Как и обещал, я наконец-то публикую свой топ 10 лучших фильмов десятилетия. Вау, страшно подумать что перед нами в самом деле конец десятилетия, конец какого-то определенного куска времени, маленькой эпохи. И из 10, шесть этих лет я стабильно пытался писать про всю поглощаемую мною медию. 6 лет я поглощал все, до чего могли добраться мои руки, 6 лет меняющихся взглядов и вкусов, вкупе с 6-ю годами, на протяжении которых я сам пытался создать что-то, о чем будут говорить другие люди.
Я должен прояснить нечто, что может быть очевидно для всех читающих: это мой субъективный список. Я пишу исключительно о своих взглядах, и не претендую на то, что эти 10 фильмов в самом деле объективно самые важные и лучшие за последние 10 лет. Я так же должен прояснить, что этот список не связан с моими предыдущими ежегодными “топами лучших фильмов”. Мои взгляды и вкусы постоянно меняются, так что не удивляйтесь если в этом списке не будет фильмов, которые я в том или ином году называл невероятно важными.
Так же стоит упомянуть, что в этом списке не будет фильмов 2019-го года. Их я оставляю на традиционный “Топ лучших года” который как всегда выйдет где-то в районе нового года. Плюс, год еще не завершился и черт знает, какие еще хорошие фильмы выйдут к тому моменту.
И последнее: только фильмы на позициях номер 1 и 2 я бы назвал на мой взгляд “превосходными” над всеми остальными фильмами в этом списке. Но все что находится в списке позициями ниже разбросано в случайном порядке, и их позиции никак не связаны с тем считаю ли я что тот или иной фильм лучше другого.
Окей? Окей. Ну тогда поехали.
10. Звездные Войны Эпизод VIII: Последние Джедаи (Star Wars Episode VIII: The Last Jedi)
2017; Режиссер: Райан Джонсон
Да, в своем традиционном стиле, я решил начать сей список с очень спорного фильма.
Я обожаю “Последних Джедаев”. Это однозначно мой самый любимый фильм в сериале “Звездные войны”. Он воскресил во мне фаната в момент, когда мне казалось, что мне окончательно осточертел некогда любимый сериал. Он вернул в сериал всю ту странность и фантастичность, которые как мне казалось были утрачены в других произведениях франшизы за последние годы. Странность, которую я очень люблю и которую мне всегда хотелось видеть больше в “Звездных Войнах”. Мне нравится все, что этот фильм сделал с вселенной, персонажами и их арками.
Но он в этом списке не по этим причинам. Он тут из-за того, как он сделан. Когда я увидел документальный фильм “Режиссер и джедаи” про создание картины, тогда я осознал насколько необычным зверем был этот фильм. Этот фильм был сделан множеством старомодных техник. Были построены огромные аниматронические куклы, красивые костюмы. Строились гигантские декорации для отдельных сцен. Сложные эффекты, вроде Люка ломающего дом взрывом силы были сделаны практическими методами. Деревня, в которой Люк живет была сначала построена в миниатюрном виде, после чего ее в самом деле строили на локации на островке в Ирландии. Та гигантская космическая корова, которую Люк доит, тоже была сначала сделана в студии, после чего ее вертолетом через моря везли на остров для всего одной сцены. Это эпичный, старомодный фильммейкинг, которого я совершенно не ожидал увидеть в 2017-ом году. Я не люблю жаловаться на обилие компьютерной графики в современном кино, но в то же время я всегда сам малость расстраиваюсь, когда смотрю видео о создании очередного марвеловского блокбастера и вижу, что почти весь фильм был снят на зеленом фоне, после чего большую часть работы делали цифровые художники. С одной стороны, это всегда выглядит впечатляюще, с другой стороны, мне всегда сложно понять, почему при всем таланте этих художников и возможностях что им даны итоговые фильмы зачастую выглядят очень бледно и визуально не запоминаются.
И я не буду делать вид, что в “Последних Джедаях” нету обилия компьютерной графики. Она есть, но она использована в комбинации с множеством других техник и трюков, в идеальном синтезе. Я просто в самом деле не думал, что сегодня кто-то все еще делает так кино. Что кто-то снимает красивые панорамы на локациях, словно для какого-нибудь эпика в CinemaScope. Что кто-то будет делать боевые сцены с минимальным использованием монтажа, длинными дублями и сложной хореографией, как в Гонконгских боевиках. Что у нас в 2017-ом году будет фильм, где живые актеры много взаимодействуют с детально проработанными куклами и людьми в костюмах, на манер “Темного Кристала” или же “Лабиринта”. Я был чудовищно рад, что кто-то в наше время смог сделать такое кино. И я боюсь, что моментом надо наслаждаться вовсю, потому что мы вряд ли в ближайшее время получим другой такой фильм учитывая куда идут современные тренды.
9. Это такой прекрасный день (It’s such a beautiful day)
2012; Режиссер: Дон Херцфелд
От огромного дорогого фильма, созданного усилиями сотен людей, перейдем к экспериментальному анимационному инди-фильму, который по-большей части сделал всего один человек.
“Это такой прекрасный день” это анимационный фильм про рисованного человечка Билла, который живет изо дня в день страдая от потери памяти, испытывая абсурдные галлюцинации и другие симптомы его неизвестного неврологического заболевания.
Депрессия свойственна многим творческим людям, в том числе и киноделам. Многие в кино пытались полностью передать в аудиовизуальной форме что такое депрессия и как с ней живется. На мой взгляд, никому это не удалось так хорошо, как Дону Херцфелду в этом фильме.
Хотя я признаюсь, что тут в ход идет моя интерпретация. Как я уже сказал выше, фильм рассказывает о человеке с серьезным заболеванием мозга, с намеками на то, что это может быть рак мозга. Мне кажется, что герой фильма в процессе испытывает депрессию, что вполне характерно в его ситуации, но я не уверен, что это было замыслом автора фильма. Дон Херцфелд скорее рисует общую картину боли и страданий, которую испытывают почти все люди на повседневной основе, но он также предлагает и решение этим проблемам в новом мировоззрении и необычных философских взглядах.
Для меня этот фильм был откровением. Многие мультфильмы до этого и после пытались затронуть сложные темы вроде депрессии и потери близких. В том числе многие мультфильмы студий Дисней и Пиксар. Удивительно, что в конце-концов, мультфильм нарисованный одним человеком на 35-миллиметровой пленке, с персонажами состоящими из палочек и минималистичным стилем задевает и бьет в сердце с куда большей силой, чем мультфильмы созданные множеством художников, при помощи прорывных цифровых технологий и других чудес кинематографа.
Но это так. Простенькие герои нарисованные “палочками” кажутся хрупкими, маленькими, беззащитными перед окружающим миром. Почти полное отсутствие цветов, минимальные декорации фоны и количество персонажей отлично передает чувство монотонности, серости, общей меланхолии и грусти людям с депрессией. И тот факт, что Херцфелд - независимый инди-мультипликатор работающий для довольно узкой аудитории, позволяет ему быть по-настоящему откровенным и искренним насчет больших табу тем, и дает ему креативный контроль, который редко имеется в больших продакшенах.
Это очень грустный мультфильм. Я впервые его посмотрел в поезде из Варшавы в Пшемышль. Слава богу, со мною в купе тогда никто не ехал, потому что я очень много рыдал во время просмотра. Но за слезами и отчаянием пришло некое спокойствие и чувство равновесия. Мне стало легче во время депрессивного эпизода моей жизни, потому что в этот момент, посмотрев этот фильм, я знал, что я не один испытываю эти чувства. Что я не одинок в своей депрессии, что другие люди проходят через это, что им удается все равно жить и иногда быть счастливыми.
Этот мультфильм во-многом стал причиной по которой я решил стать аниматором. Мой первый дипломный фильм в своей визуальной стилистике был во-многом вдохновен стилем Херцфелда, я этого даже не пытался скрывать. Спустя много лет этот фильм показали на фестивале анимации в Познани, где он состязался за главный приз в том числе и с новым мультфильмом самого Дона Херцфелда “Миром будущего: эпизод 2”. Для меня это было невообразимо огромной честью - быть в одном фестивале в одной категории с человеком который меня так вдохновил.
8. Кунг Фу Панда 3 (Kung-Fu Panda 3)
2016, Режиссеры: Дженнифер Ю Нельсон, Аллесандро Карлони
Окей, я хочу кое-чем с вами поделиться. Я считаю, что “Кунг-фу Панда 3” - это просто криминально недооцененный фильм. Да, у него были хорошие кассовые сборы и отличные отзывы критиков. Но я был единственным, кто в 2016-ом году назвал это лучшим фильмом года. Все остальные почему-то забыли про этот фильм, и он почему-то не стал анимационной классикой на манер многих других похожих фильмов.
И я без понятия, почему так сложилось. “Кунг-фу Панда 3”, как бы смешно это ни прозвучало - это чертов шедевр анимации. На мой взгляд, это самое лучшее, что студия Dreamworks сделала за всю свою историю. Редкий случай, когда фильм перерос их стандартное массовое развлечение и стал шедевром на уровне лучших мультфильмов Диснея или Пиксара.
Это неописуемо красивый мультфильм. В нем все выглядит роскошно. Каждый пейзаж, каждая декорация, каждый луч света, каждая невероятная боевая сцена. От начала и до конца это тотальный оргазм для глаз.
В то же время, этот фильм демонстрирует уровень прогрессивности, который мы до сих пор нигде не встречали. Да, я разумеется говорю о том, что это редкий массовый мультфильм с толстым главным героем, где его вес и строение тела не являются недостатком, который нужно перерасти, постоянным объектом насмешек, унижений и т.д. Зачатки этого подхода были видны еще в первом фильме сериала. Но если вы его пересмотрите сегодня, как это сделал я в 2017-ом году, то наверняка заметите что там данный месседж очень не вяжется с тем, как сама картина постоянно насмехается над протагонистом По и его проблемами.
Только в сиквеле ситуация кардинально поменялась, с приходом режиссерши Дженнифер Нельсон Ю и ее более серьезным подходом. К третьему фильму она пошла еще дальше, добавив в картину целую деревню панд, где все персонажи толстые. Фильме двигает идею еще дальше, делая своим главным месседжем принятие самого себя, взаимоподдержку и умение видеть ценность во всех окружающих людях. Картина контрастирует это со злодеем, который наоборот, пытается стать лучшим на свете уничтожая всех вокруг, делая их своими трофеями, что можно видеть как олицетворение токсичной маскулинности или даже империализма.
Это может звучать просто, и эти идеи могут казаться свойственными для многих современных мультфильмов. Но для меня “Кунг-фу панда 3” до сих пор является чем-то особенным. В мире очень мало других произведений искусства, который могут сравнятся с “Кунг-фу пандой 3” в ее запредельной доброте и искренности ко всем. И чем больше проходит времени, тем больше мне кажется что это посыл, который нам очень нужен в наше время.
7. “Ох, Уилли....” (Oh Willy…)
2012; Режиссеры: Эмма Де Сваеф, Марк Джеймс Роелс
Я немножко собираюсь сжульничать здесь. Когда я сказал, что буду писать пост про десятку лучших фильмов последнего десятилетия, я нигде не говорил что буду писать только про полнометражные фильмы.
Как я уже упомянул выше, в 2018-ом году мне выпала честь стать частью анимационного фестиваля, где я посмотрел огромное множество анимационных фильмов. Я очень рекомендую всем читающим попробовать посетить подобного рода фестиваль, если у вас будет возможность. Фестивали - это места, где показывают работы в основном независимых аниматоров, которые работают зачастую основываясь лишь на своей страсти к формату анимационного кино, иногда с поддержкой государственных грантов. Это значит, что фестивали полны самых странных и необычных фильмов со всех концов планеты. Да, это порою значит что вам приходится сидеть смотря непонятные студенческие фильмы, чьи сюжеты и посылы вы вряд ли поймете не выслушав лекцию от авторов или не прочитав их диссертацию. Но с той же вероятностью вы можете найти что-то по-настоящему необычное, дикое, странное, берущее за сердце именно вас. Что-то, чего из-за необычности материала, вы вряд ли бы увидели в местном мультиплексе или на любимом стримингом сервисе.
И если бы я мог, я бы наверняка заполнил весь этот список моими любимыми странными анимационными фильмами с таких фестивалей. Отчасти потому, что они в самом деле порою задевают за живое меня больше любого массового кино. И отчасти потому, что этим фильмам реально нужна реклама куда больше “Звездных Войн” или “Кунг-Фу Панды”. Увы, эти фильмы очень малоизвестны, и живут они зачастую только на таких вот фестивалях, после чего иногда их выкладывают онлайн и их мало кто смотрит. Мне очень обидно, что таково положение дел, и у меня есть мечта, что может однажды эти фильмы можно будет сделать доступными более широкой публике, возможно собирая их в альманахи на манер “Аниматрицы” или “Short Peace”.
Но на сегодня, я пока ограничусь всего одним таким фильмом, и это будет “Ох, Уилли”.
Окей… я собираюсь сжульничать еще раз, и скажу тут что я не уверен, что я могу объяснить, почему мне так страшно нравится “Ох, Уилли”. В смысле, здесь много чего хорошего. Визуальный стиль просто невероятен. Авторы решили сделать мультфильм, где все будет сделано из шерсти, и результатом получилась картинка, которая выглядит каким-то образом куда реалистичнее и красивее чем многие компьютерные анимационные фильмы. Анимация шикарна. При том, что у героев минимальные выражения лиц, каждое из этих выражений кажется неимоверно искренним. Каждая анимированная слеза по-настоящему горькой и тяжкой. История прекрасно рассказана целиком без единого слова и каких-либо диалогов, одними лишь визуальными методами. И это прекрасная история, про потерю, одиночество, поиски себя и возможное перерождение.
Но я не уверен, что этого достаточно. Что этого хватит, чтобы объяснить мою огромную любовь к этому мультфильму. Я не уверен, что я полностью понимаю посыл и символизм этого фильма. Я не уверен, что я до конца понимаю вообще сам мультфильм и о чем он. Я знаю просто, что когда я его смотрю, я чувствую что-то. Что-то очень сильное. От чего хочется плакать, и в то же время хочется порхать как бабочка. Что с одной стороны кажется невыносимо меланхоличным опытом, но с другой наполняет какими-то новыми силами и энергией. Я не уверен, что я могу объяснить “Ох, Уилли”. И возможно, я не должен. Возможно, мы не всегда должны рационализировать в словесной форме наши чувства к тому или иному фильму. Возможно, иногда мы просто будем сталкиваться с чем-то, что будет за пределами слов и наших привычных стандартных пониманиях о кино, анимации и искусстве в целом. Может это и есть своего рода “любовь” которую мы все ищем везде, в том числе и искусстве, или же пытаемся ее передать другим людям.
Как-бы там не было, я решил поставить “Ох, Уилли” в этот список. Ниже я дам ссылку на сам мультфильм, он доступен онлайн. Он идет всего 16 минут и вы вполне сможете посмотреть его когда вам будет удобно. После чего, пожалуйста, не стесняйтесь, и напишите в комментариях о вашем опыте, что вы почувствовали, может даже напишите о чем этот мультфильм, что я упустил, или же можете покричать на меня, мол, что за непонятную херню я вам только что порекомендовал.
Выбор за вами.
You can watch this video on www.livejournal.com
6. Служанка (아가씨)
2016, Режиссер: Пхак Чхан Ук
Ну, мы поговорили о сложном непонятном анимационном арт-хаусе. Как насчет чего-то простого и жизнеутверждающего? Например истории о том, как две девушки влюбляются, нагибают патриархат и бегут с кучей денег жить долго и счастливо вместе?
Окей, все не совсем так просто. “Служанка” только на поверхности кажется всего-лишь экстравагантно дорогим эротическим триллером, на на проверку это фильм который делает много интересного с тем, как мы идентифицируем себя с героями историй, с тем, чья позиция в историях нам презентована, и уже потом это история про двух влюбленных женщин которые сбегают из мира контролирующих их мужчин. И все это от режиссера снявшего “Олдбоя” как ни странно.
Одна из самых приятных вещей в этом фильме это то, что это ЛГБТ-фильм с огромным бюджетом и шикарным продакшеном. Пхак Чхан Ук - это легенда корейского кино. Ему дали на этот фильм все деньги на свете, и он просто отрывается всю картину на полную, создавая невероятный кадр за невероятным кадром. Я не знаю почему так, но режиссеры в Южной Корее почему-то куда более смелые и склонные к интересным экспериментам, чем режиссеры в какой-либо другой стране. Это вдобавок к сюжету, в котором есть невероятные повороты, прямо вытягивающие почву из-под ног у зрителя.
Фильм не идеален. Он получил свою дозу критики за то, как сняты и показаны сцены лесбийского секса, и я не стану делать вид, что критика не оправдана. Но мне кажется намеренья Чхан Ука и съемочной команды были в правильном месте, пускай и исполнение подкачало.
Тем не менее, это по сути лесбийские “Унесенные ветром” и знаете что? Лично я всегда рад такому фильму.