Вести Дня 25.06.1927: Шаляпин и большевики

Mar 14, 2009 17:28

Вернувшийся из Лондона Ф. И. Шаляпин имел продолжительную беседу с сотрудником «Последних Новостей». На вопрос, что он думает о кампании, поднятой против него в советских газетах, Шаляпин ответил (помещаем в выдержках):

- Я сам не понимаю, в чем дело. Из советских и эмигрантских газет я узнал, что «Всерабис» возбудил перед совнаркомом ходатайство о лишении меня звания «народного артиста». Удовлетворено это ходатайство или нет, - не знаю.

Обвиняют меня в том, что я пожертвовал на бедных эмигрантских детей 5.000 франков. Жертвую я не в первый раз, и никогда, помогая несчастным, я не спрашиваю, к какой партии они принадлежат. Мне важно не то, правым я помогаю, или левым, белым или красным; важно то, что я помогаю по мере сил голодным людям. Если человек голоден, - я готов накормить его.

«Инцидент» произошел таким образом. Приехав в Париж, я пригласил священника отслужить на моей квартире молебен. В церковной ограде я увидел много бедных людей. Тогда мне и пришла в голову мысль о необходимости помочь им, а особенно детишкам. Я, ведь, сам - отец. Передав 5.000 франков на усиление детского питания, я, смею вас уверить, был далек от мысли делать политику.

- Ну, а что вы будете делать, если вас лишат звания народного артиста и гражданина СССР?

Шаляпин недоуменно разводит руками:

- Ну, что же мне делать? Пусть. Заявят, что Шаляпин не народный артист. А кому же Шаляпин пел, как не народу? Лошадям, что ли? Паспорта меня лишат? Ну, а кровь-то подменить никак нельзя, кровь у меня русская. Паспорт что - и одежду с меня снять можно!.. От этого дело не изменится.

- Собираетесь ли вы ехать в Россию?

-  Нет, увольте! Сейчас не могу. Контракты у меня надолго вперед подписаны. Кроме того - не хочу. Мне там горчицей морду вымазали. На такие вещи - лакеи и те обижаются. Меня волнует столь несправедливое отношение. Это просто глупо! Почему, когда живешь в России, надо обязательно быть большевиком? Вот здесь, в Европе, ни немцы, ни французы, ни англичане, никто не приходит и не требует от меня, чтобы я обязательно выступил против китайцев. А ведь и здесь есть коммунисты. Нет уж, от китайцев увольте.

- Если бы вам теперь пришлось пожертвовать на эмигрантских детей?..

-Я сделал бы то же самое, что и раньше. Разве вот покажут мне такой закон, что нельзя помогать голодным детям. Да и тогда еще подумаю. Повторяю, совесть моя чиста совершенно. И оправдываться мне не в чем и не перед кем.

На этом беседа закончилась.

Париж.       
Андрей Седых

"Вести Дня" 25.06.1927
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

ВестиДня, СССР

Previous post Next post
Up