Если вы не следите особо за игровой индустрией последние пару лет, то скорее всего вы пропустили момент, когда Ведьмак 3 вроде как стал самой лучшей игрой на всем белом свете в массовом сознании. Я лишь немного тут гиперболизирую, потому что, по моему опыту, каждые лет 7-10 выходит какая-то игра, от которой почти все писаются в штаны, и ее называют самой лучшей в том году, и долгое время просто не могут о ней заткнутся. На моей памяти таких игр было несколько: Ocarina of time, GTA IV, и последняя в этом списке это Witcher 3. Когда она вышла, мир, кажется, сошел с ума. Она получала 10-ки ото всюду, все заранее назвали ее игрой года, даже ее DLC считались огромными событиями, и польская студия CD Project Red из относительно небольшого разработчика за одно мгновение превратились в титана индустрии, которого все боготворили.
И вот, наконец-то, с моим новым ноутбуком я в него проиграл, и мне игра не понравилась! Неожиданно, да? С таким-то названием статьи.
Я проиграл где-то часов 8 в эту игру, и у меня нет не малейшего желания продолжать, если честно. Оно мне понравилось даже меньше Fallout 4, и это о многом говорит, учитывая то, сколько всего я написал о Fallout 4.
Но в целом, я заранее готов признать, что скорее всего, это просто не мое. Да, у меня есть большие проблемы с игрой, но многие из них довольно личные. Так что вы вряд ли найдете здесь какой-то особенно конструктивный разбор игры. Это просто мои впечатления.
Но начнем с хорошего.
Игра обалденно выглядит. CD Project создали самый невероятно крутой движок из всех что я видел, рендерящий реалистичные лица, кожу, погодные условия и т.д. В диалогах тут так же потрясающая анимация жестов и мимики, которая сделана так хорошо, что долгое время может казаться что каждая сцена была анимирована вручную. Тут также обалденно все озвучено (я играл в польской озвучке, где все якобы особенно хорошо) и в целом арт-диркешен очень приятный.
И теперь пора поговорить о моих проблемах, потому что их много. Конкретно: обо всем, что мешало мне насладится всей этой красотой.
Игра очень странно управляется. Это момент, который ужасно трудно объяснить вот так вот на словах, не показывая саму игру, но тут дело в анимациях и как игра откликается на действия игрока. Геральт ужасно быстро бегает. Он носится как угорелый, из-за чего я регулярно врезался то в стены, то в другие объекты, пытаясь войти в двери. Из того, что я знаю, в игре нет другого режима ходьбы. Геральт всегда бегает на этой бешенной скорости, на которой мне трудно поворачивать. Может быть на консолях этой проблемы нету, ведь там герой становится быстрее или медленнее в зависимости от того, как сильно вы давите на стик. Но CD Project делают свои игры с большим упором на PC, так что это не оправдание. Я не могу передать словами то, насколько же сильно это убило мое погружение в атмосферу игры. Что я не могу походить спокойным темпом по этому красивому миру, и могу только нестись с этой бешенной скоростью. У меня быстро пропало чувство что я исследую мир, и скорее появилось впечатление что мир всего лишь тут красивенький фон для меня.
С лошадью еще хуже. Она еще хуже откликается на команды, но это простительно, потому что это все-таки лошадь. Но она несколько раз у меня глючила. Однажды она не могла перейти маленький деревянный мостик над речушкой. Вот просто не могла, отказывалась. Я слез с лошади, перешел мост сам, и позвал ее свистом, отчего она начала глючить, а затем телепортировалась рядом со мной. С Геральтом тоже такое бывает. Он умеет залазить на небольшие холмики или скалы, когда вы прыгаете рядом с ними, но иногда он этого просто не делает без какой-либо на то причины. И прыжок у него кошмарный. Нет чувства того что вы прыгаете. Скорее выглядит так, словно Геральта в воздух подбрасывает какая-то невидимая сила.
Слушайте, я знаю, что это все это может звучать как очень глупые придирки, но для меня это все важно. Я аниматор, и чем больше я играю в игры, тем больше замечаю насколько сильно геймплей зависит от качества анимаций, и их совместной работы с игровыми системами. Они реально создают все чувство присутствия, дают вам чувство веса вашего героя (чего тут нет вот вообще), позволяют лучше понимать ваши возможности, куда вы сможете допрыгнуть и т.д. И тут с этим огромные проблемы. Я в шоке от того, что студия уделила внимание каждой заклепке на доспехе Геральта, и шикарно сделала все анимации в диалогах, но, когда вы начинаете снова ходить в игре, это все пропадает. Все чуточку лучше в помещениях, где камера подбирается ближе к спине Геральта, и он замедляется до медленной ходьбы, но из-за новой позиции камеры эти моменты вышли ужасно клаустрофобными.
Такое же ощущение у меня было от интерфейса. Он ужасно переусложнен, и мне было страшно лень в нем разбираться. У вас тут множество разных менющек для самых разных действий. Например, есть менюшка для медитации, что является местным аналогом Фоллаутовского ожидания. То есть, для действия, которое в Fallout занимает одну кнопку, здесь целое меню. Окей.
Есть так же меню тут крафтинга и алхимии, где вы должны собирать зелья, бомбы, и другие штучки. Я зачастую не пользуюсь крафтингом в играх, но Ведьмак 3 от игрока прямо-таки требует, чтобы вы пользовались им, иначе вам придется тяжко. В итоге я всю игру собирал себе море мусора, и подбирал каждую травинку и цветок на свете, и у меня было всегда море хлама в инвентаре, в котором мне было лень разбираться.
И наконец-то, боевая система. Ох уж эта боевая система…Окей, отдам им должное- они сделали большой шаг вперед со времен Ведьмака 2, который лично для меня был просто неиграбельным из-за своей боевой системы. Теперь она вполне играбельна, но она все равно очень плохая.
Как и раньше, все упирается в анимации. Геральт плохо реагирует на команды. У него есть две кнопки уворота, и они работают, когда хотят. Иногда вам удается увернуться, а иногда выглядит так, словно вы явно увернулись, нырнули под удар врага, но все равно получили урон. А иногда Геральт будет отказываться увернуться, пока вы не начнете тарабанить по кнопке пробела. Иногда он застрянет в длинном комбо, и будет получать удары со спины, пока не закончит его, и вы ничего не сможете сделать.
Игра создает это ложное ощущение, что боевая система будет построена на умении и реакции. Мол, вот вам уворот, для того чтобы убираться из-под удара противника, когда он нападает, вот вам блок и парирование. Все эти действия намекают на то, что вам нужно следить за врагами, и реагировать на их действия. Но на самом деле это не так. С людьми вы еще более-менее справитесь. Самая надежная стратегия с ними - это просто укатываться в сторону, и бить без перестану, когда появится возможность, и так до победы. Серьезно, люди в этой игре сосут.
Монстры- это другое дело. Во-первых, их атаки слишком быстрые чтобы на них нормально реагировать. Даже уворачиваться порой сложно, потому что хитбоксы на монстрах просто поломаны, и достают порой вас везде. Во-вторых, здесь становится ясно, насколько сильно игра зависит от статов и параметров брони и игрока. Вот вам история: я выполнял квест, в котором надо было убить оборотня. И кое-как я с ним справлялся, опустил его HP до половины, после чего он вдруг начал регенерироваться. И он регенерировался быстрее, чем я успевал наносить урон. То есть, я реально не мог выиграть тот бой. Мне нужно было идти прокачанным, чтобы мой урон был гораздо выше его регенрации, и я его успел закоцать быстрее, чем он восстанавливал здоровье.
И окей, вы можете мне начать говорить, что это не в игре проблема, это просто я отстой. И хотя я могу начать тут рассказывать, как я прошел Dark Souls с завязанными глазами, подвешенный вверх-тормашками, и это доказывает мой высокий геймерский скилл. Но не буду. Я готов признать, что я не самый крутой игрок на свете, и не все системы мне даются одинаково хорошо. Но я так же считаю, что это проблема игры, что она плохо меня научила тому, как она работает. Я не зря ранее упомянул Dark Souls, потому что это последняя экшен-рпг которую я играл, и она стала для меня стандартом, по которому я сужу все остальные крупные игры. И на самом-то деле сериал Soulsborne является отличным примером того, как разработчик с каждой игрой пытался сделать свою игру понятнее и доступнее для игроков, и она становилась от этого лучше.
И я не пойму откуда эти 10-ки, которые получила игра. Я в целом не люблю саму идею этих оценок игр, но я в особенности зол на такие случаи. 10-ка это оценка идеальной игры без минусов. Я не пойму как кто-то мог дать 10 игре, где при всех ее достоинствах есть глюки, корявости, и довольно слабенькая боевая система.
Я признаю, что возможно, проблема во мне. Что я чего-то не понял. Или что я самый большой нуб на свете, и разучился играть в игры. Но я думаю, вполне разумно допустить что может быть, МОЖЕТ БЫТЬ, игра не так уж хороша.
Но окей, я бы все мог это терпеть если бы в игре был хороший сюжет, за которым было бы интересно следить.
И вот тут, наверное, ждало самое большое разочарование. Я проиграл в игру где-то часов 6, и когда история наконец-то развернулась полный ходом, я внезапно понял, что мне не нравится никто в этой истории. Ни один из персонажей не был мне симпатичен, и мне не было особо интересно наблюдать за их переживаниями.
Мне не нравится Геральт, как главный герой. Его характер может меняться в зависимости от ваших действий, но он все равно почти всегда остается смуглым, вечно слегка раздраженным мужиком. Он всю игру преследует свои цели, в то время как многие другие герои пытаются нажиться на его умениях, и заставить его работать на себя. Так что он постоянно делает за них их грязную работу. И во многих диалогах, когда вам предлагают квест, вы можете ответить что-то в стиле “у меня нет времени на эту чепуху”. И это о чем-то говорит, когда авторы игры сами открыто так признают, что многие написанные ими квесты- это чепуха, на которую даже герою возможно не хочется тратить время.
Большую часть игры Геральт будет искать по всему миру девушку по имени Цири. И почти весь сюжет проходит по следующей схеме:
1. Геральт приходит в новую локацию, и пытается разузнать что-то о Цири.
2. Какая-то местная большая шишка знает что-то о Цири, но даст информацию только в обмен на выполнение какого-то задания.
3. Геральт выполняет задание, которое как правило оказывается гораздо сложнее чем ожидалось, и он оказывается втянут в местные конфликты и дворцовые интриги.
4. Он решает конфликт, узнает инфу, и инфа ведет его дальше в следующую локацию, где все начинается сначала.
Вы всю игру ходите по следам Цири. И в которткие промежутки игры вам дают поиграть за нее в флешбеках, и в этих моментах Цири оказывается гораздо более приятным и интересным персонажем чем Геральт, и я не пойму, почему игра не могла быть про нее. Нет, серьезно! Она на самом деле главный герой. Она самый важный персонаж, вокруг которого крутится конфликт, и которому предстоит главное финальное решение. Вы просто мужик, который должен убедится, что она все это сделает. Вы не настоящий главный герой. Так почему игра не про нее? Окей, я знаю почему, но это более грустная тема.
Я честно говоря расстроен самой вселенной. Я постоянно слышал, что вселенная Ведьмака похожа на Игру Престолов, и это такое вот крутое, мрачное пост-модернисткое фентези. Но нет, на самом деле это не так. Это стандартное фентези, с теми же гномами, эльфами, троллями, драконами, колдунами, просто перекрашенное в такой вот унылый псевдо-реализм, похожий на пост-модернисткое фентези. Самое унылое тут это злодеи- злой темный властелин в темном доспехе с жуткой армией монстров. В Ведьмаке 2 хотя бы был интересный антагонист, со своей предысторией, характером, мотивациями, которые можно было понять. Здесь просто большая злая жопа, которая просто злая, потому что это третья игра, завершение трилогии, и тут должен быть, видимо, такой злодей.
Но вот что меня сломало. И нет, как ни странно, это не сексизм игры, до него я даже как-то и дойти толком не успел (наверное, потому, что я не люблю романс в играх, и не делаю его). Я выполнял второй большой квест в игре, в котором я помогал Кровавому Барону найти его исчезнувших жену и дочь. После небольшого расследования быстро выяснилось, что Барон наврал мне о событиях исчезновения. Оказывается, он много бухал, и явно избивал свою жену. И когда она решила уйти, он ее нснова избил, да так сильно, что у нее случился выкидыш. И в этот момент игра дала мне возможность посочувствовать ему в диалоге, потому что он раскаивался в содеянном. На кой хер мне этому скоту сочувствовать? С какой радости я бы захотел его утешить там, а?
И главное, даже если я не выбираю эту опцию, я все равно должен помогать этому уроду. Должен помочь ему с его демоном-ребенком и помочь найти его жену и дочь, которым явно будет лучше подальше от него! У меня нет выбора. Это основной квест. Свобода выбора, my ass.
И так почти везде. Весь мир Ведьмака населен разной степени моральными уродами и кошмарными людьми. За 8 часов игры почти никто не разговаривал ни с кем с каким-либо уровнем доброты и тепла. Все диалоги тут полны подозрений и легкой неприязни. У всех героев есть какие-то мерзкие скелеты в шкафу. Тут почти нет искренности, или какой-либо надежды. Просто куча кошмарных людей, делающих кошмарные вещи.
Я помог барону похоронить его демона-ребенка, после чего я нафиг выключил игру, и я серьезно больше не хочу в нее играть.