Московская готика: башенки в ряд

Oct 17, 2017 10:30


Пинакли, вимперги и аркбутаны - краткий курс по истории готического стиля в рамках одного отдельно взятого российского города.

Конструктивизм, эклектика, модерн и еще с десяток стилей уже давно превратили столицу в одну большую архитектурную мозаику. Разобраться во всем этом многообразии простому смертному непросто: на изучение даже одного архитектурного направления зачастую уходит целая жизнь. Если погружаться в архитектурные дебри желания нет, а узнать, чем отличается пинакль от вимперга, все-таки хочется, то беглое, но оттого не менее интересное знакомство с архитектурой родного города поможет устранить и пробелы в знаниях, и хандру от непривычно промозглого июня.



В Москве, городе в плане архитектуры на редкость разношерстном, нашлось место и для готики - пожалуй, одного из самых загадочных и интересных архитектурных стилей Европы. Существовала ли настоящая готика в России? Есть ли в Москве хотя бы одно средневековое готическое сооружение? Чем псевдоготика отличается от неоготики? Ответы на эти и другие вопросы можно найти и в интернете. Но лучше - на прогулке по столице, после которой город предстает в совершенно ином свете.



Москва. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Со светом в готике, к слову, все непросто: здесь больше тьмы, представленной летучими мышами, спрятанными под эркерами, горгульями и прочими мифологическими существами устрашающего вида. Один собор Парижской Богоматери чего стоит. Родиной готического стиля не зря принято считать Францию: самые ранние его примеры относят к XII-XIII векам. Расцвет стиля пришелся уже на XV-XVI столетия: к тому времени готические замки и соборы начали появляться не только во Франции, но и в Англии.



Москва. Англиканская церковь Святого Андрея. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Благодаря полету инженерной мысли европейцам удалось не только значительно удешевить строительство, но прийти к созданию построек, доселе невиданных. Это была настоящая революция в архитектуре, так как легкой, почти воздушного вида готике предшествовал романский стиль - массивный и тяжеловесный. С развитием технологий начало появляться то, что так отличает готику от остальных направлений: стрельчатые окна, порталы и башенки.

Принято считать, что в Москве интерес к готическому стилю появился в конце XVIII века, в разгар, как ни странно, эпохи классицизма. Петровский путевой дворец, Царицыно, Воронцово - все это шедевры псевдоготики (или, как ее еще иногда называют, готики русской). Но больше всего псевдоготических зданий в Москве было построено уже во второй половине XIX - начале XX века: именно на это время пришлась новая волна интереса к стилю, который стали называть неоготическим.

Особняки, усадьбы, доходные дома, общественные здания, церкви европейских конфессий и даже фабрики: многие из этих построек появились не только благодаря русским фабрикантам и предпринимателям, каждый из которых хотел как-то выделиться, но и благодаря иностранцам. Англичане, немцы, шведы, французы - все они оставили след в истории Москвы. Кто-то из них к XIX веку уже давно обрусел, кто-то искал на российской стороне приключений, кто-то ехал зарабатывать деньги, а кто-то - просто попал в русский плен и остался здесь навсегда.

Пожалуй, самым ярким примером неоготического стиля в Москве считается католический собор на Малой Грузинской. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - так звучит его полное название - стал третьим по счету католическим храмом, построенном в Москве до революции.



Москва. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru



Москва. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Строительство собора, которое было завершено к 1911 году, возглавил русский архитектор польского происхождения Фома Богданович-Дворжецкий. В 30-е годы храм, как и большинство религиозных построек, был закрыт. Здание сильно пострадало во время войны, а уже после нее, в середине 50-х, здесь расположился НИИ «Мосспецпромпроект».



Москва. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Вопрос о необходимости возвращения здания храма католической Церкви польская община подняла в 1989 году. Спустя семь лет НИИ все-таки выселили, и тогда же начались крупномасштабные восстановительные работы. Освятили отреставрированный собор в декабре 1999 года, а спустя пять лет жители швейцарского Базеля подарили всем католикам Москвы совершенно новый орган.

Сегодня по собору, вмещающему пять тысяч человек, можно, не выезжая из столицы, изучать неоготический стиль. На нем есть если не все, то почти все элементы, характерные для такого типа построек: это и пинакли (декоративные башенки), и вимперги (остроконечные завершения над порталами), и аркбутаны (наружные полуарки).



Москва. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В соборе служат мессы не только на русском и польском, но и на латыни. Помимо этого, собор - единственное место в России, где учат и игре на органе, и импровизации на нем.

Англиканская община появилась в столице гораздо раньше католической - еще во времена правления Ивана Грозного, который, как известно, даже предлагал руку и сердце королеве Елизавете, но был отвергнут. Церковь Святого Андрея - единственная англиканская церковь в Москве.



Москва. Англиканская церковь Святого Андрея. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Богослужения здесь проходят только на английском, поэтому неудивительно, что рядом с храмом так много посольских машин: прихожане церкви представляют более чем 40 стран.



Москва. Англиканская церковь Святого Андрея. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Здание церкви, даже по внешнему виду нуждающейся в реставрации, стилизовано под английскую готику. Так, башня увенчана по углам четырьмя небольшими остроконечными пинаклями, а главный вход украшен по бокам изображениями двух архангелов - Гавриила и Михаила.



Москва. Англиканская церковь Святого Андрея. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Внутреннее убранство собора лаконичное, если не сказать скромное. Однако потолок из вековых дубовых стропил и балок, создающих иллюзию средневековья, смотрится более чем эффектно.



Москва. Англиканская церковь Святого Андрея. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Одно из самых известных готических зданий в Москве было построено в 1908 году и долгое время было известно как торговый дом «Мюр и Мерилиз». Только после революции, когда дом, расположенный на углу Петровки и Театральной площади, был национализирован, он получил название, которое носит до сих пор: Центральный универсальный магазин, или просто - ЦУМ.



Москва. ЦУМ. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В семиэтажном магазине, построенном по проекту архитектора Романа Клейна, как и сейчас, продавали женскую и мужскую одежду, ювелирные украшения, парфюмерию и товары для детей. У современников он пользовался хорошей репутацией: шутка ли -  восемьдесят торговых точек - число даже по нынешним временам впечатляющее. ЦУМ, к слову, стал первым магазином, в котором появились электроподъемные машины, то есть лифты.

Еще один образец английской неоготики - особняк, построенный богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей супруги Зинаиды Григорьевны. Савва Тимофеевич часто бывал в Манчестере, тогда - центре текстильной индустрии, прослушал несколько курсов в Кембридже, изучал историю английских соборов и замков, поэтому когда пришла пора строить свой дом, он обратился к Федору Шехтелю, чтобы тот создал то, что удивит всю Москву.



Москва. Особняк Зинаиды Морозовой. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Дом на Спиридоновке, к оформлению интерьеров которого Шехтель привлек художника Михаила Врубеля, действительно удался. Достаточно сказать, что его в свое время посетил московский генерал-губернатор Сергей Александрович Романов, оставшийся от визита под большим впечатлением. Сегодня особняк Зинаиды Морозовой закрыт для посещений и выполняет представительские функции МИД России. Например, здесь в торжественной обстановке вручают дипломы выпускникам МГИМО.

Аптека Владимира Карловича Ферейна на Никольской улице так же, как особняк Морозовой, напоминает средневековый замок. Построенное русским архитектором шведского происхождения Адольфом Эрихсоном в 90-х годах XIX века, это здание некогда было занимала одна из восьми частных аптек в Москве.



Москва. Аптека Ферейна. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Никольская улица, на которой стоит аптека, фактически упирается в одноименную башню московского Кремля, в которой тоже можно найти признаки готического стиля. В начале XIX века башня была капитально перестроена: прежняя «верхушка» была заменена готическим верхом с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями. Именно готический облик считается главным отличием Никольской башни от других башен Кремля.



Москва. Кремль. Никольская башня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Башни и башенки - признаки готики, которые можно отыскать практически по всей Москве. Еще одна готическая точка на архитектурной карте столицы - городская усадьба Андрея Львовича Кнопа, что в Колпачном переулке.



Москва. Городская усадьба Кнопа. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Большой участок земли в этом месте некогда принадлежал промышленнику и барону Иоганну Людвигу Кнопу. После его смерти в 1894 году владение унаследовали и поделили его сыновья - Андреас (Андрей Львович) и Теодор (Федор Львович). Построенный еще в 1864 году особняк (дом № 7) отошел Теодору, во владении же по адресу дом № 5 по заказу Андреаса в 1900 году была построена новая усадьба. Автором проекта в неоготическом стиле стал архитектор Карл Трейман, сделавший ее похожей на очередной московский замок.



Москва. Городская усадьба Кнопа. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Одной из причин выбора этого места для возведения дома стала находящаяся рядом лютеранская кирха Петра и Павла, которую посещали все члены семьи барона. Сегодня этот лютеранский собор - главный в европейской части России.



Москва. Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru



Москва. Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru



Москва. Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Справедливости ради стоит сказать, что готический стиль выбирали не только представители различных религиозных конфессий, но и люди науки. Так, Московское Политехническое общество, учрежденное в 1877 году и объединившее выпускников Императорского Московского технического училища (ныне - Бауманки), выбрало для своего дома именно готику.



Москва. Дом Политехнического общества. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Вопрос о постройке собственного дома для заседаний общества назрел в начале XX века. Конкурс на проект здания был объявлен в 1904 году, а окончательный его вариант был составлен архитектором Александром Кузнецовым при участии работавшего тогда в Москве британского архитектора и художника Вильяма Валькота. «При проектировании фасада приняты в руководство архитектурные мотивы Англии, - говорил сам Кузнецов. - Страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок».



Москва. Дом Политехнического общества. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Первое собрание Политехнического общества состоялось в новом доме в Малом Харитоньевском переулке в январе 1907 года. Первый этаж был отведен для контор, на втором расположились залы для собраний, столовая, библиотека, а квартиры на верхних этажах сдавались в аренду. Принадлежность здания инженерам была органично отражена в гранитных инициалах «П» и «О» над входом.



Москва. Дом Политехнического общества. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

После такой насыщенной на архитектурные объекты прогулки оказывается, что находить в московских постройках признаки готического стиля не так уж и сложно. За один раз специалистом в этой области точно не стать, а вот ценителем - можно. Главное, не забывать хотя бы изредка отрывать взгляд от земли.



Москва. Доходный дом Эпштейна. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Экскурсия Москва готическая

источник: strana.ru

автор: Катя Зель

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up