Как известно, во многих литературных произведениях и фильмах ключевую роль играют протагонисты (главные герои, как правило - положительные) и антагонисты/антигерои (как правило - отрицательные персонажи, противостоящие главным героям), сюжет строится на их противостоянии и заканчивается либо победой добра над злом (такие финалы обычно называются "happy end"), либо наоборот гибелью или просто поражением главного героя (это в основном характерно для различных драм) или как вариант - возможны разного рода необычные развязки и нестандартные сюжетные повороты и твисты (когда, например внезапно оказывается что хороший персонаж на самом деле злодей, а отрицательный - наоборот не такой плохой).
Однако, бывают также и совсем специфические случаи, когда главный герой книги или фильма, изначально задуманный как положительный от начала и до конца - совершает удивительно мерзкие поступки и оказывается таким негодяем, по сравнению с которым даже многие отрицательные герои покажутся не такими уж плохими.
Подобное явление встречается не так уж редко, и примеров можно привести немало. И в качестве одного из наиболее характерных случаев - можно привести
одну очень популярную во всем мире книжку-бестселлер (а точнее сказать -
серию из нескольких книг), рассказывающую историю вымышленного итало-американского гангстера и его дочери. В книге подробно описывается, как главный герой поднимался из самых низов наверх, от уличного мальчишки до крупной и влиятельной фигуры преступного мира (а в последующих книгах - рассказывается про взросление и становление его дочери и её превращение во влиятельную бизнес-леди, успешно продолжающую и приумножающую отцовский бизнес). И при всем этом - он на протяжении всей этой саги преподносится как этакий "хороший плохой парень", который несмотря на бандитскую профессию, не лишен человеческих качеств, умеет дружить, готов придти на помощь друзьям, заступается за слабых в определенных ситуациях, пользуется огромным успехом у слабого пола, и в итоге - должен вызывать симпатии у читателя и восприниматься как образец настоящего мужчины. И в целом, книгу можно было бы воспринимать как обычное стандартное бульварное чтиво с элементами эротики, рассчитанное на юных девушек и скучающих домохозяек, если бы не один момент - в книге наличествует один эпизод, после которого вся эта история у любого мало-мальски думающего человека не может вызвать ничего, кроме омерзения. И заключается он в том, что в самой первой книге главный герой убивает свою первую жену. Этому событию предшествует женитьба на ней, после которой он начал изменять ей со всеми подряд, обращался с ней как с малоценной вещью, и при этом - запретил ей какую-либо личную жизнь на стороне, а когда она, страдая от одиночества и отсутствия любви, пригрозила ему слить в полицию данные про его криминальную деятельность - он просто приказал своим людям выбросить её с 25 этажа и инсценировал все это под несчастный случай...
Что любопытно - на эту книгу
очень много положительных и хвалебных отзывов, особенно от женской аудитории, на которую она собственно и рассчитана. У меня же - от всего этого было лишь недоумение и вопрос "Как ЭТО можно хвалить?" Мало того, что в этом и других произведениях данной писательницы по сути открыто пропагандируются и выдаются за благодетель откровенно блядские, аморальные и деструктивные ценности, так в довершение всего - из откровенного ублюдка и мерзавца, сломавшего жизнь молодой девушке, а потом убившего её - изо всех сил лепится положительный герой, который по идее авторши должен вызывать уважение и быть примером для подражания. Кстати, когда в
последней книге данной серии этого персонажа (ставшего глубоким стариком) по сюжету все-таки убили выстрелом в голову - лично я испытал чувство удовлетворения...
Также подобные вещи встречаются и в кино. Здесь можно вспомнить даже некоторые
достаточно известные блокбастеры мирового уровня, в которых протагонисты вели себя как неадекваты и мудаки, но пожалуй самым ярким примером в этом плане для меня стал наш российский сериал "Агент национальной безопасности", который снимался на протяжении нескольких лет в конце 90-х и начале нулевых годов. В целом мне этот сериал очень нравился, и к главному герою (капитану ФСБ Николаеву в исполнении Пореченкова) я относился очень хорошо... ровно до того, как посмотрел одну из серий второго сезона. Вот она:
По сюжету, Николаев там крутит шашни с нечистой на руку хозяйкой ночного клуба (которую играет Довлатова), и в начале серии сидит в этом клубе и смотрит на выступление своей возлюбленной на сцене. Его сосед по столику говорит ему что-то типа "Клевая какая баба, я б её отымел!". В ответ - тот звереет, набрасывается на него и избивает до полусмерти, хотя тот мужик даже понятия не имел о том, что она его подружка и что между ними отношения. В принципе, создатели сериала изначально задумывали персонажа Пореченкова, как этакого брутального и харизматичного парня с крутым нравом, который любит выпить и подраться, и которому что называется "палец в рот не клади". Однако, введением в сюжет подобных эпизодов - они по сути показали неадекватного козла и отморозка, который будучи в нетрезвом виде представляет опасность для окружающих, и запросто может покалечить или убить любого ни в чем не повинного человека за неправильное слово, за косой взгляд или вообще ни за что. И после просмотра этой сцены - у меня в голове крутилась только одна мысль: "Бляха-муха, ну это пиздец! Такого мудака и урода в качестве главного положительного героя мне еще никогда не доводилось видеть!"...