Как-то я
уже писал о том, что Коста Хетагуров еще кон.XIX - нач.XX вв. писал о своих предках-аланах. В это раз же я хочу рассказать о Кайсыне Кулиеве, великом сыне балкарского народа.
.
Я не зря начал свой рассказ с Хетагурова, ведь роль Кайсына Кулиева в балкарской литературе аналогична роли Коста в литературе осетинской - это центральная фигура. Это два действительно великих кавказских "мастера слова", наполнившие мировую литературу бессмертными песнями, воспитывающими дружбы между народами и братство между людьми. Тем печальнее то, что происходит сейчас.
Если бы оба поэта дожили до наших дней (Кайсын не дожил совсем чуть-чуть до охватившей его народ "аланомании"), они бы очень удивились этим "спорам о предках". Кайсын удивился бы вдвойне, что после смерти его объявили "
великим поэтом аланского народа". Ведь Кайсын прекрасно знал кем были его предки. Как настоящий кавказец, он живо интересовался историей своего народа.
Друг Кулиева, писатель
Левон Мкртчян вспоминал:
"Левон, знаешь ли ты, что балкарцы - это те же половцы. Канчак был великим полководцем. В "Слове..," о нем написано. Это не выдуманное лицо. Сохранилась грамматика половцев, составленная греками. У меня есть фотокопия рукописи. Это грамматика современного балкарского языка. За столько веков - никаких изменений в языке. Наш язык - самый чистый из тюркских языков..."
Левон Мкртчян, "
Без тебя, Кайсын, и вместе с тобой..."
(Левон Мкртчян и Кайсын Кулиев)
О кипчаках, грозных предках своего народа, Кайсын писал, на мой взгляд, свои самые красивые и проникновенные стихи. Речь идет о цикле "Къыпчакъ айы" ("Половецкая луна"), в котором Кайсын обращается к предкам:
"Отвечайте мне, предки, чем память жива,
Где плоды ваших рук, торжество урожая,
И каких откровений высоких слова
Вы оставили миру, столетья сближая?"
***
"Их кровь - во мне, в моей судьбе и крови,
В моих словах - их жизни молоко.
Лишь то в потомках оживает внове,
Что в предках утвердилось глубоко".
***
"Там, в тёмном незабытом далеке,
Не только страха смертная остуда,
Я говорю на вашем языке,
Признательный душой за это чудо".
Объясняя свое внимание к далекому прошлому в цикле стихов «Половецкая луна», Кулиев писал в 1974 году в журнале «Аврора»: «
Это один из самых сложных моих циклов... Сложность заключается в том, что я обратился к истории, к своим предкам, к половцам» (№ 10).
К сожалению, сегодня всякие проходимцы "от истории" пытаются превратить карачаево-балкарцев в манкуртов, которые, примеряя "аланские одежды", должны отказаться от своих славных предков. Титанической фигурой стоит против них Кайсын Кулиев, а это значит, что у негодяев нет шансов в их замыслах.
Наши предки дают нам не только пример того, как надо поступать в той или иной ситуации, но и как делать НЕ НАДО. Когда монголо-татарская угроза нависла над аланами и кипчаками, наши предки объединились и смогли противостоять самой мощной силе того времени. Но затем татары направили кипчакам послание: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними». Кипчаки оставили алан, и они были разбиты. Затем татары прошлись огнем и мечом уже по кипчакам. Это был первый урок.
Второй урок был другим. После поражения от монголо-татар часть алан и половцев осела в Венгрии, теперь они известны под именами "ясы и куны". Также как и мы на Кавказе сегодня, в Венгрии наши предки были соседями. Аланы занимали область "Ясшаг", а половцы, также как и их потомки на Кавказе, занимали две области - Большой Куншаг (Надькуншаг) и Малый Куншаг (Кишкуншаг). В отличие от монголов, которые уничтожали алан и кипчаков быстро, ассимиляция погубила асов и кунов гораздо медленнее, но итог был одинаков - они исчезли, хоть и показывали поразительное единодушие в отстаивании своих интересов.
Сегодня карачевцы, балкарцы и осетины - последние осколки некогда грозных племен. Это будет преступление перед предками, если мы не покажем единство в борьбе с "Игом" современности - манкуртизмом и ассимиляцией. В отличие от наших соплеменников в Венгрии, у нас есть на что опереться. Осетины зовут эту опору "Коста", а карачево-балкарцы - "Кайсын".