В издании IV отделения штаба эстонской армии на днях вышла из печати интересная брошюра - «Большевизм в Эстонии», освещающая большевистское движение в 1917-1918 гг. и уделяющая особое внимание развитию в Эстонии военно-коммунистического шпионажа. Упомянута, между прочим, и фамилия Агнесы Бахсон, «высококвалифицированной» большевицкой шпионки, сумевшей в деле военной разведки достичь большего, чем главный руководитель всего этого дела.
Газета «Esmaspäew», располагая соответствующим материалом, в свою очередь, приводит некоторые подробности о деятельности этой эстонской «Мата Хари», судьба которой впоследствии найдет себе освещение в готовящейся к печати книге майора Эрница.
В начале 1919 года в Ревеле поселилась некая вдова Кубьяс, вместе со своим малолетним сыном нелегально сумевшая пробраться через линию фронта. Жила она скромно, официально добывая себе существование содержанием мелочной лавки. Однако, этот приезд в Ревель вдовы Кубьяс, оказавшейся латвийской подданной по фамилии Берзинь, был связан со специальной данной ей задачей организовать здесь большевицкий шпионаж. Умело взявшись за дело, вдова Кубьяс в короткое время организовала агентурную сеть, раскинувшуюся до Валка и Вендена. Одной из главных деятельниц этой организации была Эльвира Винтер, латышка, работавшая в Эстонии по подложному паспорту, выданному на имя Агнесы Бахсон.
Во время Мировой войны, после того как Рига перешла в германские руки, семья Винтеров, располагавшая хутором у Буртнекского озера, бежала в Эстонию и поселилась в Нарве, где старшая дочь Эльвира в местной женской гимназии продолжила прерванное в Риге обучение. В 1917 году, едва окончив гимназию, восемнадцатилетняя Эльвира бежала в Сов. Россию вместе с отступавшими перед оккупационными частями уже сильно распропагандированной коммунистами русской армии.
В начале Освободительной войны Эльвира Винтер уже состояла секретарем разведывательного отделения 15-ой армии, где пользовалась большим доверием, которое она оправдывала, широко и искусно развив сеть большевицкого шпионажа и сосредоточив свое внимание на псковском районе. Затем Эльвира Винтер была откомандирована в Ревель, где ей, как самой интеллигентной и даровитой шпионке, поручено было завязать необходимые знакомства с руководящими эстонскими общественными деятелями. Для удачного выполнения этой ответственной задачи у Эльвиры Винтер налицо были все данные: высокий интеллект, умение вращаться в лучшем обществе, безупречное знание русского и немецкого языков, темперамент и обаятельная внешность.
В средствах Эльвира Винтер не стеснялась: большевики щедро снабжали ее деньгами, дававшими ей возможность изысканно одеваться и вращаться в обществе. Эльвира Винтер, в первую очередь, стараясь завязать знакомство с молодежью, выбирая себе «кавалеров» из сыновей выдающихся общественных деятелей и ответственных военачальников. Очаровательная девушка пользовалась успехом, не возбуждая никакого подозрения, т. к. сумела обзавестись эстонским паспортом на имя Агнессы Бахсон, выданным Ревельской полицией.
Вскоре Эльвирой Винтер получены были новые инструкции: ей предписывалось предпринимать поездки в Юрьев, Нарву и Валк и в вагонах завязывать знакомство с эстонскими офицерами с целью получения всяких сведений о военном снаряжении, о передвижении войск, береговых батарей и прочей информации военного характера. Во время этих поездок, в располагающей к разговорам вагонной обстановке, очаровательной шпионке часто удавалось искусственными приемами - то в порядке дискуссии, то путем простого флирта - узнавать то, что ей бывало нужно. Особенным успехом Эльвира Винтер пользовалась среди офицеров Сев.Западной армии - в то время, когда она на некоторое время поселилась в Нарве. Здесь она, совершенно очаровав одного штабс-капитана, в одежде сестры милосердия под его защитой объезжала тыл, где на месте ознакомлялась с расположением частей, складов и батарей. Эго было в 1919 г., кок раз перед большими сражениями на нарвском фронте. Из своей разведывательной поездки в Нарву Эльвира В. вернулась в Ревель с богатым материалом, который препроводила через валкский агентурный пункт в штаб 15-ой армии.
Но после этого звезда ее успеха стала угасать. Разоблачена была организация Кубьяс-Берзинь, и вместе с тем порванной оказалась вся шпионская сеть. Кое-кто из агентов был арестован, кое-кто разбежался. Неразысканной оставалась лишь очаровательная латышка - «дама в черном плюшевом манто». Она продолжала действовать. Разгром организации ее не испугал. Срочно она оповестила о случившемся начальника разведывательной части 15-ой армии, прося в спешном порядке прислать «подкрепление» для спасения положения, а сама поселилась в Немме, намереваясь «поработать» в военной школе.
Однако не дремала и эстонская контрразведка. Устроенная за «дамой в черном манто» слежка привела к положительным результатам и сразу же по заключении перемирия она была арестована в неммеском ресторане.
Вначале она категорически отрицала всякую причастность к делу шпионажа, но затем созналась, при чем с пренебрежением отозвалась о «нетемпераментности эстонских мужчин».
Последний акт жизни 18-летней красавицы-шпионки разыгрался в военном суде, вынесшем ей смертный приговор, приведенный в исполнение по закону военного времени.
"Вести Дня" 29.04.1930
Цифровой архив эстонской периодики
dea.nlib.ee