Образ будущего в советской кинофантастике."Я был спутником солнца"(1959)

Oct 07, 2015 05:13

image Click to view



Фильм создан в самом начале космической эры: через два года после запуска первого спутника Земли, за два года до первого полета человека в космос.2 января 1959 года (год создания фильма) на траекторию полета к Луне была выведена советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1»,которая из-за ошибки в расчетах вышла на гелиоцентрическую орбиту и стала первым в мире искусственным спутником Солнца. «Луна-1» была первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости и преодолевшим притяжение Земли. В фильме это событие названо "величайшим событием эпохи построения коммунизма"(что делает честь советской пропаганде).




Сюжет фильма.[Spoiler (click to open)]Андрей - сын конструктора космических кораблей Сергея Ивановича. Из телеграммы отца подросток случайно узнает о существовании семейной тайны, которую родители скрывают от него. Ключ к тайне - в домашнем сейфе отца.
В сейфе Андрей находит коробку, в которой хранится фотография мужчины лет сорока пяти-пятидесяти (такая же фотография висит у них в доме на стене), старые номера газеты "Правда" с сообщениями о первых запусках искусственных спутников Земли и Солнца и несколько видеозаписей. На одной из них  человек с фотографии совершает полет в комической ракете, на другой - он же на ученом заседании рассказывает свою гипотезу о существовании в космосе зон, непроходимых для радиоволн и гибельных для космических кораблей из-за неизбежного отказа радиоэлектронных приборов.В своем выступлении он называет "историческими" дни, когда "советские ученые создали первый искусственный спутник Солнца", т.е. 1959 год - год создания фильма.Один из участников заседания замечает, что он "уже пять лет летает на лунных трассах, и никаких зон".
Вернувшийся домой отец рассказывает Андрею об Игоре Петровиче (так зовут  человека с фотографии ) : для подтверждения своей гипотезы о существовании непроходимых зон он запустил несколько космических лабораторий, а затем отправился на их поиски в космос и погиб. "Ты должен быть таким же, как Игорь Петрович",- говорит сыну отец, и тот понимает, что "не сказано самое главное".
Прошли годы. "После работы на лунных трассах" Андрей увлекся наукой. Он работает над созданием защитных материалов для космических кораблей.Лаборатория, в которой он трудится, сумела разработать материал, способный защитить человека от космических излучений. Из этого материала создана обшивка космического корабля, который должен впервые понести человека в большой космос.Однако подопытное животное (обезьяна), отправленное в космос для проверки надежности нового корабля и новой обшивки, заболевает лучевой болезнью.
Ученые напряженно ищут причину возникновения радиации на корабле. Отец Андрея, находясь на лунной станции, связывается с ними по видеосвязи и советует осмыслить случившееся в свете гипотезы Игоря Петровича Калинина. В конце концов другу Андрея удается найти причину: накопление противометеоритных зарядов в результате отказа электроники.
Вечером того же дня Андрей приходит к отцу, у которого собрались его коллеги. Обнаружен "спутник Калинина" - запущенная Игорем Петровичем солнечная лаборатория.Ее нужно забрать на Землю, чтобы изучить собранные данные.Однако в том месте, где находится лаборатория, существует повышенная метеоритная опасность.
Отец Андрея демонстрирует еще одну видеозапись из таинственной коробки - последнюю видеозапись Игоря Петровича. Перед лицом неизбежной гибели он сохраняет спокойное мужество, сообщает о намерении продолжить поиск лаборатории и просит своего друга Сергея позаботиться о его сыне Андрее. Игорь Петрович - настоящий отец Андрея.
Андрей просит отправить его в космос, чтобы забрать лабораторию отца с накопленными за 30 лет материалами.
Корабль Андрея попадает в зону метеоритной опасности.Несмотря на то, что у него заканчиваются противометеоритные снаряды, ему чудом удается избежать гибели. Андрей находит лабораторию и принимает ее в транспортный отсек своего корабля.
Однако удар маленького метеорита повреждает атомное управление импульсного двигателя. Андрей стоит перед выбором:на оставшемся горючем выброситься в аварийном отсеке самому или отправить лабораторию с помощью катапульты? Он сознает, что от его решения зависит воплощение мечты его отца, мечты многих поколений. И он принимает героическое решение: отправляет лабораторию в катапульте, чтобы она могла войти в зону радиоопроса с Земли. Он обречен быть вечным спутником Солнца.Однако по прошествии мучительных часов радиосвязь восстанавливается, Андрей возвращается на Землю.Расшифровка данных лаборатории Калинина позволит осуществить экспедицию в большой космос.

Прикинем, когда происходят события изображенные в фильме."При жизни моего отца советские люди сделали первые шаги в межпланетное пространство",-вспоминает Андрей во время полета. По-видимому, запуск первых космических спутников приходится на молодость Игоря Петровича, потому что во время дискуссии он называет те дни "историческими", а один из участников дискуссии "уже пять лет летает по лунным трассам". Значит, время запуска лабораторий Калинина - приблизительно 1970-е - 1980-е годы.Таким образом, полет Андрея спустя 30 лет приходится на начало 21-го века.

Сосредоточившись на космических технологиях,создатели фильма не уделили никакого внимания быту будущего: люди начала 21-го века одеты и причесаны по моде 50-х годов.Это странно, но подчеркивает духовное родство героев фильма с советскими людьми того времени, в памяти которых был жив подвиг народа военных и послевоенных лет. По сути, тема этого первого послевоенного советского научно-фантастического фильма - трудовой героизм. Такой же героизм, с которым советские люди восстанавливали разрушенную войной экономику. Здесь нет приключений, которые характерны в целом для жанра научной фантастики, нет даже любовной линии.


В фильме нет однозначных указаний на общественный строй изображенного периода. Однако по некоторым деталям можно понять, что на всей земле установлен коммунизм/социализм. Искусственные спутники, подвешенные над экватором, служат для трансляции передач московского телецентра по всему миру. Во время полета Андрея спутники связывают его с радиостанциями по всему миру: он разговаривает со своими собеседниками на русском,английском, немецком, французском языках. Принимая решение об отправке катапульты с лабораторией, Андрей думает о том, что эти сведения нужны человечеству (а не стране). "Я просто выполнил свой долг, -говорит Андрей в конце фильма. - Но думал ли я в тот момент, что это стократно помножится на волю и энергию людей нового мира, открывших путь в большой космос?"

будущее, советская кинофантастика, советское кино, кинофантастика

Previous post Next post
Up