Люблю не просто музеи, а живые дома. В Стокгольме меня очаровал
дом-музей Халвиска и я думала, второго такого очарования не случится. Я ошибалась. Дворец Павлова- усадьба дворцового типа,- не хуже именитого музея. Построенный в конце 19-го века, он был крупнейшим из усадеб того времени.
Как думаете, что общего у Третьяковской галереи и дома Павлова? Внешне ведь они не похожи.
И то и другое построил архитектор Каминский А.С - один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики 1860-х - 1880-х годов. Автор первого здания Третьяковской галереи, Третьяковского проезда и десятков частных и общественных зданий в Москве, а также огромного собора Николо-Угрешского монастыря. И, оказывается, усадьбы Павлова в Шуе. А поскольку автор любил эклектику- смешение стилей, то в его работах есть элементы классики, готики, барокко и других.
В гостиной, столовой и других комнатах отделка скорее в стиле ренессанса
А вот холл и парадная лестница выполнены в греческом стиле и чаще всего здесь фигурируют меандры. Красивые строгие линии
длятся непрерывно, отражая течение человеческой жизни. Меандр - символ вечности. Его непрерывная правильная линия несёт в себе то, что человек ищет всю свою жизнь - спокойствия и праведность, к чему подсознательно стремится.
И в холле они повсеместно: на капителях колонн
на потолке
на раме парадного зеркала
на полу
полуколоннах
и даже в резьбе на шкафах
Но экскурсовод назвал меандр применительно еще и к стенам! Почему? В усадьбе очень толстые стены, но, оказывается, всего одна комната имеет стены, заполненные песком, опилками и металлической крошкой. Это комната- сейф! А что же остальные?
Остальные стены полые!!! Хотя в доме есть несколько каминов, основное отопление было от котельной в подвале, откуда тепло шло на весь дом по стенам, потолку и полу. Для выхода горячего воздуха в стенах и полу были специальные отверстия или решетки.
Так что не только в Древнем Риме, Корее и на Аляске были теплые полы- в России 19-го века малыши легко могли бегать дома босиком)
И буквально два слова о деликатной работе реставраторов. Дому повезло, что его не затронула война. Время оставило на нем свои следы, но многие детали сохранились спустя два века. Здесь сохранились полы, лестницы, лепные потолки и другие элементы отделки, но некоторые были повреждены.
Смотрите, как восстановили лестницу: Сверху оригинальные мраморные перила, снизу новые деревянные.
Балясины то же самое- из разного материала. Виртуозно же выполнены! нет?
На ощупь, зная, можно определить чуть более теплое дерево. На глаз- ни за что!
Правда, хранители дома сетовали, что это просто исторический дом, не музей, поэтому сохранившуюся штукатурку не смогли спасти- вынуждены были закрасить. Но и без этого дом очень и очень хорош!