Йеп, в этом году у нас их целых 7. Ну, поехали…
7. Maniac
Я хочу начать разговор про этот сериал с разговора про… Нетфликс.
Как вы могли уже заметить, я упоминал эту стриминговую платформу кучу раз на протяжении этого поста. И это не спроста, потому что большая часть сериалов и, возможно, половина всех увиденных мною фильмов в этом году были произвдоством Нетфликса. В некоторых случаях, Нетфликс даже поглощал сериалы посреди сезона, который я смотрел.
Я не особый фанат корпораций и не очень люблю их нахваливать, но я должен признать, что как фанату кино и аниматору, мне «Нетфликс» видится очень положительным влиянием на киноиндустрию.
Дело в том, что их метод в самом деле выигрышный. Подписчки Нетфликса покупают абонимент на месяц или больше, что дает им доступ ко всей библиотеке сериалов Нетфликса. Благодаря этому, «Нетфликсу» выгодно делать и получать на платформу как можно больше самых разнообразных сериалов. Если вы пошли в кино на фильм, который вам не понравился, то с этим ничего, увы, не поделаешь. Но если вам не понравился один сериал на «Нетфликсе», то есть миллион других, из которых наверняка что-то, да и понравится.
И за последние два года, «Нетфликс» активно давали шанс самым необычным авторам в самых необычных нишевых жанрах. Это особенно мне важно, как аниматору, потому что Нетфликс стали домом для, казалось бы, медленного умирающего жанра традиционной анимации. Это включает в себя кучи самых разных работ, от какой-нибудь «Хильды», до самого разного аниме и до чего-то по-настоящему необычного, как новая «Ши-Ра и могучие принцессы» или продолжение «World of Tomorrow” Дона Херцфелда (с которым я, между прочим, состязался на фестивале анимации в этом году).
Да, безусловно, есть факапы, вроде ужасного прошлгогодного «Брайта» (простите, что напомнил вам о его существовании) или живого фильма по «Тетради Смерти» (а они еще «Ковбоя Бибопа» планирует). И мы все еще довольно мало знаем о Нетфликсе. Компания держит свои карты скрытыми, и по сути есть вероятность что они даже не зарабатывают деньги (если хотите, в комментах могу объяснить этот момент подробнее). Вполне возможно, через 5 лет все это накроется, и я как-то еще пожалею о своих словах. Но пока что, я искренне рад существованию Нетфликса.
И вы наверняка хотите меня спросить: Мундт, какого черта ты так долго трындишь про Нетфликс в посту про «Maniac”? Ну, потому что сам факт существования “Maniac” кажется мне каким-то чудом.
“Maniac” - это невероятно странный сериал. Это сюрреалистичный, меняющий жанры как перчатки сериал, который пытается быть чем-то вроде фильмов Чарли Кауфмана. Это фантастическая история про людей, которые борются с довольно глубокими, личными проблемами. И он это делает путем сериала, который в одной сцене может быть фентези, а в другой - боевиком, с огромной перестрелкой снятой единым дублем как в «Атомной Блондинке».
Я не сказал бы, что я прям страшно полюбил «Maniac». Скорее, я-то как раз был им скорее разочарован. Но я не могу не восхититься самим фактом его существования и тому, насколько смелая и откровенная это работа. И хотя сериал сделан довольно известными людьми (все серии снял Кэри Джоджи-Фукунага), я не представляю, чтобы какая-либо другая студия во всей киноиндустрии произвела это на свет.
Это странный, но по-своему очаровательный и забавный сериал. Ко всему прочему, мне очень приятно видеть, что Джона Хилл наконец-то играет не «смешного толстяка» в каком-то фильме, и мне приятно, что это сериал, в котором сексуальные домогательства показаны как абсолютное зло, и арка героя Хилла по сути в том, чтобы найти в себе силы быть на правильной стороне истории. Это маленькая деталь, но она очень многое говорит о современном политическом климате.
О, а еще это редкое произведение, где главные герои противоположных полов не становятся любовниками, а просто остаются друзьями. Это тоже невероятно свежо.
Вот как-то так. 7-е место. “Maniac”, спасибо, что ты есть. Очень жду не дождусь «Бонда» от Кэри Джоджи-Фукунаги.
6. Леденящие душу приключения Сабрины (The Chilling adventures of Sabrina)
Я каким-то образом пропустил всю эту веселуху с мрачными ребутами комиксов «Арчи». Я даже не так уж много смотрел в детстве тот старый сериал про Сабрину, который шел на «Новом Канале». Но я его помнил, а потому питч «Сабрина, но очень мрачная и кровавая» меня заинтересовал, пускай и скорее лишь в плане любопытства. Результат меня удивил не на шутку, потому что «Ледянящие душу приключения Сабрины» оказались самой интеллигентной и умной реализацией этого, казалось бы, дешевого и намеренно взывающего концепта.
В общем, к моему удивлению, новая «Сабрина» это просто чудесное произведение контр-культуры. Панк-рок от мира ТВ. Проведение, которое как будто бы пришло к нам из параллельного измерения, где все совершенно не такое, как мы привыкли. На смену милой Сабрине ведьме-подростку пришла новая Сабрина, фанатка фильмов-ужасов, радикального феминизма, живущая в мрачном городке Гриндейле между миром смертных и миром поклоняющихся Сатане ведьм. Если это звучит еще не так уж мрачно, то знайте, что главным конфликтом для Сабрины становится вопрос продажи своей души Сатане, и по ходу сериала она сталкивается с кучей жутких ведьмовских традиций, среди которых есть праздник под названием Пир всех Пиров, во время которого они выбирают «Королеву пира» и во время Пира ее съедают. Если что, это считается огромной честью, и по сути только Сабрина замечает дикость данного обычая.
И все это просто очаровательно. Нет, я серьезно. Это очень милый сериал. Все эти ужасы и страсти подаются с милотой похожей на «Семейку Адамс», с той лишь разницей, что последняя никогда не становилась откровенно кровавой и гротескной.
Я бы сказал, что новая «Сабрина» это очень-очень уместное в наше время история о том, как не унывать и не сдаваться даже в самых страшных, невообразимых ситуациях. Олицетворением этой философии становится титульная протагонистка Сабрина. Ее роль исполняет Киернан Шипка, и я должен сказать, что она просто открытие года. Собственно, весь каст этого сериала шикарен. Пожалуй, самый шикарный кастинг во всем это топе. Но Шипка это все же главная звезда шоу. Я очень давно не видел другую такую актрису, которая столь мастерски очаровывала и нравилась с первых же минут сериала. За нее всегда приятно болеть, и она всегда остается эмоциональным центром сериала.
Другая звезда шоу это Мишель Гомез в роли Мисс Уордвелл, одна из антагонисток сериала. Да, я знаю, что фанаты Доктора Кто сходят с ума по Мишель Гомез уже давно, но я открыл для себя ее именно тут. Она неописуемо шикарна. У нее идеальная злодейская харизма, благодаря которой мы одновременно боимся ее, но и в то же время держим за нее кулачки. Мисс Уордвелл это самый многогранный персонаж сериала, с кучей сюрпризов и скелетов в шкафу. И госпожа Гомез играет ее с огромным удовольствием, добавляя роли много сексуальности. Серьезно, это очень крутая роль для женщины в ее возрасте. Она чудо.
Так же хочу пару слов сказать про друзей Сабрины. Я боялся, что ее друзья из мира людей быстро наскучат и станут фоновыми, но они все получают свои собственные арки и им всегда в сериале есть чем заняться. Отдельной похвалы заслуживают Джэз Синклер в роли Розалинды и Лахлан Уотсон в роли не-бинарных Сюзи Путнам.
Сериал очень здорово снят, и местные декорации выглядят как нечто между фильмами Бертона и «Суспирией» Ардженто.
Ну, и самое приятное тут то, что это просто супер-феминисткий сериал. Это особенно радует в том плане, что в мире есть много разных произведений с участием ведьм, но не так уж много произведений, который изучают конкретно что такое «ведьмы» и что они собой представляют. Но не «Сабрина». О, нет. «Сабрина» с головой погружается в темы силы женщин, их роли в обществе, борьбе с патриархатом и т.д. Собственно, сериал по сути можно рассматривать как параллель прогресса феминизма в мире. Мир ведьм - это как-бы более дружелюбный к женщинам мир, который дает им куда больше силы и свободы, но в то же время в нем есть проблемы и на верхушки пирамиды все еще находятся мужчины и мужские ценности. И главный конфликт Сабрины с отдачей души Сатане можно рассматривать как борьбу с патриархатом, с позиции человека, который не знает, уничтожить ли его снаружи или все-же изнутри системы.
А еще тут, кажется, почти все пансексуальны и это офигенно. Серьезно, шикарная работа в плане как гендерной, так и сексуальной и расовой репрезентации.
Сериал, на мой взгляд, несколько медленно начинается, и первые несколько серий, пока не видать главного конфликта, может показаться всем несколько скучным. Но поверьте мне, дальше становится лучше. Где-то к середине я уже не мог оторваться от «Сабрины», как и, собственно, многие другие (это один из самых просматриваемых сериалов Нетфликса в этом году).
5. Острые объекты (Sharp objects)
Каждый год есть сериал, под который мне приятно просто депрессировать. Я даже даю этим сериалам свой собственный жанр под названием «Все плохо». Первой моей любовью в этом жанре стал замечательный первый сезон «Настоящего Детектива», в прошлом году этим сериалом для меня была «Вершина Озера». Ну, а в этом году меня «порадовали» HBO с сериалом «Острые Объекты».
Самым неожиданным моментом для меня стал эпизод, в котором мы узнали, что является главной проблемой главной героини в исполнении Эми Адамс, и у меня в голове пронеслось «Наконец-то, репрезентация!». Надеюсь, вам понравилась эта шутка, которую поймут только мои самые близкие люди, если они посмотрят сериал.
«Острые объекты» это сериал о том, как на нас влияет наше окружение и травма, которую оно оставляет. Сериал о том, как наша боль и шрамы преследуют нас даже тогда, когда мы сбежали от источников этой боли. Все это нам преподаётся в истории про страдающую от алкоголизма и селф-харма репортершу, которая возвращается в небольшой городок, в котором она выросла. Она приехала, чтобы написать историю про этот городок. И ее сразу радуют неприветливый полицейские, мать, которая ее ненавидит, младшая сестра, которая то с ней мила, а то подставляет ее перед всеми. И в добавок ко всему этому, в городе происходят убийства девушек-подростков, про которые и пишет наша героиня Камилла.
Если вы еще не догадались, это очень грустный, меланхоличный сериал. И Эми Адамс, которая просто шикарна тут, как и везде, потихоньку становится королевой таких вот ролей женщин в депресии. Очень забавно, если вспомнить, что она начинала с «Зачарованной».
Разумеется, как и практически любой мини-сериал от НВО, «Острые объекты» отлично сделан в техническом плане. Ничем не хуже любого крупного драматического фильма. Но отдельного упоминания тут заслуживает местный монтаж. С его помощью, «Острые объекты» пытаются поместить нас, зрителей, в голову главной героини. Мы переживаем все моменты вместе с ней, а потому мы и видим ее воспоминания. История Камиллы подается нам медленно, маленькими кусочками в ходе необычных флешбеков, которые случаются в моменты, когда Камилле что-то напоминает эпизоды из ее жизни. Поначалу это может казаться странным креативным решением, когда в ходе одной сцены нам вдруг показывают кусочки совершенно другой сцены. Но это создает эффект, который больше похож на то, как в самом деле работает наша память. Как те или иные эпизоды, в особенности болезненные, всплывают в памяти путем ассоциаций. Прошлое преследует нас и Камиллу все время. Шрамы напоминают о боли, которая была ей причинена.
В общем, если у вас есть настроение на что-то очень грустное, то этот сериал прямо создан для вас.
А еще, если вы похожи на меня, вы можете притворится, что это сериал о том, что Лоис Лейн делала между событиями «Бетмена против Супермена» и «Лиги Справедливости».
4. Хорошее место, 3-й сезон (the Good place)
Вау, в этом году столько хороших сериалов, что я чуть-было не забыл про «Хорошее место», на которое я подсел как раз в этом году! К счастью, третий сезон этого сериала вышел именно в этом году, что дает мне повод включить его сюда.
«Хорошее место» это метафизическая комедия про загробную жизнь. Главная героиня сериала, Элеонора Шелстроп, умирает, и узнает, что после смерти все люди попадают либо в Хорошее место, либо в Плохое место. К счастью для нее, она была при жизни хорошим человеком, и она попадает в Хорошее место.
Хорошее место оказывается милым городком, где живут исключительно чудесные люди. Элеонора даже заводит друга в лице профессора этики Чиди Анагонье, которому она сознается в страшной тайне: она не «та» Элеонора Шелстроп. Кто-то ее перепутал с другой женщиной с таким же именем и фамилией. Эта, наша, Элеонора, была довольно большой скотиной всю свою жизнь, но теперь она страшно боится, что если ее раскроют, то она попадет в Плохое Место. Она уговаривает Чиди научить ее как быть хорошей, чтобы ее никто не раскрыл.
Увы, я не могу сказать что-то еще про сюжет за пределами этого базового синопсиса, потому что это изрядно бы испортило вам все грядущие сюрпризы. «Хорошее место» полно неожиданных поворотов и развитий, и скажем так, сериал регулярно меняет свой статус кво, и в сезонах 2 и 3 происходят очень разные вещи.
Разумеется, главное для любой комедии это быть смешной. И «Хорошее Место» очень смешной сериал. Это, пожалуй, моя самая любимая комедия в телевезионном формате. Это отличный юмор, который играет то на необычных отсылках к философии, то на простых физических гэгах или комедии абсурда. И к счастью, все это интересно и необычно снято, и тут нет никакого закадрового смеха.
Но что куда важнее, так это то, что это очень умная и, не побоюсь этого слова, важная комедия для нашего времени. Потому что она целиком посвящена вопросам о морали, этике, или проще говоря вопросам: что такое быть хорошим человеком и зачем это нужно?
Заранее скажу, что если вы более-менее совпадаете со мною по политическим и жизненным взглядам (а иначе чего бы вы читали этот блог), то «Хорошее Место» просто создано для вас. Моральные взгляды у сериала очень даже либеральные, и довольно далеки от «традиционных ценностей» и всякой устаревшей религиозной чепухи.
И «Хорошее место» в самом деле интересно изучает данный вопрос. На самом деле, до этого сериала, меня шокировало то, насколько редко я в самом деле думал о своих моральных и этических взглядах. Этот сериал изучает сии жизненные вопросы с точек зрения самых разных философов всех времен, и ультимативно приходит к довольно хорошему выводу: быть хорошим человеком - очень сложно. Это не просто небольшое решение, которое мы принимаем в начале своего существования поставив где-то галочку. Это, по сути, настоящая работа. Работа, которая требует огромного знания и постоянной оценки самого себя и влияния наших действий на окружающих людей.
Я это просто обожаю. Комедии - это жанр, которым редко пытаются сказать что-то по-настоящему важное и необычное, но это редкий пример того, как комедия может быть в самом деле глубокой, умной и меняющей взгляды на жизнь. И при этом в ней могут быть шутки вроде этой:
3. Конь Боджэк, 5-й сезон (Bojack Horseman)
Небо- голубое, травка зеленеет, а «Конь Боджэк» выдает еще один офигенный сезон анимационной драмы. Нет, народ, серьезно, я в шоке, как «Конь Боджэк» продолжает быть таким хорошим? Каким образом у нас тут пятый сезон, и мало того, что это еще один шедевр, так еще и каждый сезон становится лучше предыдущего!
Однако так оно и есть. «Конь Боджэк» в этом году снова нас всех радует чудесной анимационной трагикомедией про нашего любимого депрессирующего антропоморфного коня. Но это все более-менее нам знакомо. Вот чего, я думаю, никто не ожидал, так это того, что 5-й сезон «Коня Боджэка» станет чем-то вроде самого важного и злободневного произведения про эпоху скандалов, связанных с движением #MeToo. 5-й сезон Коня Боджэка ставит нас перед тяжелым вопросом: как нам жить с осознанием, что наши любимые звезды могут вдруг оказаться кошмарными людьми?
Видите ли, «Bojack Horseman” с самого начала был сериалом про довольно неоднозначного, проблематичного персонажа, который на самом деле большая сволочь пускай он нам и нравится. Но этот сезон отлично избежал проблем похожих сериалов, на подобие «Рика и Морти». Потому что в ключевой момент, устами одной из своих героинь сериал четко нам говорит: «Этот сериал создан не для того, чтобы козлы праздновали тот факт, что они - козлы».
Как и предыдущий сериал, о котором мы говорили, «Конь Боджэк» главным образом о том, как сложно человеку изменится и как важно пытаться быть лучше. Это все еще чудесная история про жизнь, карьеру, кино, депрессию и смертность. Я с трепетом жду, куда же эта история пойдет дальше.
А еще я всем очень советую посмотреть очень милую и жизнерадостную лекцию с XOXO от дизайнера персонажей сериала - Лизы Ханавальт.
Click to view
2. Убивая Еву (Killing Eve)
На второе место сложно не поставить сериал, который как будто был создан для меня. Летом этого года я написал статью про «Золотой Глаз», где довольно немало времени потратил на подробное описание того, насколько огромное впечатление на меня до сих пор производит тамошняя злодейка Ксения Онатопп. В той статье я рассказал, о том, как сильно люблю «роковых девушек» в кино, и к моему огромному счастью, в этом году вышел сериал как раз посвящённый этим безбашенным дамам.
И на самом деле это даже куда важнее, чем простое удовлетворение моих фетишей. В наше время на ТВ очень много протагонистов с сомнительными моральными кодексами. Будь то сложные герои типа Уолтера Уайта, антигероев вроде Декстера, откровенных злодеев вроде Фрэнка Андервуда и настоящих монстров типа Ганнибала. Но эти сложные герои редко бывают женщинами. А если и бывают, то зачастую делят сцену с кучей других мужчин (как в «Игре Престолов»). И сериал «Убивая Еву» наконец-то дает нам такого героя в лице убийцы по имени Вилланель (в исполнении шикарной Джоди Комер).
Собственно говоря, сериал во-многом как раз посвящён тому, насколько необъяснимо привлекательны персонажи вроде Вилланель. «Убивая Еву» это шпионский сериал про титульную Еву Поластри - офицера МИ5, которая пытается найти неуловимую наемную убийцу-психопатку под кличкой Вилланель. Их игра в кошки-мышки быстро превращается в нечто среднее между кровавой враждой и страстным романом.
С точки зрения сторителлинга, это просто гениально. По сути у нас тут есть два сериала. Есть суровый, мрачный шпионский детектив в лучших традициях Ле Карре, где Ева с командой оперативников пытаются поймать эту загадочную убийцу. И параллельно есть сюжетная линия самой Вилланель, которая порой то такая же кэмповая как ранние фильмы про Бонда, то превращается в черную комедию братьев Коэн. Это невероятно дикий коктейль, но это работает. Потому что здесь шикарные персонажи, чьи цели и мотивы нам всегда понятны и именно за них мы так сильно цепляемся.
Я всегда очень любил Сандру О, она шикарна в роли Евы Поластри и я рад, что эта роль вдохнула новую жизнь в ее карьеру и добыла немало престижных номинаций. Но главная звезда это все же Джодо Комер в роли Вилланель. Она играет безумную убийцу с детской игривостью и очарованием. Когда она совершает все эти ужасные преступления, на нее даже как-то сложно злится. Потому что она слишком уж этим всем наслаждается. Она производит впечатление скорее ребенка, который просто не осознает о вреде своих действий, чем в самом деле активно пытается испортить всем жизнь. Вилланель нравится наслаждаться своей роскошной жизнью, соблазнять и убивать, и нам трудно ее винить. Нам тоже все это нравится. Мы за этим пришли смотреть сериал.
Этот шикарный коктейль из триллера, драмы, комедии и интриг нам преподнесла Фиби Уоллер-Бридж. Вы можете ее еще помнить по роли лучшего персонажа из «Соло» - L3-37. Увы, она ушла с позиции шоураннера после этого сезона, что немного обидно, потому что такие истории всегда интереснее, когда их создают женщины. Так что возможно, следующие сезоны этого чуда будут уже не так хороши. Но в целом, это не так уж страшно. Потому что даже этот сезон сам по себе - шикарен, и мы его долго еще будем помнить.
1. Призраки поместья Хиллов (The Haunting of Hill House)
Окей, я надеюсь, что мне не нужно объяснять, что эти мои списки лучших сериалов - это все очень субъективное. Я высказываю тут исключительно свое мнение и говорю о сериалах, которые понравились конкретно мне. Если вы хотите поговорить о том, какой сериал был лучшим в этом году через призму сурового критического взгляда, то я скажу вам обратить внимание на сериалы из прошлых двух позиций. На первом же месте у меня сериал, который может как критик, я бы не назвал лучшим, но который произвел на меня наибольшее впечатление. Дело в том, что с «The Haunting of Hill House” я внезапно открыл в себе огромную любовь к хоррорам, как жанру.
Да, я вроде бы раньше уже писал про разного рода ужастики, и они не раз мелькали в моих топах. Но я всегда их рассматривал просто как еще одно хорошее кино. Я никогда не задумывался о том, что конкретно я пытаюсь получить от жанра «хоррор». И только в этом году, благодаря просмотру парочки других фильмов (о которых поговорим в топе лучших) и этому сериалу я наконец-то понял.
Жизнь - это довольно страшная штука. Хотя наша жизнь гораздо лучше, чем у всех предыдущих поколений, в ней все еще есть миллион самых разных угроз, разных поводов для стресса, паники, паранойи и страха. Страх - это одна из самых знакомых и естественных мне эмоций. Я боюсь практически всего на свете. Я боюсь болезней, боюсь войны, боюсь политиков контролирующих мою жизнь, боюсь за свое благополучие и благополучие близких. В моей жизни есть море моментов, когда я в том или ином роде испытываю страх.
Но когда я в день после Хеллоуина засел смотреть «The Haunting of Hill House”, сел смотреть страшный сериал… мне не было страшно. Не в том смысле, что сериал плохо делал свою работу, о нет, там было немало страшных моментов от которых хотелось подпрыгнуть на месте. Нет, мне не было страшно, в том смысле что я чувствовал себя как дома. Мне было необычайно тепло и уютно во время просмотра этого страшного сериала. Потому что я сталкивался с знакомым мне страхом. И я понял, что мы смотрим хорроры не для того, чтобы испугаться, а для того, чтобы как можно лучше понять страх. Испытать его во всех возможных условиях, от любимых возможных источников. Найти причины, потаенные секреты в нашем страхе. Мы смотрим хорроры не для того, чтобы научится не боятся. Мы смотрим хорроры для того, чтобы в моменты страха мы были готовы, и мы знали, что делать. Чтобы знать, что мы переживем этот страх.
И «Призраки поместья Хиллов» это сериал во-многом про эти эмоции. Он про столкновение со страхом во всех его проявлениях. Будь то страх перед сверхъестественным, страх перед сложными жизненными обстоятельствам, страх близости, и самый знакомый и универсальный для нас страх - страх перед смертью. Перед неизвестностью.
Разумеется, это далеко не все. Сериал отлично написан, сыгран, снят. В нем чудесные персонажи, которым приятно сопереживать. Но главное для меня это то чувство комфорта, которое он подарил мне на несколько часов просмотра. Поэтому это мой любимый сериал этого года.