По Мясницкой в Юсуповы палаты

Feb 06, 2013 14:17

Обнаружили в Интернете чудесный фотоотзыв об экскурсии 2011 года!

В Воскресенье, 06.11.2011, я была на пешеходной экскурсии «По Мясницкой в Юсуповы палаты». От увиденного я до сих пор нахожусь под впечатлением. Путевку на эту экскурсию я приобрела в «Магазине путешествий» (http://www.magput.ru).
Эту турфирму я для себя открыла в прошлом году. Меня привлекли в ней большое разнообразие предлагаемых туров и возможность доставки путевок курьером. Сейчас же у них появилась услуга оплаты туров через мобильный
телефон, что еще более удобно и финансово выгоднее, чем доставка курьером.
Но вернемся к выше упомянутой экскурсии. Сбор проходил на станции метро «Чистые пруды» в 09.15. Продолжительность экскурсии составила не более 3,5 часов, но за это время мы успели услышать и увидеть много интересного. Наш замечательный экскурсовод, Грехова Лада, увлеченно рассказывала нам про историю улиц и домов. В начале мы
немного отклонились от заданного маршрута, потому что Лада решила показать нам одну из московских достопримечательностей, расположенных в районе Чистых прудов, - Меньшикову башню.







Меньшикова башня, она же церковь Архангела Гавриила, - единственный в Москве храм-башня находится в Архангельском переулке.
Церковь выстроена по приказу Александра Даниловича Меньшикова в начале
18 века в стиле барокко, а знаменитый винтообразный купол,
напоминающий горящую свечу, был сооружен позже - в конце 18 века.
Церковь была построена как церковь "под колоколы", то есть совмещала в
себе церковь и колокольню. Башня приобрела славу самой высокой церкви с
самой короткой пасхальной службой. Последнее объяснялось тем, что
протопить высоченное помещение было сложно. Во время пожара башня
лишилась своей колокольни, поэтому решено было рядом с ней выстроить
"теплый храм под колоколы". Так рядом с Меньшиковой башней появилась церковь Федора Стратилата.
В 1923 г. церкви были закрыты, в 1947 году в храмах разместилось
подворье Антиохийского Патриархата (Антиохийской Православной Церкви), и
в том же году возобновились богослужения. К Антиохийской церкви
принадлежат, в основном, православные арабы.



Когда
мы подошли к этим церквям, раздался удивительно красивый колокольный
звон, исходивший с колокольни церкви Федора Стратилата.


Полюбовавшись храмами и насладившись колокольным звоном, мы отправились в сторону Мясницкой улицы.
Мясницкая
улица получила свое название от располагавшейся здесь в 16-17 веках
Мясницкой слободе. Мы прошли не по всей Мясницкой улице, а только по той
ее небольшой части, которая расположена между Чистыми прудами и Малым
Харитоньевским переулком.
Вот усадьба Солдатенкова (д.37).


На
этом месте в 18 веке находилась усадьба Докучаева, которая в начале 19
века была восстановлена по проекту архитекторов О.Бове и Григорьева.
С
1857 до 1901 г. домом владел К.Т. Солдатенков, купец из старообрядцев,
известный меценат, которого называли «московским Медичи». Будучи
неграмотным человеком, он собрал огромную библиотеку и богатую коллекцию
картин. Все свои собрания он завещал городу. В годы Великой
Отечественной войны здесь была размещена Ставка Верховного
главнокомандующего И.В. Сталина.
В одном из флигелей этой усадьбы
сейчас размещен ресторан со странным названием, которое, на мой взгляд,
не располагает к трапезе.


Рядом
с усадьбой Солдатенкова находится удивительный дом, который для меня
стал сюрпризом. Оказывается, дом 39 - это единственное в России здание,
спроектированное великим Ле Корбюзье. Оно было построено для
Наркомлегпрома в 1928-1936 гг.в стиле функционализма, затем здание было
передано Центросоюзу.


Дом Центросоюза
явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером
решения современного делового здания. Создавая этот проект, Ле Корбюзье
хотел воплотить 5 основных принципов современной архитектуры,
разработанных им:
1. Опоры - столбы; Дом на отдельных опорах, которые позволяли устроить под домом или пешеходную зону, или сад.
2. Крыши - сады.
3. Свободная планировка.
4. Расположение окон вдоль по фасаду.
5. Свободный фасад.
К
сожалению, в здании не была реализована уникальная система вентиляции и
теплоснабжения, спроектированная Ле Корбюзье, да и пространство под
зданием застроили черти чем.


Сейчас в здании размещается Федеральная служба государственной статистики - Росстат.
Следующим объектом, на который мы обратили внимание, был дом 40, стр. 4 - усадьба Демидова -
палаты 17 века, которые были перестроены в 19 веке. Надо сказать, что
палаты в результате всех ремонтов и перестроек сильно пострадали,
поэтому то, что мы сейчас видим, называть палатами 17 века не совсем
корректно.


Следующий дом 42 - это усадьба Барышникова,
построенная по проекту М. Казакова. Главное здание и правое крыло
включили в себя палаты 17-18 вв. После 1812 г. усадьба перешла к С.Н.
Бегичеву, который был другом А. С. Грибоедова. В 1823-1824 гг.
Грибоедов гостил у своего друга, здесь он написал знаменитый вальс и
работал над комедией "Горе от ума". Кстати, именно поэтому недалеко
отсюда, у метро "Чистые пруды", и был установлен памятник А.С.
Грибоедову, хотя, наверно, было бы логичнее установить этот памятник
непосредственно в самой усадьбе.


В глубине двора (по адресу Мясницкая, 43)
стоит необычный классический особняк. Он был построен архитектором
Ф.И. Кампорези в 1790 г. для Панина. Необычность этого здания
заключается в том, что традиционный для стиля классицизма портик был
заменен аркой на коринфских колоннах.


На противоположной стороне расположен дом 44, который называют «домом трех композиторов»
(на фото - дом зеленого цвета), т.к. в разное время в нем жили или
гостили композиторы: Ференц Лист, Клод Дебюсси и Петр Ильич Чайковский.


Между домами 42 и 44 от Мясницкой улицы начинается Малый Харитоньевский переулок, куда мы и сворачиваем.
В начале Малого Харитоньевского переулка стоит дом Политехнического общества (д.4), .


Начальные
буквы его названия "П" и "О" переплетены в вензеле над центральным
входом. Здание построено в 1905 г. Валькотом и Кузнецовым


Своим
видом это здание напоминает благородную английскую готику - темный
камень, узкие высокие окна, величественные эркеры. Выбор стиля для
строительства здания для Политехнического общества был не случаен, т. к.
Англия - это страна, давшая первую паровую машину, паровоз, пароход и
ткацкий станок.


На месте дома 5 в Малом Харитоньевском переулке
находилось подворье кремлевского Чудова монастыря. Существующее здание
построено на месте подворья в 1861-1864 гг. по проекту архитектора А.О.
Вивьена.
Позднее надстроили третий этаж, а в 1929 г. появился шестиколонный портик.


После
1917 г. здание заняло Управление внутренней охраны НКВД. В настоящее
время в нем расположен военно-морской штаб. Возле этого здания на улице
выставлены вот эти "ежи". Интересно, от кого они защищают штаб?


Дом 10 по Малому Харитоньевскому переулку - это усадьба Рериха,
торговца железом. В настоящее время здесь расположен «Дворец
бракосочетаний №1», который еще называют «Грибоедовским». Дело в том,
что в 1960 г. переулок переименовали в улицу Грибоедова, но потом все же
вернули старое название.


На месте дома 7 находилась усадьба бабушки А. С. Пушкина Ольги Васильевны. К сожалению, усадьба сгорела во время пожара 1812 г.
На углу Малого и Большого Харитоньевских переулков когда-то была церковь Харитония Исповедника, которая была разрушена в 1935 г.

Выйдя в Большой Харитоньевский переулок, по четной стороне мы видим доходный дом Шугаева
(д.14), построенный в 1912 г. архитектором Кондратенко в стиле
неоклассики с элементами итальянского Ренессанса. Примечательным
является скульптурный фриз, объединяющий окна 2-го этажа.


Раньше
на этом месте стоял небольшой деревянный дом, принадлежавший
титулярному советнику Андрею Илларионовичу Федотову. В нем прошли
детские годы художника Павла Андреевича Федотова - автора жанровых
картин "Сватовство майора", "Завтрак аристократа".

На противоположной стороне переулка расположены белые палаты 17 века, принадлежавшие дьяку Андрею Ратманову (д. 17). Позднее этим домом владел отец знаменитого драматурга Сухово-Кобылина, написавшего пьесу «Свадьба Кречинского».


А за палатами мы, наконец, замечаем удивительные постройки, которые, собственно, и являются дворцом Юсуповых.


Палаты
Волкова - дворец Юсуповых (б. харитоньевский пер., 21) своим обликом
напоминают сказочный терем. Самой древней частью является нижний этаж
крайней правой палаты (конец XVI в.). По легенде, именно тут находился
охотничий дворец Ивана Грозного, соединенного подземным ходом с
Кремлем. К концу XVII в. был сформирован весь существующий комплекс с
характерным для того периода декором. Белокаменная резьба и многоцветные
изразцы, ажурные кованые решетки и резные подзоры, коньки и флюгера на
крышах - характерные черты нового архитектурного стиля, получившего
название московского или нарышкинского барокко.




Интересна
история владения этими палатами. Первый достоверный владелец палат -
сподвижник Петра I, вице-канцлер П. П. Шафиров. Он был обвинен в
казнокрадстве, и конфискованный у него дом в 1723 г. отдается графу П.
Толстому, управляющему Тайной канцелярией. Но в 1727 г. Толстой был
сослан на Соловки, а палаты были пожалованы за верную службу Меншиковым
своему секретарю Волкову. В том же 1727 г. Меншикова сослали в
Березов, а у Волкова за эту самую верную службу все отобрали, в том
числе, и палаты. Волковы палаты передаются князю Григорию Юсупову
-Княжево. С тех пор почти 200 лет они принадлежали юсуповскому роду.
Палаты считались главным родовым гнездом князей Юсуповых и стали
называться Юсуповским дворцом.


В
конце 19 в. палаты реставрируются архитектором Н.В. Султановым. Все
интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф.
Солнцева - выполнены богатые настенные росписи в русском стиле, резные
порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари. При реставрации со
стороны двора пристроили закрытое крыльцо и каменную ограду с воротами,
на которые был помещен герб Юсуповых.




Палаты
Волкова-Юсупова связаны с именем А. С. Пушкина. В 1801-1803 гг.
Пушкины снимали у князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831) флигель.
Мнения о том, где стоял это флигель и что с ним стало расходятся.
Маленький Пушкин в течение нескольких лет ходил гулять с няней в Юсупов
сад. Существует легенда (правда, ничем не подтвержденная), что в этом
саду гостей развлекал механический кот, гуляющий на цепи, а из водоема
поднимались фигуры богатырей... Возможно, эти детские впечатления нашли
свое отражение в поэме "Руслан и Людмила".
Именно здесь, "у Харитонья в переулке", поселил Пушкин Татьяну, героиню своего романа "Евгений Онегин".
В настоящее время здание арендуется по офисы. Сейчас владельцем является какая-то строительная компания.

В
Юсуповском дворце Лада передала нас местному экскурсоводу Елене
Аскольдовне. Заплатив за право на съемку по 100 руб, мы отправились
осматривать дворец.
Интерьеры дворца просто поражают своей красотой и великолепием.
Потолок в вестибюле


Это Охотничий зал.




Своды Охотничьего зала украшены сценами царской охоты в соответствии с легендой об охотничьем дворце Ивана Грозного.







А вот Красный зал,
своды его расписаны растительным узором. Следует сказать, что росписи
всех комнат и залов уникальны, т. е. узоры нигде не повторяются.




В
этом зале необычная акустика - звук распространяется как бы по
диагонали. Если двое встанут в диаметрально противоположные углы, а
кто-то из них произнесет слово или фразу, то другой человек не просто
услышит произнесенные слово или фразу, ему будет казаться, что они
произнесены в микрофон. Лично у меня были именно такие ощущения. Просто
непостижимо!


Сохранившаяся кованая дверь.


Лестница


Здесь видна сохранившаяся старинная кладка.
Белые кирпичи и красные кирпичи под ними - это и есть старая кладка.
Оказывается, современные кирпичи имеют длину 25 см, а кирпичи в старину
имели длину 30 см.


Парадная лестница
украшена львами, держащими в своих лапах гербовые щиты. На щитах
изображены символы рода князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстонов.


Прямая
наследница рода Юсуповых - Зинаида Николаевна, самая богатая невеста
России, вышла замуж за праправнука М. И. Кутузова и внука прусского
короля, русского графа Сумарокова-Эльстон, генерал-губернатора Москвы
(1915). Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов и
передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая
фамилия.


Рисунки на Парадной лестнице с гербовыми символами Юсуповых - оленем и львом.



В соответствии с модой конца XIX века во дворце была Китайская комната.






Особенно, конечно, поражает богатое убранство находящейся на 2-м этаже Крестовой палаты (Тронный
зал), в которой раньше устраивались балы и банкеты. Высокий (11, 5 м),
просторный (13,5 х 13, 5 м) зал напоминает гигантский купол. В
конструкции нет столбов, русские мастера использовали сочетание
коробовых сводов без единой опоры. В палату ведут три бронзовые ажурные
двери.




Высокие
своды Крестовой палаты расписаны знаками Зодиака, райскими цветами,
изображением сказочной птицы Сирин, единорога и дракона.




В
Крестовой палате на стенах между окон можно увидеть венецианские
зеркала. Венецианские плоские зеркала - дорогое удовольствие. Покупать и
коллекционировать их могли лишь очень богатые люди.






Гербовый зал декорирован скульптурными медальонами с изображением гербов Юсуповых.








Портретная комната украшена двенадцатью портретами наиболее ярких представителей династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской орды Юсуф-Мурзы.


Тут,
наверно, уместно будет упомянуть о существовавшем родовом проклятии
Юсуповых. По легенде, когда сыновья Юсуф-Мурзы отказались от
магометанства и приняли православие, чтобы служить при дворе Ивана
Грозного, одна ногайская колдунья наложила проклятие на род Юсуповых,
согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до
двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до
полного изничтожения рода. Можно верить или не верить в родовые
проклятия, но по отношению к Юсуповым проклятие сбывалось
неукоснительно.


Трапезная


Роспись потолка и стен в Трапезной




Изразцовая печь в Трапезной


Надо сказать, что в каждой комнате имеется своя изразцовая печь,
и каждая печь имеет свою неповторимую роспись. Глаз нельзя оторвать от
этих изразцовых печей - то голубая, то бирюзовая, то желтая - и все
целы до единой плитки.






(Оригинал отзыва здесь: http://ourtravels.ru/viewtopic.php?f=3&t=2861)

копии постов других пользователей, экскурсия, экскурсии по Москве, Москва, красивые фотографии

Previous post Next post
Up