Про отечественный сериал "Чикатило"

May 07, 2021 13:42

Сколько бы из всех утюгов не надрывались про уникальность русского гена, заслуги русского народа и духовность, а ручки-то уже который год тянутся ко всему западному. Джинсы, жевательная резинка, музыка и конечно синематограф. Особенно сегодня, когда в первую очередь выяснилось, что синематограф дело еще и прибыльное. При одной мысли о столь приятном шелесте банкнот наши представители так называемой культуры теряют волю и их начинает колбасить. Получившие свободу творцы видят, что их убогие откровения никому не нужны, расстраиваются и начинают пилить бабло еще до стадии производства фильма. Главное успеть распределить зарплаты, а что там получится в итоге уже дело десятое... Но появилось у нас и поколение творцов, которые хотят признания, да не абы какого, а голливудского масштаба. Пока, правда, наши актеры и режиссеры получают зарубежные награды в основном в области порноиндустрии, а их коллеги по производству фильмов для общественного употребления вынуждены барахтаться в треугольнике противостояния между баблом, политическим курсом партии и собственной некомпетентностью в кинопроизводстве.



Вот и режиссер Сарик Андреасян решил для себя, что если уж делать, то по-большому. Если вы зайдете на википедию или кинопоиск, то скорее всего поймете, что не видели ни одного его фильма. А если видели, то случайно или усилиями видеоблоггера Баженова узнали про их существование. Лично я видел пять фильмов мистера Андреасяна, если не считать телесериал "Чикатило", о котором сегодня и пойдет речь. Что я могу про них сказать? Исключительно дерзкие, амбициозные и наивные в хорошем смысле поделки, которые с одной стороны нельзя не заметить благодаря красочному исполнению... а с другой стороны лучше не заметить, потому что на визуальных решениях чаще всего достоинства этих лент заканчиваются. Видно, что Сарик Андреасян смотрел очень много фильмов и очень хорошо учился на режиссерских курсах Грымова, но короля играет свита и окружить себя единомышленниками в полном понимании этого слова на момент своих киноэкспериментов, на мой взгляд, он еще не успел. Но вот во время чумы снова стал популярен телеформат и мистеру Андреасяну представился шанс: никогда не теряющая актуальность на Западе тема серийных убийц, возможность сделать "как у них, только про нас" и актер Дмитрий Нагиев. Попробуй-ка на территории СНГ найти того, кто не знает фамилию Чикатило. Кто-то помнит те жуткие события, кто-то пересказывал их как страшилку, кого-нибудь в школе обязательно обзывали Чикатилой, найдутся люди припоминающие безумные статьи и фотографии из желтой прессы типа "Спид-инфо" или передачи в стиле "Криминальная Россия", а сегодня благодаря интернету маньяк Андрей Романович Чикатило стал чернушным мемом на 14-е февраля. Народная память в самых разных формах, одним словом. А глядя на то, как носятся американцы со своими маньяками и сколько маньяков еще сверху придумывают на кинофабриках, нет препятствий, чтобы не попытаться повторить их успех. И снова упрямый режиссер опять решил прыгнуть выше головы. Давайте разберемся с тем, что у него получилось? Так как спойлерить в сериале особо нечего - спойлеров не будет, а я пройдусь по общим техническим моментам и личным впечатлениям.

С точки зрения драматургии это полная, беспросветная и заунывная дрянь. Примитивную историю о том, как органы правопорядка вступают в схватку с неуловимым маньяком, сценаристы не удосужились наполнить событиями. Да, в кадре просто что-то постоянно происходит, играет музыка, мельтешит разная местность, появляются и пропадают какие-то люди, иногда выступает Нагиев - он выпучивает глаза, обмахивает себя носовым платочком и кого-нибудь убивает. И все. Сюжет двигается только тогда, когда режиссер прибегает к запрещенному нашим Министерством Культуры приему - мистер Андреасян действительно потрудился ознакомиться с историей Андрея Чикатило и снабдил телефильм практически реконструкцией отдельных моментов, действительно имевших место в ходе мероприятий по розыску ростовского маньяка. Обычно, когда про отечественный фильм говорят, что его создатели годами корпели над материалами, то на деле выдают небывалую ахинею, что каждый раз поражаешься - как они до такого додумываются? Казалось бы вот он, положительный момент. Но здесь проявляет себя либеральная повесточка, в которой из советских провинциальных милиционеров рисуют отмороженных гестаповцев, готовых спустить любое дело на тормозах, как только признание будет натурально выбито из беззащитного перед властью погон гражданина. Я сейчас не о том, что в советской милиции служили светлые паладины, а о том, что авторы сериала просто транслировали современный полицейский беспредел в наше советское прошлое. С какой целью - я не знаю.

И раз уж мы переходим от событий к персоналиям, которые должны в этих событиях крутиться... здесь сценаристам тоже двойка. Все, абсолютно все персонажи телесериала "Чикатило" это беспомощные силуэты. У них есть запоминающиеся элементы одежды, паттерны поведения и даже роли... но ни в одного из них я не поверил. Более того, я смотрел этот сериал наперегонки с моим хорошим другом hannibal_md и он вам подтвердит, что начиная с четвертой (из восьми) серий я некоторым персонажам придумал дурацкие прозвища для удобства обсуждения сериала, потому как до самого финала не запомнил ни одного имени, если не считать самого Чикатило и ростовскую милиционершу, которая нас обоих изрядно бесила в ходе просмотра. С памятью у меня все в порядке и в любом другом кино я в состоянии запомнить и разглядеть то, чего некоторые не увидят, пока не подведешь в упор. Но в "Чикатило" все функции действующих лиц сводятся к тому, как я выше сказал, чтобы появиться и тут же пропасть. Но все эти безликие болванчики засняты операторами с ловкого ракурса, вышагивают под приятный амбиент на фоне добротных декораций и если отключить мозг, то выглядят чертовски стильно. Опять же, сразу становится понятно какие именно зарубежные фильмы Сарик Андреасян любит и стремится заимствовать. Не повторить, не скопипастить, а именно заимствовать. К сожалению это у него пока работает только с визуальной частью и не касается сценария и проработки персонажей. А еще отвратительно проделана работа с актерами и звуком. Проскакивают современные словечки, "ростовчане" не могут определиться шо-кают они или че-кают, гэ-кают или хэ-кают. На переозвучку в некоторых местах похоже просто забили и можно услышать разного рода оговорки и просто неграмотно произнесенные слова. Реплики актера Константина Лавроненко постоянно сопровождает какой-то посторонний шум. Зато при этом большая часть говорящих голов в кадре активно и иногда со знанием дела матерится. Оно, конечно, для придания остроты и живости (и американцы опять же в кино у себя ругаются!), но наверное, прежде чем всюду распихивать матюги, которые порадуют отечественного зрителя, надо бы вокруг них еще напихать осмысленных диалогов и прочий сюжет? Нет? А стоит попробовать для разнообразия. Что еще?

Конечно это главное блюдо - Дмитрий Нагиев в роли Андрея Чикатило. Нагиев неплохой актер, но без сценария и поставленной задачи он сыграл то, что получилось. А именно персонажа из "Осторожно, модерн" в нелепом парике, бабкиных очках и со вставными челюстями. Он как и все обитатели телесериала стильно выскакивает из темноты, со значением зыркает глазищами, вершит свои темные дела и не вызывает никаких эмоций. Центральная фигура, виновник торжества, чье имя вынесено в название фильма не представляет из себя ничего. Он жалок и карикатурен. Нам не предлагают ему сочувствовать (хотя это сегодня очень популярно, сочувствовать всяким опасным психам), нам не предлагают проследить за его двойной жизнью, нам не показывают ту границу, где в проходящем мимо детской площадки рядовом советском снабженце начинает выть страшный зверь. Здесь создатели сериала немножко покривили против реальности и хоть нам показывают детские трупики и приставания "дяди Андрея" к малолетней школьнице, при зрителе он убивает только половозрелых сиволапых дур, которых не то, чтобы не жалко, просто выглядит оно очень странно. Возможно это связано с каким-нибудь законом, запрещающим показывать насилие над детьми, а возможно так решили авторы вместе с Нагиевым, не пожелавшим играть педофила-трупоеда. Но даже на это можно было бы махнуть рукой, если бы сценаристы поставили хотя бы ему четкую актерскую задачу. Увы, главный злодей интересен не больше, чем его противники.

Здесь можно было бы подвести черту и сказать, что автор опять сел в лужу, не вылезая из которой снимал свои предыдущие фильмы. И вроде все сходится - снова бездумное подражание западным лентам, неумелое использование кинематографических приемов и дурошлепство на каждом шагу. Но телеформат прощает такие ошибки в отличие от кинопроизводства, а потому дает дорогу к самосовершенствованию. И с каждой новой серией я замечал, что режиссер растет над собой. Ближе к финалу у сериала даже получается задать градус напряжения. К тому же тему он выбрал сложную, ведь "Чикатило" страдает недугом всех фильмов по реальным событиям - все знают, что будет в финале и если это умело не обставить, всем будет наплевать на итоговый продукт. Иными словами даже за телевизионный проект Сарик Андреасян взялся, выражаясь геймерским языком, на сложности hardcore. Да, на сорок пять минут каждой серии в среднем приходится полчаса бреда, но весь этот бред перевешивают упорные старания мистера Андреасяна "сделать в тему" тот или иной подсмотренный им элемент, он ищет свой стиль, опираясь на готовые примеры. И это правильно, так это работает. Недостаточно получить корочку из ВГИКа и совать ее всем под нос со словами, что это тупорылый зритель не понял величия мысли, а не режиссер навалил себе в штаны за зрительские налоги. Посмотрев телесериал "Чикатило" я все таки надеюсь, что Сарик Андреасян действительно занят работой над ошибками и каждый его новый эксперимент даст хорошие плоды в будущем, может быть даже и на большом экране. При всех недостатках, плохих ожиданиях и спорной основной теме "Чикатило" мне скорее понравился, чем не понравился. Во всяком случае он куда лучше дурацкого и более нелепого "Метода" Юрия Быкова, вот уж где была откровенно слабая попытка сыграть на американском маньячном поле.
В конце концов вместо того чтобы ныть об очередном отечественном кинопровале или снимать следующий ответ Голливуду, может надо оглянуться и просто начать снимать просто кино для своих граждан, для своей страны?

А с опытом придет и умение, черт побери.

p.s. - пока раз в неделю выходила серия за серией "Чикатило" произошел забавный случай. Ругавший фильмы Сарика Андреасяна видеоблоггер Баженов сам снялся в кино, а если быть точнее в посредственной плохой короткометражке. Я нахожу в этом некоторую иронию: пока объявленный бякой перед миллионной аудиторией блоггера режиссер выдавал хороший по российским меркам фильм на тв, его противник и самопровозглашенный эксперт в области синематографа вляпался в то, что согласно своему сценическому образу обычно подвергает разгрому. Думаю, это хороший знак.

злободневное, киноиндустрия, holy crap!, публикую всякое с подачи трудящихся, понравилось

Previous post Next post
Up