И у нас нас на носу снова это время года! Добро пожаловать в ежегодную церемонию награждения самых больших обломов и факапов мира кино. В этом году, у меня для всех вас небольшой сюрприз.
В общем, 2017-й был довольно хорошим годом для кино, так ведь? Ну, по традиции, вселенскому балансу нужно уравновесить ситуацию, выдав нам паршивый год. Год был длинным, изнурительным, и полным разочарований. И перед тем, как мы поговорим про худшие фильмы года, я хочу поговорить о кое-чем другом. В прошлых годах у меня всегда была отдельная категория для самых разочаровывающих фильмов. В этом году, этих разочарований было настолько много, что я решил, что они заслуживают своего отдельного топа. Это фильмы, которые не такие уж плохие, и на самом деле многие из них очень даже хорошие, но в том или ином виде они меня сильно разочаровали. Я представляю вам свои:
5. Остров собак (Isle of dogs)
Мне надоел Вес Андерсон. Вот просто надоел. Да, он все еще умеет делать красиво. И да, это очень красивый мультик, и я очень уважаю, что в 2018-ом году кто-то все еще делает stop-motion мультфильмы.
Но мне он надоел. За всей этой его полусказочной стилистикой, кукольной постановкой кадра и контраста детских элементов с черным юмором и насилием мне все это кажется ужасно… неискренним. Я не люблю делать такие обвинения. Я не знаю Веса Андерсона лично и не знаю, что творится в его голове. Но чем больше его фильмов я вижу, тем более отстраненными и неискренними они кажутся. Может быть, они просто теряют свой эффект со временем.
Но да, мне не очень понравился этот мультфильм. Мне очень не нравится юмор, не нравятся притянутые за уши любовные линии, которые, наверное, должны казаться «милыми» от того, насколько они простые и надуманные. Мне не нравится, что у японской речи нету субтитров. Мне не нравится, что Вес Андерсон решил написать сюжет про Японию, но все равно придумал способ сделать весь основной каст не-японцами. И даже не азиатами, по большей части. Ну, за исключением разве что Скарлетт Йохансон.
Это не то, чтобы плохой фильм. Честно, это даже не самый противный лично мне анимационный фильм в этом году (этой чести заслуживает пространство для рекламы «Ральф рушит интернет). Но мне было очень скучно смотреть это и честно говоря, я ожидал большего.
4. Черная Пантера (Black Panther)
Хочу сразу прояснить одну важную деталь, прежде чем мы начнем: Я считаю, что огромный коммерческий и критический успех «Черной Пантеры» это огромный шаг вперед для всей киноиндустрии. И поверьте мне на слово, я был рад не меньше всех вас, когда услышал новости. Да, я много писал про дискриминацию и расизм в кино, и я всегда придерживался позиции, что кино с чернокожими людьми в главных ролях может быть так же успешно, как и любое другое кино. Но даже я не мог представить себе, какой бомбой окажется выход «Черной Пантеры». Этот фильм с преимущественно чернокожим кастом, чернокожими людьми за камерой, про африканскую культуру и с большим упором на расовую проблематику стал колоссальным хитом. Хитом, который даже Марвел, наверное, не ожидали. Я страшно за все это рад, я надеюсь, что это станет огромным шагом к более инклюзивному кино. И если вы обожаете этот фильм, то я вас не стану осуждать.
Но честно говоря, самим фильмом я был разочарован. Да, возможно я дал хайпу завысить мои ожидания. Возможно. Но я просто не вижу тот того, что видели многие остальные. Я не вижу тут лучшего фильма Марвела, лучшего супергеройского фильма. И в особенности не вижу претендента на Оскар (да, я слышал и такое про «Черную Пантеру).
Опять же, «Черная Пантера» это хороший фильм. Но, по-моему, он мог быть гораздо лучше. Всю свою первую половину это очень хороший, супергеройский боевик с намеками на эдакий политический триллер. Ближе к концу второго акта, на нас кидают неожиданный поворот с Килмонгером, и в этот момент кажется, что фильм находится в двух шагах от величия. Натуральная шекспировская драма, с довольно симпатичным злодеем с довольно неплохой мотивацией.
И что фильм делает со всем этим потенциалом? Сводит все к очередным дракам кучки народу. Все конфликты решаются ударами в репу.
Причем, фильм, кажется, даже сам не понимает своих сильных сторон. Райан Куглер умеет снимать офигенный экшен, как показывает перепалка в казино. Так почему, блин, вместо такой же хорошей драки с реальными актерами, последняя битва в этом фильме это драка двух мультяшных Черных Пантер, с очень плохой графикой? Почему офигенного злодея Килмонегра превращают в это дурацкое марвеловское клише «злодей - это темное отражение героя»? Почему в фильме с собой в названии, сам Т’Чалла, он же Черная Пантера, толком как-то ничего не делает?
Я обожаю всех крутых женщин в этом фильме, мне нравятся экшен сцены, костюмы, часть декораций. Мне в целом нравится месседж и его смелость. Но, по-моему, Куглер и ко могут гораздо лучше. В общем, я надеюсь, что для меня повторится случай со «Стражами Галактики» и второй фильм (который абсолютно неизбежен) меня порадует больше.
3. Смертные машины (Mortal Engines)
Долгоиграющей темой этого поста будет разочарование в кумирах и идолах. И с кого тут лучше не начать, чем с людей ответственных за мою любимую кинотрилогию «Властелин Колец».
Если вы пропустили «Смертные машины» и слыхом о них не слыхали - не бойтесь, это нормально. Этот фильм вышел в этом месяце, и по сути был практически сразу обречен на провал, потому что он состязался с кучей куда более известных имен, в нем нету никаких больших звезд и большинство людей не читали книжек, по которым фильм снят.
Это новый огромный фильм от Питера Джексона, Фрэн Уолш, Филипы Боенс. Людей, которые создали «Властелин Колец». Правда, Пи Джей в этот раз не в режиссерском кресле. Вместо него там находится Кристиан Риверс. Человек, который начинал еще художником сторибордов у ПиДжея, позже стал одним из супервайзеров по спецэффектам и теперь, вот, сам снимает кино.
И надо отдать ему должное - мужик умеет работать со спецэффектами. Я был в шоке, когда узнал, что «Смертные машины» стоили всего 100 миллионов долларов. Потому что выглядели они на все 200 а то и 300. Это абсурдно гигантский фильм. Это фильм, где целые города ездят по континентам и поедают другие города. Может, оно не всегда выглядит прям вот фотореалистично, но оно все настолько большое и необычное, что на реализм как-то становится наплевать.
Но спецэффекты не делают кино. И это особенно заметно тут, потому что при всей абсурдной масштабности местного действа, фильм невероятно скучный. Мне, на самом деле, сложно сказать, почему. Уолш, Боенс и Джексон хорошо понимают сторителлинг. Они написали сценарий, который на бумаге вроде бы должен работать. Здесь есть вроде-бы харизматичные герои, у них есть внятные мотивации, есть страшный злодей, страшный вторичный злодей. Но все это не работает.
Если бы вы меня попросили вам описать характеры персонажей «Смертных Машин», я бы не смог вам ничего ответить. У всех героев есть четкие сюжетные роли, но нету внятного характера. Нет чувства, что они живые думающие люди. Что ими движет что-то кроме их сюжетных рельс. И точно так же со всем фильмом. Он холодный и у него нет души. Он как механизм, в нем все на местах, вроде бы все функционирует, но нет живого сердца.
Я не знаю, чем это лучше продемонстрировать, кроме как ролью вторичного злодея Шрайка. Этот злодей по сути существует только для того, чтобы добавить во втором акте конфликту. Он появляется в нужный сюжетный момент, буквально в момент, когда главному злодею Валентайну говорят: «Эй, мы тут на днях поймали чувака, который вроде тоже охотится на ту же девушку которые вы хотите убить». И затем, в конце второго акта, Шрайк умирает, не понятно даже отчего. Фильм малюет его неуязвимым терминатором, но что-то его в этой сцене вдруг смертельно ранит. И вот, его сюжетная роль исполнена, дальше источником конфликта будет Валентайн, а, следовательно, пора тебе, Шрайк, умереть. Ты умер так же, как и жил - будучи плот-дивайсом.
2. Мстители: Война бесконечности (Avengers: Infinity War)
Если вы давно читаете меня, то уже наверняка в курсе что я люблю киновселенную Марвел. Я давно люблю эти фильмы, и в прошлом году они, на мой взгляд, стали прям преступно хороши. И я давно уже задавался вопросом «когда же они перестанут быть хорошими? Когда же выйдет новый марвеловский фильм, который меня разочарует». Ну, время пришло. В этом году мой долгий и страстный роман с этой киновселенной наконец-то закончился с «Войной бесконечности».
На самом деле ситуация простая. Киновселенная Марвел всегда была коммерческим продуктом, созданным для того чтобы зарабатывать деньги. У этого киносериала не было никакого единого посыла или мысли, которую они хотели донести. И это не плохо само по себе. Как показали прошлогодние «Тор: Рагнарок», «Стражи Галактики 2» и даже «Черная Пантера», талантливые киноделы могут на основе этого коммерческого продукта создать что-то уникальное, личное и необычное. Но это становится проблемой, когда все фильмы должны привести к одному единому массивному кросс-оверу, как это случилось в «Войне Бесконечности». Потому что тогда выясняется, что на самом деле за всем этим не стояло никакой особой идеи.
Я давно хвалил эти фильмы за то, что они умело брали все лучшее из комиксов и обходили стороной все плохое. Но с «Войной Бесконечности» они наконец-то сделали ту же ошибку, которую годами делали комиксы. Они сделали большой вселенский «event». Для тех, кто не знает, «event” в комиксах, это отдельная серия, которая является огромным событием сильно меняющем статус кво всех персонажей. И я очень не люблю почти все такие вот серии. Потому что очень немногие из них создаются потому, что какому-то писателю пришла в голову хорошая идея для сюжета. Они создаются просто для того, чтобы сделать большое событие в комиксах и усилить продажи комиксов. Они просто должны «встряхнуть» вселенную, а не сделать с персонажами что-то по-настоящему интересное.
И вот, перед нами такой вот event-фильм. Фильм, где кучка наших любимых героев собираются вместе, и два часа носятся туда сюда пытаясь победить большого злого фиолетового папочку. Это большая мешанина из огромных драк и встреч разных героев, у которой нет внятной истории, которой нечего сказать, зато тут куча фансервиса.
Одним из худших моментов для меня стало то, как «Война бесконечности» по сути «отменяет» все то хорошее, что делали предыдущие фильмы про этих героев. Помните, как в «Рагнароке» Один спрашивал Тора «Ты бог молотов?»? Ну, видимо ответом на это было «да», потому что Тор весь сраный фильм пытается достать себе новый молот и ему еще и глаз вернули. Помните, как весь месседж в «Стражах 2» был о том, что абьюз - это не любовь? Забудьте! «Война бесконечности» говорит нам, что абьюзеры нас все равно любят, даже когда причиняют боль и убивают нас. Помните, как Человек-Паук отказался от крутого костюма, демонстрируя, что он знает где он нужнее и понимает свою важность как «маленького героя»? К черту это все! Костюм сам налетает на него в этом фильме, и он летит в КОСМОС!
Ах, ну и местный финал. Знаете, как все шутят на тему того, что в комиксах никто не умирает с концами кроме дяди Бена? Ну, вот теперь эта проблема есть и у фильмов. Потому что в финале «Войны Бесконечности» умирает куча народу, и абсолютно всем понятно было с первых же секунд, что они все вернутся в следующем фильме. Новый фильм про Паука спокойно анонсировали и рассказывали про него, будто бы даже никто не собирался держать какой-либо саспенс насчет того вернется ли Питер Паркер. Да, поздравляю вас, Марвел и братья Руссо, вы сделали сцену, которая стала популярным мемом в интернете. Черт, даже я сам как-то раз сделал шутку на тему. Но зачем это надо было все? Зачем убивать персонажей, когда всем понятно, что это не навсегда? Зачем убивать такой хороший источник напряжения в фильме, как возможность смерти героев?
Ну, наверное, потому что комиксы так делали. И потому что, про «шокирующий финал» больше будет гудеть интернет.
Честно, мне почти все равно уже, что там будет в “Endgame”. Мой энтузиазм к франчайзу был по сути убит в момент, когда Дисней уволили Джеймса Ганна. Я скорее всего все равно увижу этот фильм, просто чтобы составить рейтинг всего киносериала. Я все равно пойду на «Капитан Марвел», чтобы поддержать женщину-фильммейкера. Но после этого, мне как-то все равно. Честно, мне куда интереснее что дальше будет в вселенной DC, чем тут.
- Суперсемейка 2 (Incredibles 2)
Какая же великая ирония в том, что самый разочаровывающий фильм этого года был по совместительству самым ожидаемым мною фильмом этого года. Когда-то давным-давно я был в восторге от режиссера-сценариста Брэда Бёрда и называл его лучшим фильммейкером нашего времени. И похоже, господин Бёрд решил всю эту свою репутацию смыть в унитаз.
Я отдам должное «Суперсемейке 2» - это чертовски красивый фильм. На мой взгляд, это самый красивый CGI мультфильм наравне с «Ранго». Однозначно, самый красивый из мультфильмов Пиксар. И если бы не вышел «Человек Паук: через вселенную», это однозначно можно было бы назвать самым визуально-красивым фильмом года. Чтобы я не говорил там дальше, этот мультфильм - потрясающее достижение анимации и компьютерных технологий. И это заслуга не только самого технического исполнения. Брэд Бёрд много своих талантов растерял, но он все еще непревзойденный постановщик анимационного экшена.
Но «визуал» в словосочетании «визуальный сторителлинг» это только половина фильма. С другой половиной, «сторителлингом», у нас тут большая беда. «Суперсемейка 2» это абсолютно бесполезный сиквел. Пиксар и ко решили вернуть этих полюбившихся нам персонажей только для того, чтобы по сути рассказать ту же самую историю, только хуже. Я уже говорил об этом в своем
видео про «Суперсемейку 2» (у него есть русские субтитры, если что), но этот фильм просто до какого-то абсурда пытается скопировать почти все сюжетные ходы первой части. Практически весь личностный и любой другой прогресс, сделанный персонажами, был сведен в этом фильме на нет, просто для того чтобы они снова прошли через все то же самое. И мало того, почти все персонажи от этого стали хуже. Боб Парр стал довольно большим козлом, который завидует успеху своей жены. Вайолет Парр, в прошлом фильме научившаяся уверенности и самостоятельности, теперь весь фильм снова переживает из-за свидания с мальчиком. Дэш из интересного ребенка с избытком энергии превратился в просто громкого надоедливого пацана с намеками на психопатию.
И если в прошлом фильме основной конфликт был очень личным для героев, и Боб буквально сталкивался с ошибками своего прошлого, в этом фильме у нас очень глупый злодей с очень глупым планом, и у которой очень слабые связи с нашими героями и их личностными конфликтами.
Я не то, чтобы ненавижу «Суперсемейку 2». Напротив, из всех фильмов в этом списке это однозначно тот, который мне было приятнее всего смотреть и пересматривать (во-многом чисто из-за визуальной стороны). Но я страшно разочарован. Это худший фильм в карьере Бёрда и главное доказательство того, что он не оправдал наших надежд как сценарист и режиссер. И это так же для меня доказательство того, что Pixar не стоит делать сиквелы. Я недавно посмотрел документальный фильм про историю Pixar, и с ностальгией вспомнил, что на протяжении первых нескольких лет это была довольно смелая студия, которая не боялась экспериментировать с жанром и технологиями. Они не боялись взрослых тем и необычных историй, и это особенно хорошо отражалось в их традиции не делать сиквелы. Но теперь, у них появились мощные конкуренты со всех сторон, и они резко решили погнаться за деньгами, с производством сиквелов. И судя по всему, оно работает. Несмотря на все мои претензии, «Суперсемейка 2» собрала целый миллиард долларов по всему миру, и стала одним из самых успешных фильмов года и одним из самых успешных анимационных фильмов в истории. Что скорее всего значит, что в ближайшем будущем ничего не изменится. Какая досада.