Ready Player One - худшая сторона фандомов

Apr 05, 2018 01:40





Удивительно, но за всю историю существования блога я вроде так толком ни разу не поговорил о Стивене Спилберге с его фильмами. В целом, на, то есть простая причина: я просто не большой фанат маэстро. Но, хотя я и не согласен с часто присваиваемым ему титулом «Лучшего режиссера на планете», я не могу не признать, что он в целом заслуживает многих тех почестей, которые ему выдают критики. Стивен Спилберг за свою карьеру снял невероятное множество фильмов, стал отцом жанра суперблокбастеров, и он всегда был творцом, который постоянно экспериментировал с жанрами и стилем, а также техникой кино как искусства. И я порой с удивлением смотрю на его послужной список с удивлением. За последние лет 17 к примеру, на мой взгляд, Спилберг ни снял ни одного плохого фильма…

А затем вышел «Ready Player One». И маэстро теперь можно поздравить с его первым (на моей памяти) по-настоящему плохим фильмом. И да, я категорически не согласен с теми невероятно щедрыми 75% на Томатах, которые висят у фильма.

Но все же скажу, что Стивен Спилберг спасает этот фильм, как адаптацию. RP1 основан на одной ОЧЕНЬ паршивой книге, и будь в режиссерском кресле любой другой режиссер, у нас бы был кошмар масштабов «Трансформеров 5». Вместо этого, у нас фильм плохой, но в целом смотрибельный.

RP1 можно разглядывать по двум разным аспектам: как развлекательное кино, и как произведение искусства.



Как кино, это просто довольно унылый фильм. Его главные проблемы - это ужасно унылый главный герой и непостоянство тона.
Уейд Уаттс это не протагонист, а сухой кусок картона какой-то. За два часа фильма я толком так и не понял какой у него характер, и что он за человек. Единственное, чем его характеризуют, это его нердством и обожанием всякой старой поп-культуры. Даже его игровой аватар выглядит ужасно уныло. И мне даже как-то жаль актера Тея Шерридана. Мне кажется он неплохой актер, но ему тут особо не с чем работать. Как и жаль, что вторую крупную голливудскую роль он проводит почти целиком с какой-то херней поверх верхней половины лица.



Ситуация особенно сильно ухудшена тем фактом, что друзья Уйеда ГОРАЗДО интереснее его самого. Для начала у нас есть Артемис - девушка из революционного подполья, которая так же является одним из лучших игроков Оазиса.
Есть лучший друг Уйеда по кличке Эйч. В игре это огромный бледный киборг, в реальном мире это чернокожая девушка, которую играет великолепная Лена Уайт.
Есть парочка азиатов, которые играют за самураев и ниндзя в Оазисе, и в реальном мире одному из них всего 11 лет.
Все эти ребята интереснее Уйеда, но главный герой почему-то именно он.



Практически все в фильме кажется каким-то отсталым, и складывается ощущение, будто бы фильм был сделан в ранних 2000-ых, а не в этом году. Вся стилистика будущего больше всего напоминает моменты из «Особого мнения» того же Спилберга, а эпизоды в видеоигре в плане графики не очень далеко ушли от «Искусственного Интеллекта».
Кстати об этом, об этой самой видеоигровой составляющей. Лично мне было больше всего посмотреть именно на нее, потому что виртуальный мир Оазиса описывали как мир тотальной свободы, где все могут делать что угодно и выглядеть, как угодно. И мне было очень интересно, как это реализуют на экране художники из компаний типа ILM. Что случится, когда куче талантливых художников дадут свободу на тотальное творческое безумие.
И я этого как-то не получил… Виртуальный мир Оазиса, при всем обещанном многообразии, почему то очень блеклый. Здесь доминируют серые и холодного оттенка голубые цвета и все выглядит довольно однообразно. В плане визуального разнообразия и безумия это безбожно проигрывает чему-то вроде «Валериана и города тысячи планет».  А еще здесь очень много ослепляющее ярких прожекторов, которые оставляют блики на камере. Даже хуже, чем в фильмах Дж.Дж. Абрамса.

Светлым пятном в этом царстве является Бен Мендельсон, который судя по всему становится таким-вот новый большим злодеем в голливудских фильмах. Я обожаю Бена Мендельсона, и тут он чудесно переигрывает свою роль злого босса корпорации.

И вот такой вот RP1 как фильм. Скучный, непримечательный.
RP1 как произведения искусства же заставляет кровь в моих жилах кипеть. И я хочу подробно рассказать, почему.

Oasis doesn’t make any f-ing sense

Виртуальный мир Оазиса - это полный бред. Обычно я не особо парюсь по поводу мисрепрезентации видеоигр или интернета в кино, но в этот раз меня окончательно оно задолбало. Особенно учитывая то, что весь маркетинг фильма крутится вокруг гребанного Оазиса.



В общем, в будущем абсолютно все тащатся от виртуального мира Оазиса. Фильм толком не объясняет вообще, что такое Оазис. Из рассказов разработчиков Оазиса складывается впечатление, что это игра. Но в фильме все скорее используют его как эдакий аналог браузера, который может вас подключать к разным играм. То есть, это такой вот виртуальный хаб, где все люди тусуются, некоторые даже используют его для бизнеса, некоторые ходят там в школу и т.д.

Это моя первая проблема: что никто толком не объясняет, что такое Оазис.
Моя вторая проблема в том, что судя по всему Оазис это единственная во вселенной фильма подобная виртуальная реальность, и у нее нет никаких конкурентов или подражателей, или предшественников. Мы знаем по миллиону отсылок к нашей поп-культуре в фильме, что в этом мире явно раньше существовали обычные видеоигры. Мы видим персонажей из Мортал Комбата, Уличного Бойца, Overwatch и т.д. И видимо мы должны просто принять тот факт, что, когда Оазис появился, он вытеснил с рынка абсолютно все другие видеоигры всех жанров и направлений, и заменил их все.
И мне что-то трудно в это поверить. Как и трудно поверить в то, что Оазис стал настолько успешен, что в него играют теперь абсолютно все. Ибо что такое Оазис? В чем его фишка? В чем selling point? Как его продавали на запуске?
Потому что мне трудно поверить, что скажем, Оазис с своей планетой Дюной, где все друг по другу стреляют, прям взял и вытеснил все шутеры на свете, каким бы хорошим он не был. Да, со стороны это выглядит как веселый мясной хаос, а-ля Quake 3 Arena. Но если кому-то захочется поиграть во что-то более медленное и методичное, типа PUBG, мне кажется им нечего будет делать в Оазисе.
Я просто не пойму, чего Оазис стал таким популярным. В нашем реальном мире уже было два аналога Оазиса: виртуальные миры Second Life и PlayStation Home. PS Home был колоссальным провалом, и закрылся так и не выйдя из состояния Беты. Second Life до сих пор играют около полумиллиона человек, что неплохо, но тоже далеко не тот фурор, которым показан Оазис в фильме.

Все это явно демонстрирует, что люди, создавшие фильм, не имеют ни малейшего понятия о том, как вообще делаются игры. Они видимо думают, что в мире есть просто одна игра со всеми направлениями и жанрами, и ее время от времени дополняют.
И пристегните свои ремни, потому что дальше будет еще хуже.



Судя по фильму, в Оазисе нет абсолютно никаких правил. В начале фильма Уейд сбрасывает с мотоцикла другого игрока на ходу. В одной сцене они с Артемис идут в виртуальный ночной клуб, и в этом клубе на них нападают другие игроки без каких-либо препятствий. В игре нигде не видны никакие средства контроля за игроками. Вплоть до того, что работникам компании, которым игра принадлежит, нужно играть как всем остальным, чтобы контролировать происходящее. В конце фильма случается эпическое сражение, где все игроки объединяются в армию и дерутся с армией работников компании. И эти ребята ничего не могут сделать с игроками. Только драться. Они не могут их удалить из игры или забанить. Как вообще? Игра принадлежит им! Лежит на их серверах по идее! И что, у них нет никакого доступа к исходному коду? Нет даже прав администраторов или модераторов? Как они должны тогда чинить игровые баги? Или поправлять игровой баланс?

Игровая валюта, судя по всему, имеет ценность и в реальном мире. Как только Уейд зарабатывает кучу денег в игре получив первый ключ, он покупает себе костюм для большего погружения в игру.
Кстати о нем. В Оазис все играют как в эдакую смесь VR и Кинекта. То есть, вы одеваете на голову хедсет, и видите все из глаз своего аватара. И он повторяет все ваши движения рук и ног. Для перемещения в игре у самого Уейда есть беговая дорожка. Но как только начинается игра, сразу становится не понятно, как вся эта система управления работает. В игре все делают куда более сложные вещи чем простая ходьба и манипуляции руками. Они прыгают, бегают во все стороны, падают, летают и т.д. Эйч даже может удлинить свой торс. Мне очень интересно, как его игрок делает этот трюк в реальном мире.
В одной сцене Артемис пинает Уейда, и тот чувствует пинок и в реальном мире и падает на свою жопу. То есть, все движения аватара передаются и игроку. Как это вообще работает? Если бы Уейд упал у себя в комнате, а в это время в игре он упирался в стену и не мог упасть дальше, как бы выглядел рассинхрон игрока и его аватара? Как игроку принимать сидячее положение, если в игре он садится в машину, а в реале сидеть не на чем?
Кстати об этом, я уже упомянул, что Уейд покупает полный костюм для виртуальной реальности. Этот костюм более точно отсчитывает его движения, и так же позволяет ему чувствовать все физические взаимодействия с реальным миром. Артемис даже его эротично облапывает в игре, и он это чувствует и в реальном мире. Обратная сторона в том… что боль игрок тоже теперь чувствует. Да, я не шучу. Я уже говорил, что Уейд чувствует пинок в одной сцене. В других сценах явно видно, что другие игроки чувствуют и удары, и попадания пуль в них и т.д.
Какой маньяк психопат разрабатывал эту штуку? Как никому не пришло в голову что может быть болевые рецепторы лучше отключить!? Это же потенциальная машина для пыток, народ.
Собственно, даже если на это закрыть глаза, это еще один момент, из-за которого Оазис просто бы не работал. Большинству людей, которые играют в игры, хочется расслабится дома у себя на диване. Никому не хочется бегать и прыгать, повторяя все действия своего игрового аватара. Это было бы слишком большой физической нагрузкой. Поэтому на самом деле Кинект и PS Move так и остались просто примочками, а не новыми шагами к более необычным играм. Потому что никому толком не хотелось бегать и прыгать перед экранами телевизора у себя дома.

И если всего этого было вам мало, то вот вам финальный гвоздь в крышку гроба: Когда вы умираете в Оазисе, умирает и ваш аватар. С концами. То есть, персонаж, которого вы прокачивали все это время, все его предметы, оружие, примочки, все это пропадает. Навсегда. И вам нужно начинать заново. Я напоминаю вам всем, что эти все штуки стоят реальных денег. Много денег. И вы можете потерять это все по щелчку пальцев. Один из персонажей даже говорит, что он страшно не хочет умирать, потому что в нем 10 лет стараний. То есть, никаких возможностей сделать бек-ап и спрятать свои вещи где-то в игре нету.
НИКТО БЫ В ЭТО НИКОГДА НЕ ИГРАЛ!

А учитывая то, что в игре нет никаких правил, а с каждого убитого игрока сыплются деньги, я понятия не имею, как весь Оазис еще не превратился в бесконечную военную зону, где все друг друга постоянно убивают. Потому что так оно случается абсолютно всегда, когда онлайн-мир лишен каких-либо правил и контроля.

И мы еще не дошли даже до главного блюда…

Главное блюдо

Окей, Артемис. Главный женский персонаж в фильме. Девушка-геймер, в которую по уши влюблен наш главный герой. Ее описывают как суперкрутого игрока, которого все остальные игроки уважают за ее нереальный скилл. Это полная хрень.

Если бы RP1 хоть чуточку отражал реальность, Артемис бы постоянно окружали придурки с криками «покажи сиськи», ее фид был бы заполнен угрозами об изнасиловании, ее бы хакнули и интимные фотки распространили по интернету и т.д. RP1 без малейшего понятия, как на самом деле все ведут себя в интернете в наше время.

Позвольте мне рассказать вам о моем опыте в онлайн играх, как такое вот анекдотическое доказательство. Я какое-то время играл в GTA Online на своем PlayStation 3. Потому что мне иногда приятно покататься по виртуальному городу на быстрых машинах, и в Онлайн есть возможность создать своего кастомного персонажа. Я создал довольную привлекательную стройную блондинку и играю за нее.  И я, кажется, единственный, кто так делает, потому что я не помню случаев, чтобы я встречал других людей, играющих женскими персонажами. Так вот, время от времени меня пытаются пикапить другие игроки. Вот так вот нагло подъезжают на крутых машинах и начинают сигналить громко, ожидая что я сяду к ним. Первое время я садился, просто из любопытства и меня катали по городу туда-сюда. Но потом мне надоело, и я начал их игнорировать, потому что у меня не всегда есть время и желание все бросить и с рандомным чуваком кататься. И вот когда я так делаю, эти игроки меня убивают. Либо застреливают, либо сбивают на машине. Каждый, сука, раз.

И поэтому мне очень уж смешно смотреть на виртуальный мир RP1, где самый жесткий случай херассмента это куча людей, просящих внимание у нашего протагониста, когда он становится знаменит.



Собственно, у этого фильма вообще большая проблема с женщинами. Артемис не хочет встречаться с Уейдом, потому что боится, что разочарует его. Да, фильм проворачивает дурацкое клише из 90-ых, где явно красивая девушка делает вид что она некрасивый нерд и никто ее не любит. В данном случае, оказывается, что реальная Артемис выглядит, пожалуй, даже красивее самого Уейда и стеснялась всего лишь своего родимого пятна на лице. И это пятно выглядит как просто неаккуратно размазанная по лицу красная краска. Вот уж воистину, неописуемое уродство. Но ничего, Уейд сразу говорит ей, что она красивая несмотря на это пятно. Ну и урод же, бляха муха.

Почему вот бы тут не сделать что-то интересное с сюжетом? Почему бы не сделать Артемис реально некрасивой девушкой, или даже к примеру мужчиной? Я бы щас писал куда более позитивную статью на фильм, если бы фильм осмелился показать такой вот пансексуальный роман.

Другой случай еще хуже. В общем, весь фильм крутится вокруг персоны создателя Оазиса - Джеймса Халлидея. Фильм вроде как показывает, что Халлидей был таким-вот невероятным гением и вообще отличным парнем до своей смерти. Но у меня возникают сомнения насчет этого после его второго испытания.

В общем, Халлидей когда-то в юности был на одном свидании с девушкой, и видимо свидание пошло не очень хорошо, и девушка его кинула. После чего она стала женой его лучшего друга и партнера по созданию Оазиса - Огдена Морроу. И Халлидей отреагировал на все это очень плохо. Во-первых, судя по истории, он поссорился с Морроу по этому поводу. Потому что тот посмел сойтись с женщиной, которая его бросила.

Во-вторых, Халлидей сделал второе игровое испытание вокруг этой (ныне покойной) женщины и их свидания. Для чего он, внимание, удалил из своей памяти ВСЕ воспоминания о ней, кроме одного, чтобы то единственное воспоминание служило подсказкой, после чего он воссоздал ее в видеоигре и сделал игровым персонажем в отеле из «Сияния». Вау. Какой эпический пидарас. То есть вот просто взял так внешность живого человека, и запихнул в игру. Без ее согласия, без ведома ее мужа, скорее всего. Взял и сделал ее реквизитом в своем дебильном геймерском состязании.

Оффтоп: Да, в фильме есть целая сцена, которая происходит в аккуратно-воссозданом отеле из «Сияния» Кубрика. И эта сцена меня заставила в сотый раз задуматься над тем, как работает рейтинговая система в Америке. Потому что в какой-то момент, как и в Сиянии, отель наполняется кровью. И там настолько много крови, что наших героев носит ее потоком по всему отелю. Это самое большое количество крови, которое я видел в кино за последние лет 5, но у этого фильма рейтинг «от 13 и старше»! WTF!?

Что приводи меня к моей главное проблеме с фильмом: его месседже. RP1 это фантазия токсического нерда. Это фантазия о том, как однажды всем нердам и фанбоям окупятся все те годы, что они провели фанатея по тем или иным произведениям культуры.

Уейд в фильме побеждает и спасает мир не потому, что он самый умный, смелый, старательный или даже добрый. Он побеждает потому, что он самый большой фанбой и больше всего знает о объекте своего фанбоизме- Халлидее и его истории.

В ключевой сцене картины у него происходит конфронтация с главным злодеем- злым лидером корпорации Ноланом Сорренто. И Уейд по сути проверяет его на вшивость, в том плане что пытается узнать насколько много тот знает о старых фильмах и музыке которые нравятся Уейду и другим нердам вроде него. И Сорренто в это время по наушнику сотрудники говорят правильные ответы. Опять же, хочу показать насколько этот фильм оторван от реальности. Нам пытаются показать, что злые богачи-бизнесмены ничего не знают о наших простых забавах. В то время как в реальном мире чуваки вроде Илона Маска смотрят «Рика и Морти» и запускают в космос машины, как отсылку в мультфильму 80-ых.

Ну то есть, ключевая характеризация злодея тут это то, что он «фальшивый нерд». Уейд даже говорит ему, что «настоящий фанат всегда распознает хейтера». Это называется gatekeeping. Когда нерды из каких-то фендомов не пускают в фендомы людей под предлогом того, что те «недосаточно сильно фанатеют по той или иной штуке». Жертвами таких паршивых тактик чаще всего становятся, опять же, женщины. Есть даже паршивый стереотип «фальшивой геймерши».

И в этом проблема RP1 как произведения с какой-то единой мыслью. Оно восхваляет и боготворит фанатизм. Именно фанатизм, как просто пустую преданность тем или иным элементам субкультуры. Не качествам или моралям этих произведений, а тому, что они просто существуют. Фильм пытается показать это, как на самом деле попытку Халлидея найти человека, который не повторит его ошибок. Но это не отменяет факта, что само испытание все это время было исключительно проверкой того, насколько фанаты Халлидея хорошо знают его историю жизни.

За последние годы я окончательно разочаровался в образе супер-фанатов, после инцидентов с Охотницами за Приведениями и Звездными Войнами (и многими другими). Я увидел, к чему ведет пустой фанатизм, и как на самом деле токсичны и опасны люди, которые строят свою личность вокруг медии, которую потребляют. Но в RP1 эти люди - герои. Они спасают мир от злых корпораций, которые «не понимают нас, мужик». И это невероятно опасный месседж.

Забавно, что фильм выставляет Сорренто таким вот притворщиком, прячущимся за поп-культурой, которую он на самом деле не понимает. Потому что на самом деле это отличное отражение самого фильма. Ведь один фиг вот Спилберг знал, кто такая Трейсер из Overwatch, пока к нему не подбежал какой-то продюсер в WB и не предложил запихнуть ее в фильм для пиара.

Лучше посмотрите что-то другое…

Если вы хотите посмотреть веселый приключенческий фильм, про мир без ограничений, где множество творческих людей объединяются, чтобы победить злую корпорацию, пытающуюся контролировать их творчество и жизни - лучше посмотрите «Лего фильм».

Если вам хочется фильма про любовь, с множеством хороших отсылок к видеоиграм и в целом интересным использованием нерд-культуры - посмотрите «Скотта Пиллгрима против всех».

А на «Ready Player One» лучшей забейте. Свой бюджет он уже и без вас отбил…

P.s. Кстати, в RP1 нет никаких персонажей принадлежащих Диснею. Ни героев Марвел, ни персонажей из ЗВ. Забавно, но в этом мире «тотальной свободы» вообще не сущестует персонажей самых крупных медиа-франчайзов на планете. Злодей предлагает в какой-то момент даже Уейду «Тысячелетний Сокол», что смешно, ведь они никак не могли его позволить в этом фильме.

нерды, ready player one, нердкультура, Стивен Спилберг, видеоигры

Previous post Next post
Up