытаться на голубом глазу разъяснять здравомыслящим людям примерно следующее: «Вы понимаете, чтобы не навредить интересам региона я тут намедни сподличал немного. Несколько раз. Тем более что и известные всей России дяденьки с тетеньками горячо принимали в этом участие. Так что вы не думайте обо мне плохо. Просто: «
Ты всегда находишься в системе координат, когда из двух зол ты должен выбирать меньшее».
Вот так, из двух зол выбирается то, которое клеймит тебя как нечистоплотного человека, напрочь забывшего о таком понятии как достоинство, честь, мужское уважение к себе. Сам Власенко об этом говорит вполне откровенно: «
Когда ты идешь во власть, приходится чем-то расплачиваться». Надо заметить, что Николая Власенко всегда отличала от многих его одноклубников и однопартийцев достаточно тонкая нервная и психическая организация. Это было заметно уже в начале его предпринимательского и политического пути. Плюс увлечение йогой, которой он уделяет немалое внимание в своей жизни. А общеизвестно, что йога это не только мудры, асаны, позы, т.е. физика. Это в гораздо бОльшей степени отстраивание гармонии с самим собой, с Космосом.
Какой уж тут Космос и гармония, если ты не только принимаешь правила безнравственной жуликоватой среды, но и директивно навязываешь эти правила окружающему миру. Отсюда и личностный психологический раздрай.
В общем, получается так, что формально, достигнув к пятидесяти годам социальной вершины (сенаторства), неформально - Николай нарвался на пик всех прелестей личностной деградации. И мне искренне жаль того Николая Власенко, которого я знал семь-восемь лет назад и который по своему потенциалу мог бы составить немалую гордость для своих земляков. Сейчас же рядом с ним и внутри его подавляющая всё и вся фальшь, брезгливое любопытство со стороны окружающих, внутренний разлад.
Николай загнал себя в нравственную ловушку, которую он болезненно ощущает и, благодаря этому ощущению, проходит через своеобразное чистилище. Приведет ли это к действительному очищению или, напротив, к радикальному бесповоротному озлоблению покажет время. Пока же есть все же надежда на оптимистичный финал власенковской человеческой драмы. В отличие, как мне думается, от ситуации с его одноклубником и однопартийцем А. Ярошуком.
2. Опубликованный руградовский материал о мэре Калининграда называется -
Компания бизнес-партнеров Александра Ярошука начала строительство девятиэтажных домов на берегу Верхнего озера .
Я хорошо знаком с этим местом на Верхнем озере. Три года назад здесь была красивая, но слегка запущенная, как многое в нашем городе, роща. Ее бы облагородить, преподнести на блюдечке городу и, быть может, десятилетия спустя русского купца Александа Ярошука вспоминали бы горожане с гордостью и благодарностью. Как вспоминают, - почти столетие спустя, - прусского купца Макса Ашманна (Max Aschmann), подарившего Кенигсбергу сад и деньги на его обустройство. И называется ныне этот дар - Макс-Ашманн-парк. Однако не случилось исторической аналогии. Суть этих двух людей слишком полярна.
Три года назад, буквально в течение полутора-двух суток роща была вырублена. Какие там были деревья можно судить и сегодня по их остаткам на периферии строительной площадки. Пока всполошилась общественность, пока набежали журналисты, пока подключились соответствующие государственные структуры, всё было кончено. Разразившийся скандал вынудил «строителей» затихнуть. Аж на целых три года. Чтобы забылся шум. Чтобы намозолил глаза пустырь своей оголенной заброшенностью. Чтобы любое решение по его «убранству» воспринималось бы как благо. Чтобы спокойно прошли выборы мэра города, то бишь Ярошука.
И вот случилось. Калининград и калининградцы получают в качестве подарка от мэра два громадных здания, которые буду нависать над пешеходными дорожками, над прогуливающимися у озера людьми, над … «Сволочь» - выразилась одна старушка, внимательно наблюдающая строительную ажитацию, разворачивающуюся ныне на берегу Верхнего озера. Интересно, о ком это она?
А ведь даже и в этом случае, после всего этого конфуза с вырубкой рощицы, можно было исправить ситуацию. Если ты, как мэр, действительно хоть немного думаешь о внешнем виде города, его красоте, ну поставь ты на переднем плане у красивого озера (раз уж ты контролируешь землю) три-четыре изящных малоэтажных особняка в стилистике прибалтийской архитектуры, чтобы стали достопримечательностью. Уверен, что такое изящное решение сорвало бы аплодисменты.
Нет, мышление, рефлексы лавочника-мэра не дали совершить это «предпринимательское безумие». И вот втискиваются в неподходящее для этого городское пространство хитрые семиэтажки, которые на самом деле, - вместе с мансардами, гаражами-полуподвалами, - являются по сути девятиэтажками, и которые придавят своим весом полетное, обзорное до этого место.
Зато сколько бабла срубится. На всю компанию «созидателей-строителей» хватит. А уж компания по своему составу действительно интересная подобралась. Видная. Наглядная, как хрестоматия по русскому предпринимательству.
Ну просто радующая глаз гармоничная семейная идиллия. Доля купца-лавочника, взлетевшего орлом в кресло мэра и сменившего Савенко
«… в этой компании составила 25%, а его супруги - 5%. А вот доля экс-мэра Савенко оказалась чуток пониже - 15%, зато его супруга Нелли получила 15%, что уравновесило вклад в развитие города обеих супружеских мэрских пар.
Есть ли во всем этом коррупционная составляющая? - решать вам. Я же уверен в одном, нечистоплотность, безусловно, имеет место быть. Как и имеет место быть циничное глумление над городом и его гражданами. Откровенное, наглое, хамское, как раз под стать лавочнику. В этом смысле Александр Ярошук - цельная натура. Никаких, в отличие от Власенко, нравственных терзаний и метаний. Классически устойчивая психика, свойственная исключительно этому подвиду предпринимателей.
Казалось бы строительная ситуация с Верхним озером - частность. Однако это та частность, которая очень наглядно характеризует Александра Ярошука и как предпринимателя, и как представительного члена ПЖиВ, и как мэра, и как человека.
Если же вспомнить библейское: «Да воздастся каждому по делам его», то, думаю, что жизнь рано или поздно, но отыщет равновесные способы воздать мэру-лавочнику по заслугам. Она, как известно, гораздо богаче наших представлений о ней.
Владимир Янке, сайт Руград