Что ТАК со “Скайфоллом”.

Oct 09, 2015 20:16

Знаете, я тут вроде почти весь год, с момента выхода “Кингсмана” вроде веду такую вот компанию против Мендеса с его новым Бондом, но в последнее время я сменил пластинку. Я ужасно жду грядущий “Спектр”. В конце-концов как не ждать-то? Со времен “Бриллиантов Навсегда” это первый фильм, в котором снова появляется злодейская организация “Спектр”. Плюс, недавно появились новости о том, что это будет самый дорогой на сегодняшний фильм про Бонда. В конце-концов, тут Кристоф Вальц в роли главного злодея, с Драксом и Мориарти на хенчменских побегушках. И в качестве бонуса: Моника Белуччи в роли новой Бонд-гёрл. Как этого не ждать?








Ну, может дело еще в том, что у меня тут весь город обвешан рекламой фильма.

Если помните, я недавно написал “топ самых переоцененных фильмов”, где назвал “Скайфолл” самым переоцененным фильмом о Бонде. И мне в самом деле всегда немного трудно писать такие вещи, потому что когда я в голове прокручиваю все, что помню об это фильме, где-то в голове что-то говорит: Стоп, это же гениально! В самом деле, в “Скайфолле” настолько много интересных идей, что я каждый раз удивляюсь: как он мне не понравиться-то мог!?
Так что я решил во время поездки в поезде пересмотреть его на Ай-паде. И поверьте мне, когда я сажусь пересматривать фильм в третий раз, я уже всем сердцем хочу, чтобы он мне понравился.
И в целом получилось довольно хорошо. Если раньше мое отношения к “Скайфоллу” было немного презренное, то теперь я все же признаю, что это крепкий такой фильм про Бонда. С другой стороны, это не заставило исчезнуть мои старые придирки к фильму, и все-же у меня много проблем с фильмом.
Но перед тем как я поговорю о них, мне нужно воздать должное Мендесу и его команде за все, что они сделали правильно и местами даже гениально. А потому, я сворую ненадолго у своей любимой матери формат рецензий “Что не так с…” на две статьи. Надеюсь она не обидится.
Итак, пусть небеса падут.


Я уже говорил о том, что из всех фильмов про Бонда, Skyfall лучше всех сделан с точки зрения режиссуры. Но я оказывается лишь коснулся верхушки айсберга. “Скайфолл” оказывается имеет нечто чуждое не только Бонду, но и многим боевикам в принципе: центральные темы и мотивы.
Краткий синопсис: после неудачной операции, на которой Бонда ранит его же напарница по случайности, агент 007 скрывается от своего начальства, до тех пор, пока загадочный террорист не взрывает главное здание Ми-6, и само существование секретной службы оказывается под угрозой.
С самого начала Ми-6 сталкивается с технологически более продвинутым врагом. Сильва, главный злодей фильма, хакает их компьютеры и раскрывает их секреты всему миру, в то время как Ми-6 стараются старыми методами поймать подонка. И вот эта тема, старая закалка против современных хакеров и супертехнологий, проходит через всю картину.


Тут просто дофига символизма. Ми-6 после атаки Сильвы вынуждены переместится в старое бомбоубежище времен Черчиля. Они буквально отброшены назад во времени.
Бонд пользуется лезвием для бритья- старый и опасный метод. Эта маленькая деталь демонстрирует нам старомодный характер Бонда. Мотив идет еще дальше, когда Бонд встречается с новым Кью в музее. Здесь, пожалуй, символизмом начинают слишком сильно бить по голове. Бонд сидит и смотрит на красивую картину Уильяма Тернера, на которой старый корабль оттаскивает к берегу более современный, паровой корабль. Символизм вроде бы уже есть, и можно его оставить таким для внимательных зрителей. Но нет, Кью садится рядом с Бондом и поясняет что имел ввиду этой сценой режиссер.
Кью в этой версии молоденький юноша-хакер, который говорит Бонду что “мог бы в постели перед завтраком с компьютером в руках наделать больше делов, чем 007 за год работы”. Вместо каких-то крутых гаджетов Кью вручает Бонду пистолет и радио-приемник, шутя:”Извините, взрывающихся ручек уже не делаем.”. Бонд осознает, как изменился его мир, и цитируя Шекспира выдает: О дивный новый мир.
И наконец-то, когда Бонд встречается с Сильвой, это происходит на острове в руинах, в которых Сильва понаставил своих современных компьютерных терминалов. Более наглую метафору сложно придумать: логово главного злодея фильма- это буквально прошлое, медленно пожираемое будущим. И здесь же можно убедится, что режиссер Сэм Мендес не пропускал уроки цвето-теории в своем киноинституте. Обратите внимание как Бонд и Сильва в сцене своего знакомства одеты в противоположные друг-другу цвета.
Вместе с этим в следующей сцене Сильва решает посостязаться с Бондом в стрельбе по мишени, и они оба используют старый пороховой пистолет. Таким образом нам намекают что Сильва и Бонд- одного поля ягоды. Два агента старой закалки.

К чему весь этот конфликт будущего с прошлым, спросите вы? Ну, на самом деле он нас ведет к очень грамотному мета-конфликту фильма. После неудачного предыдущего фильма, новый фильм про Бонда спрашивает своего зрителя: а нужен ли все еще этому зрителю тот самый старый-добрый Бонд, в эту эпоху интернета и кибер-технологий? И зритель радостно говорит:” Да, нужен! Ведь старая добрая комбинация из взрывов, экзотических стран, красивых девушек никогда не надоест”.
И фильм тоже самое говорит. В конце концов злодеи побеждены на родной земле Бонда- в поместье “Скайфолл”. И побеждены при помощи старых слоновых охотничьих ружей. В конце дня побеждает не гад с самым дорогим компьютером, а стоицизм и идеалы наших героев.
Разумеется, это не то чтобы сверх гениальные сюжет и матафоры. Над такими бы посмеялся любой Кубрик. Но для обычного попкорнового боевика это на самом деле очень круто. Мне трудно вспомнить какой-либо другой фильм из шпионских боевиков, который делал бы что-то подобное. Как ни странно, на ряду с “Дорогой Ярости” и “Inception”, “Skyfall” это один из немногих хороших примеров “интеллигентного боевика”.
Отдельной медали заслуживает идеальная кульминация отношений Бонда с его начальницей М. Если кто не в курсе, для актрисы Джуди Денч это последний раз, когда она играла М, после чего ее заменит на посту Лорд Волдеморт. И они идеально обыграли ее отношения с Бондом как отношения матери с сыном. Не для кого не секрет, что у Флеминга (и у Бонда заодно) явно были “mommy-issues”, из-за чего в его новеллах начальник Бонда, даже будучи мужчиной, всегда вел себя как заботливая мать с агентом 007. Он всегда говорил ему быть осторожным, отчитывал за промахи, проверял не забыл ли сынок взять в школу свой Вальтер ППК и т.д. И в целом очень здорово что из маленьких шуточек эти материнские отношения наконец-то возвели в один из главных конфликтов фильма. Бонд, будучи блудным сыном, сбегает, когда обижается на М за отданный приказ стрелять по нему. Но возвращается, когда мамочка в опасности. Мамочка в свою очередь ругает сына за его побег, но все же дает ему снова стать агентом, и даже говорит воодушевляющее:” Бонд, вы готовы к этой миссии”.
Возможно в моем пересказе это все звучало несколько комично для тебя, дорогой читатель. Но на самом деле эти отношения показаны в фильме чертовски трогательными. И это невероятно. Подумайте, в фильме про Джемса Бонда, которые так известны своим шовинистическим отношением к женщинам и их роли, была показана одна из самых трогательных картин матери и сына. И у этого тоже есть свой посыл. СПОЙЛЕР! М умирает все же в конце, и Бонду по факту нужно смирится и научится жить дальше после смерти своих настоящих родителей в далеком прошлом, и смерти своей наставницы и матери образной- М. И это его арка. Бонд меняется по ходу фильма и в конце приходит на службу уже более оптимистичным, бодрым человеком. И честно, кроме “Казино Рояль” нигде больше у Бонда столь хорошей личной сюжетной арки еще не было.


Но пора поговорить о слоне в комнате. Ах, Сильва, какой же ты крутой засранец.
Я не шутил, когда назвал Рауля Сильву в своем предыдущем посту возможно, лучшим злодеем в истории Бондианы. Это в самом деле высший пилотаж сценарной работы. Сильва сделан как очень правильный злодей, в том плане что он практически полная противоположность нашему герою. Бонд у нас красивый, атлетичный, носит черные костюмы. Сильва носит белое, у него довольно нестандартная внешность (что-что, а все же у Хавьера Бардема довольно необычное лицо), у него нету куска челюсти из-за чего приходится носить металлический имплантат. Бонд предпочитает сначала бить, потом спрашивать, действовать спонтанно и брать врасплох. Сильва умен, планирует все заранее, предпочитает не марать сам руки. Сильва сам говорит агенту 007: все эти погони, шпионские игры, заигрывания- это так скучно. Наконец, если Бонд у нас гетеросексуальный мачо, то Сильва делает хороший намек на свою то ли гомо, то ли бисексуальность. Да, он пытается совратить Бонда. И это, возможно, моя самая любимая сцена во всей Бондиане. Просто за саму смелость авторов.
Но главное то, что Сильва не попадает под троп, описанный моей матерью сравнительно недавно. Он не существует для того, чтобы просто Бонду было с кем драться. У него свои цели, свои мотивы. И когда кажется, что в середине фильма он дает себя поймать лишь для того, чтобы фильм продолжался, выясняется что это все было его планом. Что на самом деле все это время он не убивал Бонда не ради plot-convinience, а потому что тот нужен был для его планов. И как только 007 выполняет свою роль, Сильва уже без лишних заморочек бросает на британца целый поезд!
Кроме шуток, Сильва слишком хорош. Он обдуривает весь Ми-6 дважды за фильм, и мы обсудим проблемы, связанные с этим во второй части разговора…
А пока давайте обратим внимания на остальные составляющие фильма. Выглядит сея фильма невероятно роскошно. У каждого кадра, у каждого эпизода есть своя цветовая гамма, свой стиль, свои детали. Оператором фильма был Роджер Дикинс, и честное слово, этот парень гений. Он просто шикарно снимает кино. Я недавно ходил на “Сикарио” просто ради его синематографии. Больше всего ему удался сегмент фильма в Шанхае, где Бонд должен подкрасться к киллеру в огромном стеклянном небоскребе, где рядом все освещает гигантский неоновый экран. Игра со светом в этой сцене просто божественна, саспенс зашкаливает. Серьезно, посмотрите этот эпизод даже в отрыве от фильма, и вы получите массу удовольствия.

image Click to view


Крейг тут, пожалуй, играет даже лучше, чем в других фильмах. У него заметная щетина, и он явно стареет. Даже в его глазах есть какая-то грусть. Но он держится молодцом, словно гордый пес. И честное слово, я, наверное, могу смотреть бесконечно долго как он бегает. Не знаю почему, но мне очень нравится, как он двигается.


И новые лица очень радуют. Бен Уишоу очень мил в роли нового Кью, Файнс получился шикарным заместителем М. Отдельно радует Наоми Харрис в роли, пожалуй, лучшей Манипени за всю историю сериала. Редкая девушка, которая сумела поставить на место даже Бонда в одной из сцен.

Вроде бы все замечательно, да? Ну нет, есть масса раздражителей, которые портят эту прекрасную бочку меда ощутимой ложкой дегтя.
О чем в следующей части…

Сем Мендес, Бардем, Бонд, bond, Спектр, Сильва, Крейг, skyfall

Previous post Next post
Up