Егда Вы находитесь на территории раннего средневековья, то на всяк случай прикройте варежку, а то муха залетит. В смысле: тут надо думать, а не ляпать что попало.
Итак, Великая или Холодная Свитьод, послужившая причиной возникновения мифа о сверхгигантской "древней" Швеции в литературе 17 - 18 вв., в представлениях ранних авторов простиралась до Танаиса. Говорят, что это типа переделки "Великой Скифии", что частично верно. Но только частично. Ибо было понятие и "Свеонии" простиравшейся до Рифейских гор, и мест проживания амазонок, кинокефалов и киклопов, описанное в трудах Адама Бременского.
Раннесредневековая география - штука прелюбопытная, но к сожалению малопонятная для дилетантов и любителей, привыкших в лучшем случае водить пальцем по современной географической карте, и думающих, что их привычка применима к античности или раннему средневековью. Увы, координатные сетки древних географов и/или космографов - это вам не фунт изюма за три копейки в базарный день: тут понимать надо авторов, а не пальцем водить. У географа/космографа не было еропланов, дабы сфоткать обширные просторы ойкумены с воздуха и наложить фоточки на координатные сеточки: приходилось совмещать показания путешественников, которые измеряли расстояних в днях пути (причём часто округлённо - дней 20, 30 и тп), вдоль извилистых речных или морских берегов. Крайне редко эти расстояния относительно точно накладывались даже на стороны горизонта или иные расплывчатые ориентиры, а уж о замерах точных координат в дальних и чужих странах особливо среди "варваров" вообще не могло быть речи - купец с точными измерительными приборами в те времена не существовал, как класс. Путешественники, естественно, ориентировались и по сторонам горизонта, и по звёздам (в основном по "Светильнику Севера", роль которого в ту пору выполняла Бета Малой Медведицы - звезда Кохаб), по направлениям течения или берега и по приметным населённым или ненаселённым пунктам, а в чужой стране часто вообще нанимали проводников из местных и не морочили себе голову точными координатами.
Совмещение показаний путешественников с показаниями более ранних авторов приводило к появлению специфических карт-дорожников и космографий, содержащих словестное описание путей и стран. Более-менее точно расстояния указывались для самой страны, где составлялись эти географические труды, для всего остального записывалось и зарисовывалось то, что могли надыбать в разных источниках - географическая наука того времени была весьма консервативна: авторы из поколения в поколение переписывали одни и те же данные, ссылаясь и не ссылаясь друг на друга, и распихивали информацию, как им представлялось правильным. Собственно информация поступала, вписывалась в труды и распространялась медленно - десятилетиями и столетиями: интернетов тогда не было, а центры образования были спорадически разбросаны и перемещение одного космографического труда от одной библиотеки к другой затягивалось разными проблемами переездов, перевозок, и просто нежеланием одного центра даже временно делиться дорогостоящими пергаментами с обитателями другого центра. Часто враждебного из-за постоянных феодальных разборок. Самих географических трудов тоже было негусто: для местных перевозок достаточно было "нанять извозчика", то есть профессионала визуально знающего местные дороги, как свои пять пальцев, также и для международных сообщений использовали различных наёмных проводников, выделяемых местными властями в приграничных пунктах. Фактически дорожниками, космографиями и прочими книгами путей и стран пользовались госслужащие коммуникаций, которым надо было представлять как эффективнее доставить гос. почту или гос. грузы по разным возникающим поводам. Отчасти географические сведения были нужны военначальникам, разведчикам, миссионерам, торговцам и некоторым другим категориям, но здесь всё больше работал фактор найма проводника или "извозчика", нежели покупки дорогостоящего пергаментного дорожника.
На этом фоне информация о труднодоступных и удалённых регионах вообще не столько обновлялась, сколько дополнялась слухами и мифами, а также чисто теоретическими рассуждениями географов, которые потом копировались, компилировались и воспринимались, как некая реальность. Так из теоретических рассуждений и попыток нанести данные на карты-дорожники на каком-то этапе появилось и надолго закрепилось представление о единстве двух морей: Балтийского и Азовского. Часть авторов добавляли к этому теоретическому "морю-поясу" ещё и Каспий, хотя находились и те, кто в своих трудах отрицали такие "смелые обобщения". Но труды и аргументы "отрицающих" распространялись с той же скоростью, что и прочие нерелигиозные книги раннего средневековья - поколениями и столетиями, поэтому их влияние либо долго отсуствовало либо проявлялось через длительное время после написания исходного текста. В учёной среде представление о единстве Балтийского-Азовского моря-пояса устойчиво держалось и в 9-м, и в 10-м, и в 11-м веках, что рельефно проявилось и в сочинении Адама Бременского, который ссылается на "древние" авторитеты, заимствуя свои данные в том числе из "промежуточных" космографий, авторы которых также ссылались на тех же предшественников.
Естественно, франки 9 века, представлявшие Балтику в виде "пояса", тянущегося на восток "на неизвестное расстояние" аж до Азова или даже Каспия (это было им уже "неизвестно", поэтому и расстояние "неизвестное"), рассматривали жителей северных берегов этого теоретического моря, как нечто более-менее однообразное, типа обобщённых "скифов", "сарматов", "сибиряков" или "индейцев", а обзывали всё разнообразие северо-"балтийских" "варваров" общим экзоэтнонимом "свеоны". Ибо, как отмечал Эйнхард, "свеоны" - это тек, кто живут "выше" (севернее) данов, и занимают все северные острова и берега Балтики, то бишь всего "пояса", включая Азовское море. Адам Бременский тоже так считал, и называл эту обширную страну "Свеонией", населённой многорчисленными и разнообразными народами, поэтому в соответствии с традиционными представлениями он и пишет, что "свеоны" живут до Рифейских гор и до стран амазононк, кинокефалов и киклопов. А поскольку Танаис, впадающий в Азов-Меотиду традиционно считался границей между Европой и Азией, то для определёности именно его сканд. географы и назначили границей Великой Свитьод, следуя, естественно, за авторитетными мнениями о "Свеонии" и "Великой Скифии" - никакой отсебятины раннесредневековые авторы, как правило, себе не позволяли.
Факультативно ко всем этим делам примыкает проблема сообщения Бертинских анналов за 839 год. Наивный взгляд историков 18 века, на упоминание "свеонов", как, якобы, этнических "шведов", конечно, появился из-за элементарного непонимания раннесредневековых источников, многие из которых даже не были введены в оборот и тем более не были изучены, а водить пальцем по более совершенной, чем у франков 9 века, географической карте - дурное дело нехитрое. То, что наивный взгляд на БА-839 продержался не только в 19 и 20 веках, но и перекочевал в начало 21-го, объясняется воздействием параллельно-перпендикулярно раскрученного масс-медийного лжеисторического мифа об "Эпохе викингов", что отразилось на трудах, как "норманнистов" так и "антинорманистов", поэтому до обоих "направлений" так туго доходят вобщем-то элементарнейшие вещи. Даже в наше интернетное время, что уж говорить о недавних библиотечно-телевизионных...