Связка Ключей. Ключ Шестой - LATR,

Jun 29, 2008 15:15

или К вопросу о рассеянии Ключей.

Вослед блистательным выкладкам достопочтенных Karwell, Никиты и Gulo Kite.

Исследователь, имя которого утеряно, а от рукописи найден лишь обгорелый фрагмент, судя по сохранившемуся тексту, планировал предпринять очередное путешествие не просто на Индостан. В келье, где он работал, нашлись многочисленные - и изумительно сохранные - карты региона Каракорум-Гималаи-Ладакх,- похоже, ученый собрал почти все современные ему варианты, чтобы путем сопоставления как можно лучше изучить область, где предполагал обнаружить следы Последнего Храма агнитов.

Затем, детальное изучение уцелевшей страницы привело к обнаружению на полях ее малозаметной надписи, скорее всего, выдавленной неким твердым предметом. Научная добросовестность не позволяет мне утверждать, что таковым был исчезнувший ключ, однако соблазн велик. Так или иначе, начертано было слово LATR.

Изустная традиция тех мест, откуда предположительно родом автор сгоревшей рукописи (несколько независимых экспертов пришли к выводу, что язык записок ему не родной, и нашли, что воззрения автора выдают в нем уроженца Северной Таврии или Киммерии, с детства знакомого с легендами центра Евразии) содержит единственный объект, название которого созвучно LATR - Алатырь. В разных источниках он именуется Златырем, Латырем, Алатрем и собственно Латром. Более того - на всем континенте нет иного эпического элемента, который бы связывал гору (или горы), дверь (между мирами, как мы увидим позднее), ключи, огонь (причем, огонь "небесный") и некие религиозные заповеди. Это все он, многократно легендарный "бел-горюч камень Алатырь".

Несмотря на то, что Алатырь "находили" на Урале, Кавказе, Алтае и еще в нескольких десятках предположительных мест,- судя по всему, в своей системе понятий он играет ту же роль, что и гора Меру, и Кайлас, и Омфал. Все это наталкивает нас на предположение, что различные "гороцентрические картографии" суть проекции одной и той же идеи на различные мифологические плоскости.

Если кристаллизовать то, что мы знаем об этом объекте, обнаруживается некая понятийная ось. Итак, бел-горюч камень Алатырь упал с неба, и в месте падения образовалась Алатырская гора (крупный метеорит белого свечения при падении вызвал сверхмощный горст). Это увязывает рассматриваемый вопрос и с метеоритным железом агнитских храмовых ключей, и с их представлением о небесном явлении храмового огня,- и возможно, проливает свет на происхождение саламандр как класса существ, являющихся результатом метеоритной инвазии. Более того - Алатырь еще и дверь, соединяющая явленное с неявленным, и скрижаль с начертанными на ней заповедями, и источник магической силы и... алтарь, над коим... был возведен храм! И при всем при этом, один из самых распространенных старинных заговоров воинской неуязвимости построен на том, что заклинающий запирает свои слова ключами, кои зарывает под Алатырем... а на камне самом сидит дева-заря (саламандра?) и железной (!) иглой латает даже самые страшные раны.

Даже призывая на помощь весь научный скепсис, приходится признать, что буквальных соответствий слишком много, чтобы считать их просто совпадениями. И тут мы приходим еще к одному образу, кочующему из одного мифологического пласта в другой. А именно - о Ключе, точнее, Всеключе, отмыкающем любые двери. О Ключе доступа в любые пространства (наверняка и замыкающем - но люди отчего-то предпочитают описывать путь "туда", а не "обратно"; не оттого ли многие наши открытия подобны ящику Пандоры? - простите мне это отступление, коллеги). Как его только не именовали - и Ключом Земли, и Ключом Миров...

Идея Всеключа, мыслится мне, объединяет и Саламандровый Ключ агнитов (напомню - бородка его штыкообразна), и иглу девы-зари (проходы между мирами, расселины в земле и раны человеческие с топологический точки зрения подобны), и знаменитую келейнитскую ересь, "свободные вещи" которой стремятся к гипотетическому clavis universum Келейна Орра.

Отсюда мы уходим все далее в область предположительного. Так, упоминания о Договорах, в силу коих сиды могли передавать определенные знания (или передавать способности?) представителям других фэйрийских народностей (в том числе, и дварфов) и даже людям,- достаточно многочисленны. Так или иначе, изначальное умение переносить тонкую суть живого существа в предмет (произведение искусства ли, ремесла) либо вочеловечивать артефакты приписывается именно сидам, и колоссальный мифологический пласт тому порукой.

Учитывая, что создание ключей к дверям между мирами не могло не стать настоятельной подребностью сидов уже к моменту ухода их в Другие Страны,- трудно исключить, что ограниченная передача знаний представителям пограничных и посюсторонних рас была вызвана как политическими, так и экономическими нуждами сидов. А коль скоро Алатырь прежде всего - одна из дверей между мирами,- то само существование этой двери должно было извлечь из событийного потока отвечающий ей ключ.

Перечисленные соображения подталкивают нас еще к двум выводам.

Келейнитские "свободные вещи", одним из существенных признаков которых считалось наличие "свободы воли", вполне могли быть одушевленными или вочеловеченными предметами. А этим, в свою очередь, можно объяснить то, отчего ни одна из "свободных вещей" не обнаружена позднейшими искаителями: трудно заподозрить своего соседа в том, что он - не просто пожилой близорукий человек, а - Ключ. Коллеги-современники уже высказывали некоторые предположения о возможном местопребывании или проживании отдельных Ключей из рассыпанной Капеллы, а также - и Ключа Три Креста. Как минимум, все сходятся в европейской их локализации. Притом, все перечисленные Ключи, кроме последнего - бронзовые, хоть и особой бронзы. Искусство же работы с железом, и прежде всего - метеоритным,- пришло в Европу позднее, нежели на восток континента. Европейские мастера неоднократно переоткрывали технологии, рожденные и забытые в Юго-Восточной Азии,- и поиски Келейна Орра тому примером. Делийская же Стальная Колонна, возможно, указывает нам, что идеал Всеключа, к коему стремился дварф-еретик, по-прежнему пребывает на Индостане...

И тут мы подходим ко второму выводу. Последний Храм агнитов - не только последний, но и Первый. Возведенный над Алатырем, порождающий Храм был защищен и законспирирован более всех прочих агнитских святилищ, а мощь "бела-горюча камня", возможно, защищает его по сию пору,- даже если внешние строения лежат в руинах. Не решусь обосновать надежду, что в тайной части храма по-прежнему обитает саламандра-прародительница... но и не высказать ее не могу. Что же касается Первоключа от Алатыря-двери,- возможно, того самого Всеключа,- боюсь, потенциальной экспедиции придется искать в упомянутом горном треугольнике не только и не столько выразительные руины, не описанные иными исследователями, но и обиталище отшельника поблизости. Ибо Всеключ вполне может проживать невдалеке от Алатыря в облике его Хранителя.

Связка Ключей, legend

Previous post Next post
Up