-------------------------
Северная провинция Хэйлундзян на велосипеде.
Поход Хэйхе - Удалянчи - Хэйхе. Рассчетный трек - 630км, по трекеру - 730км. Фактический километраж - около 760 км.
Удалянчи - городок, рядом с которым есть курортно-лечебная зона. От Хейхе расстояние около 250 км по скоростной дороге. Также можно добраться на автобусе, или поезде.
Самый ближний интересный объект в Китае в велодоступности, в соответствии с количеством дней и подготовки группы, а также учета потенциальных мест для стоянок, наличия магазинов и точек питания на маршруте.
Группа - 7 человек. Уровень подготовки от - новичков до опытных велотуристов. Велосипеды все «горные» с передним амортизатором, задним багажником. Снаряжение стандартное туристическое, для теплого сезона. Легкие палатки, тонкие спальники, газовая горелка с «летним» газом, рюкзаки «штаны» или заплечные.
На прохождение маршрута было запланировано 10 дней, из которых два на отдых в Удалянчи и один день в Хейхе. Итого 7 ходовых активных дней.
Ночевка планировалась в палатках, две двухместные и одна трехместная. Приготовление завтрака и ужина собственными силами на газовой горелке. Впоследствии решено было питаться в придорожных кафе, утром и вечером только кипятить воду для чая и кофе. Это сэкономило время, силы и средства на продукты.
Поход прошел в два этапа. Первый - 3 - 7 августа, 7 человек со средней скоростью 14-16 километров в час ехали из Хейхе в Удалянчи. 9 - 13 августа, 3 человека со средней скоростью 16-20 километров в час поехали из Удалянчи в Хейхе. Четыре человека вернулись в Хейхе на автобусе по причине усталости и незначительных травм.
Общие данные.
Местность в районе маршрута равнинная с небольшим преобладанием сопок с набором высоты 50-160 метров. Встречается несколько продолжительных участков подъема, которые впрочем легко проходимы на низкой передаче. Дорожное покрытие очень хорошего качества, 90% - бетон, 10% асфальт. Грунтовые дороги и бездорожье, непосредственно на маршруте не проходят, только при заездах в некоторые населенные пункты и поиске мест для палаточного лагеря.
Дороги практически везде большой ширины, которой хватает для разъезда двух больших машин и велосипедиста. Водители очень аккуратны, сигналят перед обгоном и приближением, объезжают по встречной полосе, иногда останавливаются, чтобы пропустить встречный транспорт и только потом объехать.
Навигатор желателен, но можно обойтись и без него, везде стоят щиты и указатели на китайском, часто английском языках.
Продукты для приготовления пищи, питьевую воду и готовую еду можно приобрести в магазинах и кафе по всему маршруту, с минимальным интервалом 1-2 километра, максимальным - 10 км. Китайская кухня в отдаленных районах довольно разнообразна, от простого риса и лапши до сложных многокомпонентных блюд с овощами, картофелем, говядиной и курицей. Главное суметь объяснить что вы хотите съесть. Лучше всего это делать при помощи иероглифов или фотографий. Алкоголь в Китае дешевый, в основном представлен пивом и водкой различной крепости. Пиво довольно низкоградусное, поэтому даже приняв пол-литра за обедом, вы вскоре не обнаружите последствий. Классический подход закупки полуфабрикатов и приготовления еды себя не оправдал, по причине отсутствия похожего набора компонентов. Это никак не укладывалось в стандартную привычную раскладку и походное меню. Из похожих блюд удалось приготовить только молочную вермишель. Универсальным, недорогим и сытным блюдом является сублимированная лапша. Как альтернатива мясным продуктам, которые хранятся не очень долго можно использовать сосиски из соевого мяса. В целях экономии воды нужно завести большую складную канистру для воды, пополняя ее перед стоянкой в ближайшем поселке.
Место для разбивки малого палаточного лагеря (3-4 палатки и место для еды) найти довольно просто, на севере много территорий свободных от земледелия или строительства, также не везде стоят ограждения. К тому же в КНР не принято ходить по лесу и протаптывать тропы. С другой стороны последнее наблюдение добавляет сложности при поиске удобного места (скрытность, наличие ровной поверхности). Приготовление пищи рекомендуется только с использованием портативных горелок, костры в лесу жечь запрещено.
Стратегия поиска места такова: ведется поиск ответвления от главной дороги, с которой визуально определяется удобная площадка, главное - наличие нескольких деревьев для тени, установки велосипедов и развешивания белья для сушки, ровная площадка с мягким покрытием для удобства ночлега, отсутствие ям, нор и болотистой местности. Желательно наличие проточной воды для купания. Не смотря на то, что криминогенная обстановка на севере Китае благоприятная, все же стоит скрывать лагерь от посторонних глаз и перемещаться на место стоянки скрытно.
Гостиницы и постоялые дворы могут принять туристов, но бывает, что в городах есть директива, не заселять иностранцев в дешевые гостиницы, поэтому лучше разведывать обстановку заранее. Таксисты как всегда знают все, и могут предложить разные варианты ночлега.
Температурный режим в начале августа благоприятный от +22 до +32 градусов Цельсия, с некоторыми исключениями в виде дневной жары и сильного солнца. Рекомендуется использовать солнцезащитный крем максимальной защиты, пить больше жидкости и начинать движение очень рано.
Населенные пункты по маршруту, это города, поселки, фермерские и животноводческие хозяйства с населением от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Люди в подавляющем большинстве приветливые, остальные нейтральны. Признаков агрессии не проявляют. Подсказывают дорогу или направление на кафе и магазин. Вести себя следует приветливо, здороваться и прощаться по-китайски, улыбаться.
Полиция и пограничники интересуются наличием документов в очень редких случаях. Один раз это было на реке Амур, второй раз в городе, после заселения в гостиницу. Они общаются на английском, русском языках, приветливы, тактичны.
Переход границы Благовещенск-Хэйхе с велосипедом и багажом сложностей не вызывает, наоборот, досмотр упрощен, декларация на оборудование и вещи не требуется. Как на русской, так и на китайской стороне велосипедистов любят. Перевозка велосипедов на корабле проходит без проблем, транспорт размещается либо в грузовом отсеке посредине судна, либо на корме. Некоторые проблемы вызывают габариты судна, но все они решаемы. В зимнее время конечно же предпочтительно разбирать велосипед и перевозить его в чехле.
Финансы являются главной составляющей путешествия, основная часть которых тратится в процессе подготовки. В нашем случае это были: групповая виза, билет на речной транспорт, страховка, портовый сбор на погранпереходе г. Хэйхе. Средняя стоимость группового приема пищи варьировалась от 4 до 20 юаней с человека, что в общем приемлемо. Транспортные расходы для эвакуации с маршрута также составили не очень большую сумму.
Расходы составили 3800р за пакет услуг турфирмы. 500р - портовый сбор. На маршруте траты были не очень большими, полагаю, при отсутствии незапланированных расходов на шоппинг и гостиницы можно было бы уложиться в 4-6тр за все время похода.
Рекомендуемое снаряжение для летнего велопохода по Китаю.
Личное:
1. Велосипед. Технически подготовленный, обкатанный. Покрышки без протектора сэкономят силы, однако при большом давлении «злая» резина также работает отлично. Обязательны крылья.
2. Велошлем. Обязателен на дороге. Кроме того защищает от солнца и перегрева головы.
3. Велобагажник. Полноценный, консольный вариант слишком ненадежен.
4. Велорюкзак. Водонепроницаемый или с чехлом. Желательны однообъемные "штаны", по причине быстрого их крепления на велосипед и удобства переноски отдельно.
5. Коврик спальный. Стандартный толстый. Часто используется вместо стола или сиденья.
6. Спальный мешок летний, до +15, или легкое одеяло.
7. Ботинки с твердой подошвой для педалирования.
8. Носки 4-6 пар.
9. Длинные штаны для холодной погоды или яркого солнца.
10. Шорты для сильной жары.
11. Трусы, по количеству дней без возможности стирки + 1.
12. Футболка с длинным рукавом, защищает от солнца, комаров, греет ночью.
13. Куртка для дождя и посиделок в лагере.
14. Легкий дождевик.
15. Штаны водонепроницаемые.
16. Бахилы дождевые.
17. Бафф, бандана, кепка, что удобнее.
18. Солнечные очки со сменными линзами в жестком футляре.
19. Перчатки с длинными пальцами. Защита от падений и обветривания кожи.
20. Фонарь велосипедный или универсальный с креплением на руль + аккумуляторы или батареи.
21. Задний габаритный фонарь.
22. Кружка, ложка, миска, нож.
23. Зубная щетка, паста, влажные салфетки.
24. Туалетная бумага.
25. Документы, деньги, полис. В водонепроницаемый пакет.
26. Зажигалка газовая.
27. Аптечка личная человеческая.
28. Аптечка личная велосипедная.
29. Тапочки для лагеря и города.
30. Часы наручные с подсветкой.
31. Полотенце быстросохнущее.
32. Мыло, вехотка.
Групповое:
1. Палатка. На двух-трех человек.
2. Котелок, большой для еды примерно 0,4л на человека. Малый для воды - 0,2л на человека. Моющие средства, вехотка.
3. Горелка газовая или топливная. Экран для горелки.
4. Газ. 40-60гр в день на человека при полном цикле приготовления пищи.
5. Тент дождевой, не менее 9 квадратных метров, люверсы по краям, много веревки.
6. Большой ремнабор.
7. Большая аптечка.
8. Продукты (по рюкзакам)
9. GPS навигатор с батареями.
10. Веревка для сушки одежды и палаток. Не менее 10 м.
11. Стол походный. Брезент или коврик.
12. Лампа широкой засветки.
13. Сим-карта оператора КНР с нужными телефонами.
14. Сотовый телефон и power bank.
15. Мусорные пакеты.