Апофеоз корней безымянной страны

Jan 02, 2014 20:30

2014 год. Новый. Поэтому формат поста будет немного другой. Так и далее.



нет/10

"...возможно, они донесли меня до порога моей истории, поднесли к двери, которая откроется навстречу моей истории, меня бы это удивило, если она откроется, это буду я, наступит молчание, где я, не знаю, никогда не узнаю, в молчании не знаешь, необходимо продолжать, я буду продолжать."
Уважаю таких писателей как Джойс, Пруст, Достоевский, Беккет. Они писатели одной темы и одного направления. Все их книги напоминают буровую остановку и разговор возле нее:
- Мы достигли ядра земли?
- Еще нет. Но уже испортили несколько буров.
- Значит закажите еще. Мы будем бурить столько сколько нужно.
- Но заказчика это уже совершенно не интересно, к тому же это не окупится.
- Я же сказал мы будем бурить.
Джойс бурил язык и форму, Пруст время и воспоминания, Достоевский веру и грех, а Беккет целостность личности. "Безымянный" - это самая радикальная повесть стиля "провал в бессознательное" и на самом деле самая важная для целого направления потока сознания. Вершина и тупик одновременно. И еще одновременно самая сложная для чтения (учитывая что литература Беккета очень и так специфична, сильно на любителя). В отличие от "Моллоя" и "Мэлон умирает", где есть хоть какая-то фабула, здесь герой не знает родился он или нет, жив он или мертв, есть он или нет, просто есть голос или даже шепот, больше ничего не известно. Созданы условия абсолютной неопределенности и потрясающий потенциал для того чтобы достать ядро. В условиях полного отсутствия литературной архитектоники  (завязка, сюжет, отношения героев) все бесконечно подвижно, и жанр предполагает, что все написанное может значить все что угодно. Тонуть в подобных произведениях можно очень долго, а достичь дна невозможно. Такая же и критика.

Невозможно очертить неудавшиеся или удавшиеся детали объективно. Допустим для меня многое, конечно, было лишнее, например, целые десятки страниц - это иллюзии одноглазого червя, причем иллюзии малозначимые, скорее созданные ради атмосферы, вместо которых можно было бы копать в другом направлении. Но, как уже сказано, это жанр, в котором акцент на деталях нелеп. Нерентабельна и конструктивная критика. Именно поэтому существует так мало рецензий по конкретным произведениям Беккета, только в целом о творчестве его французского периода. А если есть, то очень разные. К "Безымянному" в одной из книг была аннотация, что это история о "калеке без всех конечностей". Чудесное описание, не правда ли? Или вот в другой "попытка показать обезличивание в 20-ом веке". Причём тут 20-ый век? Человек растворивший своего героя вообще вне бытия думал о каком-то веке? Можно схватить только эссенцию этого произведения, и заключается она в том чтобы высказать что есть человек, когда этого человека на самом деле нет. Есть другие. Которых тоже нет. Ускользающая индивидуальность в призме Манедельброта.

Я эту во много отвлеченную беккетовскую тему об обезличивании воспринимаю близко потому может быть, что для меня здесь нет отвлеченности или пафосных выводов. Однажды решив определить почему у меня такие или черты характера я все их за какие-то пятнадцать минут вывел из событий своего детства и юности, и от людей, которые меня окружали. Каждую черточку и каждый штрих. Шок. Меня нет. Есть другие. Автор этого жж полностью Безымянный. Вот так и живу.

И еще. Романы Беккета очень сильно уступают его пьесам даже в не самой лучшей постановке. Его пьесы просто на несколько порядков выше, и с моей точки зрения "В ожидании Годо" находится на уровне "Гамлета". Ждать или не ждать? Быть или не быть?



4/10

Во-первых издание. Удалось найти Боэция только в мягкой обложке, на противной газетной бумаге с ужасным шрифтом. Отсюда следует, что Боэций непопулярен.
В книге один большой трактат по логике, четыре по теологии и "Золотая книга", как называют его последний труд об оправдании своей судьбы. Творчеством Боэция я был разочарован, как и вообще всеми схоластиками когда либо читаными мною типа Ансельма или Фомы. Все утверждения и мысли являются почти стопроцентным заимствованием античного наследия в формате: Платон, Платон, Аристотель, Прокл, Платон, Цицерон, Аристотель, Аристотель, Сенека, Платон. Но если бы это было простым копированием - я бы понял, но натужные попытки оправдать этим наследием догматы католической церкви выглядят для меня пошлостью (не сказать что я не знал что такое схоластика, но всегда надеешься на лучшее). Стоит отдать должное, что Боэций старается держаться русла логики и доказывать все логически, но невозможно доказать абсолютную выдумку абсолютно достоверно. Как и все схоласты Боэций в самый решающий момент, когда объяснить не удается, просто вводит новую аксиоматику. Например: "А, это, господа, божественный разум только понимает, у вас есть только рациональный и чувственный, поэтому понять не удастся. Следовательно давайте перейдем к другому вопросу." Совершенно не представляю кому это интересно читать кроме профессиональных историков средневековья, богословов или людей благоговеющих перед любыми навязанными авторитетами. Античная мысль и школы намного более оригинальны, более злободневны и более искренни. Они похожи на живого человека с которым можно беседовать сквозь века. А схоластика - это компьютер, который на твои вопросы выдает догмы, а в решающий момент подло виснет без поддержки Ctrl-Alt-Delete. Ты его перезагружаешь, и он тебе вновь выдает те же догмы. Боэций был последней перезагрузкой. Пойду к живым людям.


8/10

"Снежная страна" - трогательная история о взаимоотношении гейши и приезжего журналиста, настоящий курортный роман. Чистый непорочный цветок и циничный сорняк мегаполиса. Незамысловатый сюжет в атмосфере японского высокогорья с присущей ему природой и бытом. Очень понравилось. В том же стиле написаны его новеллы

Долго не мог понять почему главный герой Симамура требует от гейши Комако сексуальных утех, гейши этим не занимаются. Но вики рассказала, что именно в северных регионах с горячими источниками есть специальные гейши с функциями проститутки.

В книге есть еще одна повесть - "Тысячекрылый журавль". Желая показать максимум японского духа, спустя 20 лет Кавабато уходит крайность и создает нечто необычное. Героями в этом произведении являются не только люди, но приборы чайной церемонии такие как сино (кувшин для подачи чая) и орибэ (чашка-пиала). Судьбы всех "героев" скрещиваются в единый клубок, уникальнейшим композиционным приемом обнажая суть японской философии: человеческие качества связывают со средневековой керамикой (чашка разбивается в знак ухода навсегда, а подаренное сино продается как знак презрения к подарившему), и, наоборот, присущие керамике свойства, когда ей любуются и не прикасаются, возникают в людях (муж и жена живут вместе, но муж не может из-за красоты жены зайти дальше чем поцелуи). Смысл, наверное, был донести универсальность красоты, которую можно узреть в любой вещи, но нельзя схватить и удержать. Доступно лишь созерцание. Но из-за такого смещения чувствуется что человеческие герои здесь нереальны, они просто являются символами. Кавабато выражая характер японцев, теряет самих японцев. Его простые в человеческом плане произведения, такие как "Снежная страна", намного более точно передают черты его страны.

Милые иллюстрации:


P.S:Раньше я не придавал этому значения, но теперь глаз цепляется. Цепляется он за строчку "Под влиянием Джойса". Под влиянием Джойса Кавабато написал рассказ "Кристаллическая фантазия". Джойс как раковая опухоль поражает даже самые самые далекие от ирландской культуры, например, японскую.



10/10
Шестов - это определенно русский Ницше. Не знаю, проходят ли его на филфаках, но на мой взгляд должны. Вся его книга построена из коротких заметок о литературе, философии и жизни на тему того что придерживаться какой-то позиции - это все равно что не придерживаться никакой, пора взглянуть правде в глаза и отказаться от систем, мировоззрений и догм. Хотя бы на время. Большинство из этих заметок - это один в один мои мысли. Надо будет почитать еще что-нибудь из него. Просто открытие. Хотя удивительного ничего нет, все экзистенциалисты мне очень близки.



9/10

Самая детальная и толковая работа по сказкам. Уже ни раз встречал ссылки на Проппа. Особенно хорошо идет после "Золотой ветви" Фрезера. Много параллелей.
Но формат "Книга по требованию" - полное дерьмо. Никогда больше не закажу у них, буду искать на alib.ru. Должно быть какое-то уважение к читателям. В электронном виде даже на читалке я книги не воспринимаю, подсознательное отторжение. Поэтому проблемы с букинистикой и редкостями возникают постоянно.


Кстати я тут заметил одну параллель. Прочитанные авторы очень похожи друг на друга.
Беккет и Кавабато.



Боэций и Шестов.



На Новый год подарили шикарный огромный атлас. Очень доволен.



Previous post Next post
Up