Feb 14, 2024 15:19
Все побежали, и я побежал
Все обсуждают новую экранизацию «Мастера и Маргариты», а я сижу вне зоны доступа и умираю от любопытства. Так уж вышло, что роман я знаю почти наизусть, про роман знаю тоже немало и максимум того, что можно было прочитать и послушать. Экранизации жду каждую и за каждую переживаю. Ждала Кара, его уложили на полку, ждала Бортко и не разочаровалась, обожаю там всех, ждала «Воланда» и не могу посмотреть. А я так люблю Цыганова, и Снигирь, и Колокольникова. Конечно, он до меня рано или поздно дойдет, а пока приходится довольствоваться трейлерами, коротенькими видео, лекциями и чужими впечатлениями. Но дело даже не в этом. Я же еще и думаю, и опять вся по уши в романе.
Мы давно спорили с Лешкой про фразу «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! - Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели…»
- Дуры, заявляет Лешка, это же совет Сатаны! Нельзя ему следовать. Сатана хорошего не посоветует. Сколько баб на эту удочку попалось и сидят без помощи.
Долго я с ним спорила. Несколько лет вокруг этой фразы у нас хороводы. Я сама из тех баб, которые эту фразу на свой счет восприняли и вот гордые такие, уж какие есть…
И тут меня сегодня осенило. Маргарита за то, чтобы ей единственную просьбу Сатана выполнил, лишилась всего. Она к этой просьбе-непросьбе шла всю жизнь. Тут уж и просить и требовать можно. Она расплатилась авансом. Сначала сделала, а потом не попросила, потому что не дать не могли. Они должны ей, не она. Она любила Мастера, правда любила, собиралась мужа бросать и хорошую жизнь. Она ради любви душу свою бессмертную не пожалела, сущность свою поменяла, стала ведьмой, стала Королевой на бале у Сатаны. Она всю ночь была Королевой, которая не имеет права испытывать боль, чувствовать отвращение к отвратительному, бояться, когда страшно. Быть Королевой очень сложный труд, венец тяжелая штука и не каждый его потянет. А Маргарита смогла. Целый вечер могла: не боялась, не болела, не отворачивалась, шутила, делала комплименты, восхищалась. Она эту непросьбу всей этой ночью оплачивала. И вот после этого, гордые женщины, только после того, как вы все отдадите и на алтарь любви положите, только тогда можете не просить, оно на вас само свалиться. Ну, ладно, Воланд сказал, ничего просто так на голову не валиться (кстати это о том же). Сатана вам что-нибудь даст. А Силы Света возможно разрешат отдохнуть, но только после смерти.
А жизнь и правда полна даров, которые мы порой не замечаем. Рождение детей, близость любимого человека, да много всего, за что мы должны быть благодарны и ценить это. Маргарита не просила последнее из последних сил, не просила у Сатаны, на бал к которому Азазело и так заманил ее, дав понять, что расплатой будет Мастер, который жив. Про это писал Булгаков, а не про алименты и соль у соседки занять. Уж Аннушка точно запросто у соседей все просила. Вон она и у буфетчика Андрея Фокича тут же червонец себе попросила. А что? Сидит, у него «червонцев-то куры не клюют. Ты бы со мной поделился! А?»
мое литературоведение,
Мастер и Маргарита