Я читала много разного про воспитание детей. Но именно эта автор - Юлия Гиппенрейтер - понравилась мне больше всего. Во-первых, пишет она очень понятно, доступно и по доброму, а во-вторых, я согласна с ее методами. Это не значит, что она всем подойдет, но мне вот понравилась на все 200%. У меня лежит еще одна ее книга, но сначала хочу законспектировать эту (без особых объяснений и подробностей, поэтому некоторые моменты тут могут показаться нелогичными, чтобы понять, надо прочитать книгу). И перечитывать, когда хочу в очередной раз наорать на ребенка :( Может быть тут ничего нового и Америка не открыта, но мне точно полезно подумать об этом снова и снова.
- ребенка надо принимать безусловно: любить его просто так, а не за что-то
- недовольство можно выражать действиями ребенка, а не им самим или его чувствами. и не быть недовольным систематически
- обращаться больше с положительными высказываниями (одобрение, поддержка), а не не негативными (упрек, критика) (посчитать, столько за день было того и того)
- искренне радуйтесь встрече
- чаще обнимайте ребенка (не меньше 4х раз в день)
- не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он сам об этом не просит
- об ошибках сообщать дружелюбно и спокойно
- помочь, если просит
- делать что-то вместе (например, где он упирается) и постепенно доверять больше ребенку
- каждый день надо проводить какое-то время с ребенком: играть и болтать
- дружелюбный тон общения, на равных
- позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействий
- активно слушать (пример: не буду одевать эту дурацкую шапку! - тебе не нравится шапка, я тебя понимаю), повернуться лицом к маленькому человеку и хорошо, чтобы глаза находились на том же уровне. наши ответы должны быть в утвердительной форме. держать паузу (дать время на ответ). обозначить чувства ребенка (например, ты на него обиделся.)
- рекомендует избегать:
-- приказы команды (немедленно убери!)
-- предупреждения угрозы (если ты не сделаешь то-то, я уйду) - вот это мое слабое место :(
-- нравоучение (ты обязан вести себя так-то и так-то)
-- готовые решения (а ты возьми и скажи...)
-- нотации (сколько раз я тебе говорила! я же тебя предупреждала) - это тоже мой бич
-- жестокая критика
-- излишняя похвала
-- высмеивание
-- догадки (я знаю, это все из-за того...) - а вот этим меня моя мама до сих пор доводит
-- выпытывание (нет, ты все-таки скажи...)
-- формальное сочувствие, только на словах. без действий. хорошо: сказать "я тебя понимаю" и обнять.
-- отшучивание, уход от разговора
- если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. говорить от первого лица, о своем переживании, а не о нем и его поведении (меня утомляет громкая музыка). избегать ты-сообщений
- соизмерять собственные ожидания с возможностями ребенка
- ребенку нужны правила, но их должно быть не слишком много и они должны быть гибкими. 4 зоны:
-- зеленая (действия на усмотрения ребенка, например, в какие игрушки играть)
-- желтая (относительная свобода: можно гулять одному, но только в своем дворе)
-- оранжевая (в принципе нет, но иногда да: позже лечь спасть)
-- красная (категорическое родительское нельзя)
- родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (например, попытка подавления естественной активности ребенка)
- правила должны быть согласованы взрослыми между собой
- правило/запрет объяснить ребенку в дружественном тоне
- наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое
- причины непослушания:
-- борьба за внимание
-- борьба за самоутверждение (против чрезмерной опеки)
-- желание отомстить
-- потеря веры в собственный успех
- конструктивно разрешать конфликты (собрать предложения и выбрать лучшее для всех)
- использовать в повседневном общении приветливые фразы: мне хорошо с тобой; я рада тебя видеть; мне нравится, как ты...;я по тебе соскучилась; ты, конечно, справишься...
- в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких