Дмитрий Савицкий: новая система "Алмаз-Антея" поможет изменить структуру воздушного пространства над Москвой
Новая автоматизированная система управления воздушным движением с элементами искусственного интеллекта,
созданная Концерном ВКО "Алмаз-Антей", заработает во Внукове в ближайшее время. В нее входят серверы и рабочие места диспетчеров, комплексы связи и планирования, комплекс защиты информации.
Появились новые функции, которые позволяют автоматизировать действия диспетчера по максимуму. Хотя человек всегда остается в контуре системы управления (и поэтому система именно автоматизированная, но не автоматическая), работа диспетчера благодаря новой системе существенно облегчена.
Новая система намного раньше предупреждает о конфликтах гражданских самолетов, то есть о нарушениях эшелонирования.
В предыдущих системах предупреждение шло только о срочных конфликтах - за одну-две минуты, сейчас определяются среднесрочные конфликты - за 20-30 минут.
Система анализирует планы полетов и, если они конфликтуют, предупреждает о возможном происшествии. Если диспетчер не реагирует, система подает мигающий сигнал красного цвета, обозначающий риск возникновения конфликта. И здесь важно не перегрузить диспетчера: если за полчаса до возможного конфликта начнет "моргать лампочка" и выдавать предупреждение по любому поводу, то диспетчер постоянно будет отвлекаться от выполнения других обязанностей.
Таким образом, новая система самостоятельно ведет селекцию конфликтов - по сути, за счет искусственного интеллекта.
Определенные функции в новой системе для помощи диспетчерам, а также изменения в структуре воздушного пространства позволяют обеспечивать экономическую эффективность. Будет сокращаться время захода на посадку, будут выдерживаться минимальные допустимые интервалы между воздушными судами; конечно, с учетом всех параметров безопасности.
Кстати, система сама выстраивает очереди при посадке или на взлете, что существенно помогает диспетчеру и упрощает его работу.
Внедрение современных технологий обеспечит увеличение пропускной способности московского укрупненного центра не менее чем на 30-40%. Введение новой структуры воздушного пространства обеспечит увеличение пропускной способности до 50%. Модернизация наземной инфраструктуры московских аэропортов и автоматизация командно-диспетчерских пунктов в этих аэропортах в последующие годы позволит еще больше увеличить пропускную способность.
На сегодняшний день автоматизированная система проходит завершающий этап испытаний и в ближайшее время должна быть введена в эксплуатацию.
Подробнее на ТАСС: