Кайсын Кулиев о своих предках.

Jul 12, 2014 14:49


Как-то я уже писал о том, что Коста Хетагуров еще кон.XIX - нач.XX вв. писал о своих предках-аланах. В это раз же я хочу рассказать о Кайсыне Кулиеве, великом сыне балкарского народа.

.


Я не зря начал свой рассказ с Хетагурова, ведь роль Кайсына Кулиева в балкарской литературе аналогична роли Коста в литературе осетинской - это центральная фигура. Это два действительно великих кавказских "мастера слова", наполнившие мировую литературу бессмертными песнями, воспитывающими дружбы между народами и братство между людьми. Тем печальнее то, что происходит сейчас.

Если бы оба поэта дожили до наших дней (Кайсын не дожил совсем  чуть-чуть до охватившей его народ "аланомании"), они бы очень удивились этим "спорам о предках". Кайсын удивился бы вдвойне, что после смерти его объявили "великим поэтом аланского народа". Ведь Кайсын прекрасно знал кем были его предки. Как настоящий кавказец, он живо интересовался историей своего народа.

Друг Кулиева, писатель Левон Мкртчян вспоминал:

"Левон, знаешь ли ты, что балкарцы - это те же половцы. Канчак был великим полководцем. В "Слове..," о нем написано. Это не выдуманное лицо. Сохранилась грамматика половцев, составленная греками. У меня есть фотокопия рукописи. Это грамматика современного балкарского языка. За столько веков - никаких изменений в языке. Наш язык - самый чистый из тюркских языков..."

Левон Мкртчян, "Без тебя, Кайсын, и вместе с тобой..."



(Левон Мкртчян и Кайсын Кулиев)

О кипчаках, грозных предках своего народа, Кайсын писал, на мой взгляд, свои самые красивые и проникновенные стихи. Речь идет о цикле "Къыпчакъ айы" ("Половецкая луна"), в котором Кайсын обращается к предкам:

"Отвечайте мне, предки, чем память жива,
Где плоды ваших рук, торжество урожая,
И каких откровений высоких слова
Вы оставили миру, столетья сближая?"

***

"Их кровь - во мне, в моей судьбе и крови,
В моих словах - их жизни молоко.
Лишь то в потомках оживает внове,
Что в предках утвердилось глубоко".

***

"Там, в тёмном незабытом далеке,
Не только страха смертная остуда,
Я говорю на вашем языке,
Признательный душой за это чудо".

Объясняя свое внимание к далекому прошлому в цикле стихов «Половецкая луна», Кулиев писал в 1974 году в журнале «Аврора»: «Это один из самых сложных моих циклов... Сложность заключается в том, что я обратился к истории, к своим предкам, к половцам» (№ 10).

К сожалению, сегодня всякие проходимцы "от истории" пытаются превратить карачаево-балкарцев в манкуртов, которые, примеряя "аланские одежды", должны отказаться от своих славных предков. Титанической фигурой стоит против них Кайсын Кулиев, а это значит, что у негодяев нет шансов в их замыслах.

Наши предки дают нам не только пример того, как надо поступать в той или иной ситуации, но и как делать НЕ НАДО. Когда монголо-татарская угроза нависла над аланами и кипчаками, наши предки объединились и смогли противостоять самой мощной силе того времени. Но затем татары направили кипчакам послание: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними». Кипчаки оставили алан, и они были разбиты. Затем татары прошлись огнем и мечом уже по кипчакам. Это был первый урок.

Второй урок был другим. После поражения от монголо-татар часть алан и половцев осела в Венгрии, теперь они известны под именами "ясы и куны". Также как и мы на Кавказе сегодня, в Венгрии наши предки были соседями. Аланы занимали область "Ясшаг", а половцы, также как и их потомки на Кавказе, занимали две области - Большой Куншаг (Надькуншаг) и Малый Куншаг (Кишкуншаг). В отличие от монголов, которые уничтожали алан и кипчаков быстро, ассимиляция погубила асов и кунов гораздо медленнее, но итог был одинаков - они исчезли, хоть и показывали поразительное единодушие в отстаивании своих интересов.

Сегодня карачевцы, балкарцы и осетины - последние осколки некогда грозных племен. Это будет преступление перед предками, если мы не покажем единство в борьбе с "Игом" современности - манкуртизмом и ассимиляцией. В отличие от наших соплеменников в Венгрии, у нас есть на что опереться. Осетины зовут эту опору "Коста", а карачево-балкарцы - "Кайсын".
Previous post Next post
Up