Давненько я не брала в руки шашек ввязывалась в бурные дискуссии в сообществах. Вчера в
psy_baby обсуждали обучение иностранному языку.
В исходном посте и комментариях к нему смешали 2 разных совершенно вещи: то как происходит освоение 2-х языков в билингвальной среде (то есть, например, среда англоговорящая, мама и папа русскоговорящие или же мама говорит на одном языке, папа на другом) и просто раннее обучение английскому ребенка русскоговорящих родителей в русскоговорящей среде. Эти две ситуации - 2 громадные разницы.
Если речь идет о билингвальной среде, то 2 языка - это равнозначные средства общения, они необходимы ребенку, чтобы быть понятым и понимать, и в этом случае об обучении толком не идет речи. Речь идет о параллельном присвоении ребенком обоих языков. В этом ключе говорить о какой-то вредности, отставании в развитии речи - странно по меньшей мере. Это условия жизни ребенка. Да, он чуть позднее начнет говорить, но зато заговорит полноценно на двух языках, как на родных. По поводу этой ситуации мне близок
этот коментарий.
По поводу времени начала обучения английскому русскоговорящего ребенка в России мне близок
этот коментарий, в целом же я придерживаюсь
такой позиции.
Я считаю, что лучший способ обучения языку - среда. Русскоговорящие родители, живущие в России среду врядли смогут сздать полноценную. Потому что мы думаем по-русски, фонетика у нас не идеальная и т.д. Думать на языке я начинала дважды в жизни, когда оказывалась в среде, даже на 1-ом курсе иняза, когда у меня было 12 пар английского в неделю, я не думала на нем, потому что я в русской среде жила, а вот на немецком, который я знала не очень, на стажировке думать начала, опять же из-за среды.
Языку родители, конечно, могут учить и без среды, но тогда это будет именно процесс обучения, а не присвоения языка. . Но если мы говорим про дошкольника, то это надо сто раз подумать, как к нему с этим обучением подойти. И надо ли. Потому что для дошкольника важнее всего сюжетно-ролевая игра, развитие воображения, логического мышления, освоение своего языка, в том числе и письменного. Да, ребенок хорошо запоминает слова, но в младшем школьном возрасте память переходит на качественно иной виток развития и запоминание там начинает по-другому происходить, оно гораздо более осмысленным становится и эффективным, ну и плюс ребенок уже умеет разбираться в грамматическом строе предложения. Вот я очень насторожено отношусь к идее забивать дошкольный возраст любым "ранним развитием", ибо все хорошо во время, иначе в школу можно привести много чего умеющего, но абсолютно демотивированного ребенка, потому что начинать все надо во время, а не рано. А демотивация пострашнее отсутствия какихто навыков будет.
Вреда, конечно, от раннего обучения языку не будет, если форма подходит ребенку, но вот и смысла, мне кажется особого нет. Как бы не получилось как в известном мне американском исследовании скорости обучения чтению у разных пар блищнецов: одного в паре начинали учить в 3 года, другого в 7. В 8 лет они читали ОДИНАКОВО.
Мне, маме, знающей английский, ближе всего идея начинать изучение иностранного языка классе во втором, когда родная речь встанет на свое место. Разгоровы о том, что есть момент Икс, после которого человеку трудно учить язык, мне кажутся байками, потому что у меня перед глазами пример маминой подруги, которая по английски 2-х слов связать не могла до 40 лет, потом уехала в США, вышла там замуж, это было 10 лет назад, и почти забыла русский, свободно говорит по-английски теперь. Просто у человека появилась цель. И он оказался в среде. Да и без среды даже, если есть цель - все выйдет. Я на прошлой работе вела язык для нашего руководства и части иеженеров, все кто хотел - за 2 года приуспел, не смотря за то, что большинству было за 40 и кто-то начинал с нуля. Но с такой группой работать было в удовольствие, они все были замотивированы.