Робоски и асманы, рабанны и асмиры.

Dec 11, 2023 23:51


Любопытно, что у Птолемея помимо упоминания робосков севернее асманов, есть в другом блоке упоминание неких раббанов (по спискам ‛Ραββάναι, ‛Ραββαναῖοι, иногда ‛Ραμβαναῖοι) севернее асмиров: «Самые северные части земли серов населяют народы антропофагов, под которыми находится народ аннибы выше соименных гор, а между этими горами и Аузакийскими - народ сизиги, под которыми - дампы, затем - пиады до реки Ойхард, и под ней - соименные ойхарды. Далее, к востоку от аннибов - гаринеи и раббаны, под ними - земля Асмирея выше соименных гор, под этими горами до Касийских гор - большой народ исседоны и восточнее их - троаны, затем под ними - тагуры (athaguri у АМ) на востоке от соименной горы, а под исседонами - аспакары и еще под ними - байты, и на самом юге, у Эмодских и Серских гор - отторокоры». Вероятнее всего эти данные восходят к другой карте-дорожнику, где упоминались те же робаски и асманы, но искажённо. Причина искажений на наш взгляд в том, что этнонимы были записаны «столбиком» с восточного правого края карты, поэтому более повреждены именно справа и прочитаны автором недошедшего до нас географического описания с ошибками в правой части. Непосредственным источником для Птолемея был сириец Марин (отсюда, кстати, форма раббаны с удвоенным -бб-, как в популярном сирийском имени Раббани), который в свою очередь пользовался сведениями, сообщёнными несколькими купцами, и в частности неким Маем (или Месом) Тицианом, который, однако, тоже в саму Серику (страну шёлка) никогда не ездил и пересказывал слухи исходящие от посредников.



Аналогичный блок информации есть и в сочинении Аммиана Марцелина (4 в.): 23, 6.
64. За этими землями обеих Скифий с восточной стороны высокие горные хребты, образуя округлую линию, охватывают область серов, которые известны плодородием своих обширных земель. С запада граничат они со скифами, с севера и востока примыкают к снежной пустыне, а с юга простираются до Индии и Ганга. Горные хребты тех мест носят имена: Анниба, Анзакий, Асмира, Емод и Опорокорра.
65. В этой стране, которая, будучи ограждена крутыми горами, постепенно переходит в огромную низменность, медленно протекают две реки: Эхард и Баутис. Природные условия различных местностей здесь не одинаковы: в одном месте - ровная низменность, в другом - невысокая горная страна, и потому земля эта обильна хлебом, скотом и древесными насаждениями.
66. Плодородные земли населяют различные народы: в сторону севера и снегов - антропофаги, аннибы, сизиги, харды; к востоку - рабанны, асмиры и самые знаменитые из всех есседоны, к которым с запада примыкают афагуры и аспанары; с юга под крутыми склонами гор живут бэты. В этой стране городов хотя и не много, но они велики и богаты. Наибольшие из них: Асмира, Есседон, Аспакара и Сера; все они красивы и очень известны.
(лат. 64. Vltra haec utriusque Scythiae loca contra orientalem plagam in orbis speciem consertae celsorum aggerum summitates ambiunt Seras ubertate regionum et amplitudine circumspectos, ab occidentali latere Scythis adnexos, a septentrione et orientali nivosae solitudini cohaerentes: qua meridiem spectant ad usque Indiam porrectos et Gangen. appellantur autem ibidem montes Anniba et Auzacium et Asmira et Emodon et Oporocorra.
65. hanc itaque planitiem undique prona declivitate praeruptam terrasque lato situ distentas duo famosi nominis flumina Oechardes et Bautis lentiore meatu percurrunt. et dispar est tractuum diversorum ingenium: hic patulum, alibi molli devexitate subductum, ideoque satietate frugum et pecoribus et arbustis exuberat.
66. incolunt autem fecundissimam glebam variae gentes, e quibus Anthropophagi et Annibi et Sizyges et Chardi aquilonibus obiecti sunt et pruinis. exortum vero solis suspiciunt Rabannae et Asmirae et Essedones omnium splendidissimi, quibus Athagurae ab occidentali parte cohaerent et Aspanarae: Baetae vero australi celsitudine montium inclinati. urbibus licet non multis, magnis tamen celebrantur et opulentis, inter quas maximae Asmira et Essedon et Aspacara et Sera nitidae sunt et notissimae.)

У обоих авторов мы видим компиляцию сходных сведений об окраинах Восточной Европы и «глубинах» Азии. Причиной такого смешения является торговля шёлком - не только предметом роскоши, но ценным перевязочным материалом (не повреждающим открытые раны и природным антисептиком препятствующим нагноению). Попытки локализовать упомянутые народы где-то в Центральной Азии ближе к Китаю довольно неубедительны, как и прямое отождествление Серики с Китаем. Под Серой информаторы подразумевали пункт на пресловутом «Шёлковом пути», но любые точные локализации до сих пор не имеют убедительной аргументации. Здесь надо отметить, что шёлк (от древнего "серик", то бишь "ткань из Сера"), поступавший в Римскую Империю, был "секретом фирмы" целого ряда посредников, и поэтому граждане и купцы Римской империи, конечно, ничего не знали ни о стране-производителе (Китае), ни даже о путях доставки в промежуточный пункт (предположительно в Синьцзяне или вообще пёс его знает где), который именуют «Сера». Спрос на шёлк был нешуточный, а цена росла по мере удаления от центров производства. Поэтому никто никому ничего достоверного о прямом пути в Китай не сообщал, вся достоверная информация терялась по пути у посредников, а до Римской империи доходили небылицы про людоедов, размазанные, заведомо ложные сведения, в том числе о невероятных расстояниях до "Серики" (расстояния указанные сирийцем Марином, Птолемей сократил вдвое - и всё-равно современные исследователи говорят о явно завышенных величинах). С учётом всего этого понятно почему информаторы дают какую-то невообразимую смесь барана с чемоданом (исседоны, известные ранее где-то на Нижней Волге, или те же андрофаги/антропофаги «отъехали» на неимоверные расстояния в глубины Азии) - то есть купцы-посредники просто сбивали потенциальных конкурентов с правильного пути, "отправляя" их куда угодно - хоть к гипербореям - лишь-бы подальше от реальных мест производства и доставки ценного товара.
Отсюда и происходят все эти смешения данных из "разных Скифий", в тч данных из Восточной Европы, перенесённых в неведомые глубины Азии - так и, интересующие нас робаски в паре с асманами превратились в рабаннов в паре с асмирами.

Несмотря на низкий уровень достоверности указанной информации, возможно, всё же удастся извлечь какие-то дополнительные сведения, как о «глубинах» Азии, так и о Восточной Европе. Например, у Птолемея рядом с раббанами упомянут народ гаринеи, чьё имя скорее всего означает «горные, горцы» на сарматском языке: ср. др.-ир. *gari- гора, горы, холм и тд, авест. garay-, gairi- гора, горная местность, горная цепь, согд. γr- гора, ягноб. γar - гора, перевал, афг. γar - гора, груда камней, переносн. гигант, великан, хот.-сак. ggara-, ggari - гора, мундж. γar - перевал, холм, камень, йид. γar - холм, гора, тж осет. дигор. γæron, γærong - горный овраг и тд - вост.-ир. "аканье" и вообще иранская этимология тут "прозрачней" некуда. Возможно это просто эпитет самих робасков/раббанов, живших возле «Рифейских гор» или скорее меловых гор Верхнего Дона. Другой любопытный этноним  «аспакары». Дело в том, что по наблюдениям воронежских археологов, часть сарматов Верх. Дона были потребителями конины, как постоянного продукта питания, в связи с чем их сопоставили с «гиппофагами». На наш взгляд аспакары означает не «коневоды», а именно «конееды» на сарматском языке: исходное слово нами реконструируется, как *aspa-xor. Вобщем тут есть ещё поле для более тщательных исследований и интерпретаций.

Previous post Next post
Up