О двух балетах Анжелена Прельжокажа. Музыкальный дневник, запись вторая, монтажная.

Mar 02, 2013 22:21

"Белоснежка" - балет, поставленный по мотивам известной сказки братьев Гримм. Музыка - фрагменты симфоний Густава Малера. Интересно, что эти фрагменты очень органично сочетаются друг с другом и с танцем, хотя периодически видна некоторая монтажность, склейка частей симфоний, иногда кажется, что балет распадается на отдельные танцы, каждый из которых исполняется под определенную музыку, но, в принципе, это не мешает воспринимать его как целостное произведение. Образ Мачехи, на мой взгляд, содержит отсылку одновременно к двум женским образам фильма Кена Рассела "Малер": Мачеха похожа одновременно на Козиму Вагнер и на Альму Малер, но эту догадку надо еще проверить (посмотреть внимательно и балет, и фильм и обсудить с тем, кто лучше меня разбирается). Мне показалось, что постановка удалась: во-первых, в музыке Малера открылся особый, болезненный и жестокий эротизм; во-вторых, балет эксплицирует повествовательные ресурсы музыки: с ее помощью здесь рассказывается история, и каждый использованный Прельжокажем фрагмент несет определенную сюжетную нагрузку.

В отличие от "Белоснежки", "Весна священная" - балет абсолютно несюжетный, содержащий в себе только эмоцию, которая является проявлением не индивидуального, а архетипического. Вероятно, постановку можно было бы сократить до финального танца, который является как бы квинтэссенцией тех смыслов, которые можно обнаружить в музыке Стравинского. Разумеется, что это субъективная точка зрения, но я, впервые услышав "Весну священную", почему-то представила аналогичную сцену (танец обнаженной девушки).

музыка, балет, музыкальный дневник

Previous post Next post
Up