Как реагировать на попрошаек?

Jul 23, 2015 10:35


Как реагировать на попрошаек?


Вечер. У всех как-то заканчивается рабочий день.
Я поработала, забрала ребенка у моей мамы, еду себе домой. Малыш строит глазки прохожим, я думаю о жизни. И вот мы видим, как закончился рабочий день у попрошайки. Она уже лет десять у нас в метро: то на Маяковской стоит рядом с толпой, то ходит по вагонам. И реально вид у нее тот еще. Как вообще живет человек. Ну так вот. Еще минут десять назад она шла по вагону метро, жалуясь на голод, медленно шаркая старыми тапками, убрав руку под куртку, как будто рука в гипсе.


И тут она выходит из метро, расправляет рукав куртки, одевает ее как обычно, закуривает и идет себе обычным достаточно бодрым шагом домой. Заходит по пути в продуктовый магазин. В общем рабочий день закончился. Можно купить себе чипсов.
Не знаю, что вы бы чувствовали на моем месте, но меня такие истории злят очень сильно. Вот уж последнее дело паразитировать на человеческой жалости. Просто реально так и врезала бы! Не люблю, когда меня обманывают.
И много ведь таких историй.
И вот у многих возникает вопрос: как же реагировать, кому помогать, а кому нет? Как понять, кто мошенник, а кто нет?
Мы как-то с мужем обсуждали этот вопрос. Говорили о чувстве вины, которое иногда где-то подспудно возникает. Ладно не дал денег алкоголику, но если на детей собирают, а ты мимо проехал, вроде нехорошо как-то. Но ведь и не виноват ни в чем. Хочешь помогаешь, не хочешь - не помогаешь. Каждый имеет право попросить, и каждый имеет право отказать в помощи. Что за вина?
Как ни странно, это был не просто философский разговор, мы-таки пришли к выводам и действиям, которые нас успокоили. Чуть позже я скажу об этом.
А пока разберемся в трех важных составляющих:
1. Абстрактное чувство вины. Надо признать, что есть такой феномен, мораль, не знаю как обозначить: если ты живешь хорошо, ты должен помогать тем, кому сейчас не очень, хотя бы чуть-чуть помогать. Я вообще редко использую слова "мораль" и "должен". Но в данном случае оно действительно так. Если ты живешь хорошо и не помогаешь тому, у кого полоса невезения, то приходится как-то уходить от страха, что это твое "хорошо" может быть не вечно, приходится на какие-то вещи закрывать глаза. А жизнь все равно напоминает о том, что всякое бывает, и мешает чувствовать полную гармонию и счастие. Соответственно если у тебя денег больше чем просто на выживание, то помогать надо. Как именно, в каком объеме и кому ты можешь выбрать сам. Так восстанавливается равновесие. Так совершенно реально уменьшается чувство вины.
2. Реальное чувство вины или реальный страх.Помимо этого если человек ощущает какую-то реальную вину в своей жизни (где-то жадничает, обманывает, по работе совершает много сделок со своей совестью) или боится каких-то конкретных обстоятельств, то образ попрошайки может это реальное чувство вины или страха усилить. Так проходит мимо попрошайки тысяча человек, и несколько десятков человек, которые чувствуют себя виноватыми за что-то, обязательно найдется. Им напоминание про "не вечное везение в этой жизни" попадает на больное место. Вот и подзаработали мошеннички. Логично действительно в таком случае у церкви милостыню просить - человек идет грехи замаливать, а тут ему еще раз на больную мозоль, дополнительное напоминание, что везение не бесконечно. И вроде кинул грешник монетку уже полегче. Но это странный по сути ход. Если ты чувствуешь реальную вину перед кем-то, лучше идти к тому, перед кем виноват! Какой смысл замаливать свою вину, раздавая по пять рублей нуждающимся? Что легче от этого тому, перед кем ты провинился?
3. Реальная помощь. Когда я задумываюсь о том, как бы я стала помогать человеку, который по-настоящему просит о помощи, в случае если у него украли багаж и деньги на билет домой, или человеку, который остался без дома, или людям с ограниченными возможностями, я понимаю, что во-первых, я бы подробно расспросила человека о ситуации в которую он попал: вполне возможно, что у него дофига ресурсов, которые он не использует. А во-вторых, моя основная помощь скорее всего заключалась бы в информировании: "попробуй обратиться туда-то и туда-то, там тебе помогут". 50 рублей редко помогают столь же эффективно, как хороший контакт. Хочу ли я помогать так каждому попрошайке, т.е. подходить к каждому и заводить с ним разговор о жизни? Определенно нет. Но когда я вижу, что человек нуждается в помощи (упал, ушибся или очень грустный), то я иногда подхожу и узнаю, не нужно ли чем помочь. При чем, это тоже уже проверенная история, - те кому реально нужна помощь, обычно добры и отзывчивы на расспросы. А те, кто мошенничает, в ответ на расспросы начинают вести себя не совсем адекватно - уходят, говорят, что ничего не надо, или включают монотонную пластинку о том, какие они бедные несчастные.

Итого мораль:
1. Помогать надо. Для этого есть проверенные благотворительные фонды.
2. Если чувствуешь вину или страх про что-то из своей жизни - разбирайся с этим непосредственно.
3. Если хочешь помочь - узнай, в какой помощи человек действительно нуждается.

Ну, вы уже поняли: посовещавшись с мужем, мы решили определенную сумму ежемесячно перечислять Ночлежке http://homeless.ruПочему именно ночлежке? Просто. Мне нравится, как круто они работают. И поскольку сумму мы перечисляем не маленькую, моей совести стало значительно спокойнее.
И вам спокойной ночи.

Кстати, картинка к посту взята из классной креативной акции от Ночлежки, целью которой было привлечь внимание к проблеме. "При нашем равнодушии эта сторона жизни особенно опасна. Ежегодно на улицах Санкт-Петербурга умирает более 4000 человек".

Репост. Репост. Репост.

социум, что такое хорошо, благотворительность, забота, обман

Previous post Next post
Up