Рецензия на "Дни Турбиных" в музыкальном театре "ТеНер".

Feb 26, 2019 10:34

23 февраля в московском музыкальном театре ТеНер с огромным успехом прошёл спектакль "Дни Турбиных".
Классику ставить трудно. Всегда невольно будешь сравнивать собственный спектакль со знаменитыми спектаклями прошлого, известнейшими постановками маститых режиссёров, игру собственных актёров - с подачей образов корифеями сцены. Но режиссёр Александра Неронова и её талантливая труппа отлично справились! При том, что в их багаже не было ни роскошных декораций, которыми традиционно славится "Дни Турбиных", ни спецэффектов. Но прекрасная работа режиссёра и мастерство актёров сделали эти моменты незаметными. Спектакль прошёл на одном дыхании. Не было ни скучных, ни зависших мест, действие всё время держало в напряжении. Каждый эпизод был маленьким шедевром режиссёрского решения и актёрской подачи.
"Дни Турбиных" - пьеса "мужская", в ней - всего одна женская роль. Елену Тальберг безупречно сыграла Анна Трушкова-Васильева. Её Елена - сильная и нежная, постоянно чувствующая ответственность за своих близких. Она любой ценой старается сохранить тот уютный, тёплый круг под абажуром, в котором становится хорошо и спокойно всем, попавшим в турбинский дом. Елену не ломают ни предательство мужа, ни гибель любимого брата, ни ужас и безнадёжность, царящие за окнами квартиры. Даже самое страшное отчаяние, когда, казалось, потеряно самое дорогое, не меняет эту женщину. Она продолжает нести в себе всё то, что так нужно отчаявшимся усталым людям: внимание, тепло, уют и поддержку.
Алексей Турбин - центральный образ пьесы, роль сложная и напряжённая. Актёр Иван Щёголев сыграл мужественного, спокойного человека с железной волей. Турбин знает, что на его плечах лежит ответственность не только за близких, но и за подчинённых, за весь дивизион, который обречён трусливым руководством на ненужную гибель. Вершина игры Щёголева - последний эпизод с полковником Турбиным, когда тот, преодолевая офицерское сопротивление и нарушая данный ему приказ, своей волей распускает дивизион по домам - прятаться. Турбин понимает, что борьба бессмысленна, он предчувствует собственную смерть. Но бросать под огонь юношей-кадетов, преданных генералами и гетманом, он считает предательством. Щёголев играет своего Турбина без надрыва, без пафоса, с потрясающим спокойствием - и тем трагичнее выглядит его персонаж. В момент его гибели автор этих строк ревел в зрительном зале - хотя пьесу знает наизусть. И за спиной у автора, скажу по секрету, кто-то ревел тоже...
Брат Алексея Турбина, Николка - блестящая работа молодого актёра Вениамина Латермана. Его Николка прям и честен, ироничен и добр. Он ещё не растерял юношеского максимализма, он порывист, храбр и вообще готов "стоять грудью до конца" - даже когда это теряет всякий смысл. Это - воплощение тех мальчиков-юнкеров, которые защищали города России, когда высшее офицерство бежало, как крысы с тонущего корабля. Это - сама юность, героическая, бесстрашная, честная до конца. Николка не сдаётся и не теряет головы, даже когда на его глазах гибнет старший брат. И своей молодой веры он не утрачивает в конце пьесы. Именно Николка - инвалид на костылях - произносит полные надежды слова: "Господа, сегодняшний вечер - великий пролог к новой исторической пьесе."
Егор Боборыкин - талантливый актёр труппы, обладатель замечательного голоса - и его Шервинский был великолепен! Образ этот сложен и противоречив. Шервинский - позёр и врун, обожает быть в центре внимания. Даже его любовь к Елене, при всей её искренности, полна эффектных поз и пышных фраз: по-другому этот человек просто не умеет себя вести. Но зритель понимает: если Шервинский принят в турбинском доме, если к нему с дружеской теплотой относятся братья Елены - значит, он не пустышка и не подлец. И актёр прекрасно раскрывает этот сложный образ в сцене с гетманом. Именно Шервинский остаётся с преданным всеми Скоропадским до конца. Понимая, что бежать вместе с любимой женщиной ему не удастся, что преследования белых офицеров неизбежны, он остаётся в обречённом городе. После гибели Алексея он берёт на себя ответственность за Елену. Актёр замечательно передаёт перемены, произошедшие в Шервинском. Его объяснение с Еленой в конце второго действия полно нежности и неуверенной робости, не свойственной, казалось бы, этому блестящему адъютанту, избалованному женским вниманием. Образ Шервинского балансирует на грани трагедии и комедии, смешные моменты чередуются с полными драматизма эпизодами. И, безусловно, стоит отметить превосходные вокальные данные Боборыкина, без которых Шервинский был бы попросту невозможен. Это одна из главных удач спектакля, украшение всей пьесы.
Один из самых привлекательных персонажей пьесы - штабс-капитан Мышлаевский. Старый друг семьи Турбиных, добрый человек, старательно изображающий прожжённого циника, пьяница и сквернослов, одиночка, для которого семья Турбиных - тёплый островок в жизни. Всё это замечательно удалось передать Милошу Миерту. Мышлаевскому не свойственны мучительные сомнения и рефлексия, он всегда прям в своих мыслях и действиях. К концу пьесы, убедившись, что белое движение подточено гниением и не способно спасти страну, Мышлаевский решительно объявляет, что он - "с большевиками". Это не трусость и не бегство с тонущего корабля. Это - болезненное осознание необходимости. "По крайней мере, я буду служить в русской армии." - объясняет он свою позицию. И не лжёт. Миерту удалось создать очень яркий, подкупающий своей искренностью и прямотой персонаж. Мышлаевский - один из тех "бывших", которые искренне желали по-прежнему служить своей стране, своей России - в какой бы цвет она не перекрасилась.
Так и не смог принять перемен капитан Студзинский - оппонент Мышлаевского. Пожалуй, Студзинский - самая профессиональная работа в спектакле. Прекрасный актёр Константин Лазаревский очень точно сыграл бесконечно честного человека, однажды принявшего присягу - и верного своему слову до конца. Он не смог, как Мышлаевский, осознать всю бессмысленность и гибельность белого движения. Он не способен сменить веру. Это - представитель той части белой гвардии, которая сражалась до конца и даже в эмиграции не теряла надежды. Это - Дроздовская дивизия, защитники Перекопа, те, кто прикрывали своей грудью бегство гражданских из Новороссийска и Крыма. Те, у которых не осталось ничего, кроме долга. Студзинский внушает уважение своей верностью убеждениям - даже тогда, когда всё уже потеряно. До невероятной драматической высоты поднимается игра актёра в эпизоде, где Николка сообщает о гибели старшего брата. Отчаяние и раскаяние Студзинского так сильно, что у зрителей в зале останавливается дыхание. Это в самом деле превосходная актёрская игра, под впечатлением от которой можно ходить ещё много дней после спектакля.
Один из важных образов пьесы - потешный, нелепый Лариосик. Он вносит в напряжённое, драматическое действие тёплую и ласковую струю, позволяя по-доброму улыбнуться и зрителям, и измученным персонажам пьесы. Житомирский кузен старается всем помочь (без особого успеха), всех ободрить (постоянно "ляпая" что-то невпопад), всем внушить надежду своими наивными, неумелыми монологами. Его любят как ребёнка, его никто не принимает всерьёз. "Вот сгинул Петлюра... Все живы... да... Мы все снова вместе." - говорит он в конце пьесы. Не все живы. И не все вместе. Но именно эта бестолковая речь внушает надежду и согревает сердце уставших людей. Образ Лариосика - несомненная удача молодого актёра Дмитрия Павлова, блестяще сыгравшего наравне с более опытными артистами театра.
Отрицательные персонажи всегда сложнее положительных. Тем труднее была задача актёра Алексея Колчина, сыгравшего труса и ренегата Тальберга. Полковник генштаба оставляет в осаждённом бандитами городе не только солдат, но и свою жену. Он отвратителен в своей трусости и мелочности. Прекрасно зная, что сделают с городом петлюровцы, он, тем не менее, призывает ошеломлённую его предательством Елену "сохранить наши комнаты" и "не бросить тень на фамилию Тальберг". Посмеиваясь над немыслимой, как ему кажется, возможностью измены жены, он, тем не менее, серьёзно просит её быть осторожной с Шервинским. Тальберг - подлец высшей пробы, глубоко озабоченный лишь собственным благополучием. "Он на крысу похож" - серьёзно аттестует его Шервинский. И, право, над этим не получается смеяться. Актёр очень точно сыграл беспримесного, чистой воды мерзавца, которого, к радости зрителя, выталкивает из пьесы короткое, но выразительное "Вон!" капитана Мышлаевского.
Очень точен и исторически выверен был образ гетмана Скоропадского, созданный Артемием Астаховым. Роль эта - небольшая, но драматическая. Актёру удалось качественно сыграть сломленного, растерянного, загнанного в угол человека, уже неспособного принимать самостоятельные решения. Персонаж Астахова получился особенно ярким на фоне намеренно суховатой и сдержанной игры Владимира Адрова - германского генерала, спасающего несчастного гетмана и одновременно презирающего его всей душой. Сцена спасения гетмана, не выбившись из исторического контекста, вышла очень живой и эмоциональной, в чём, разумеется, заслуга актёров.
Безусловно, стоит отметить отличную игру молодых участников труппы - кадетов дивизиона Турбина. Юные актёры держались на высоте, ничем не отличаясь от старших, опытных товарищей. Сложнейшая сцена роспуска дивизиона с их участием была проведена мастерски, без запинок и провисаний. Молодые актёры работали на общее настроение эпизода, без их игры не получилось бы ни должного напряжения, ни острого трагизма. Это была качественная и взрослая работа, ребята - молодцы!
И в завершение хочется сказать слова огромной благодарности режиссёру Александре Нероновой! Традиционные для "Дней Турбиных" белогвардейские романсы были заменены режиссёром на авторские и народные песни, исполненные В.Латерманом и М. Миертом. Также звучит признанная классика - Шуберт и ария Тореадора Бизе. Это было неожиданно - но очень интересно и ярко. Музыкальные номера придали пьесе оригинальность, новую эмоциональную окраску. Большое спасибо и режиссёру, и труппе! Бесконечная овация зала после спектакля была полностью вами заслужена!

театр

Previous post Next post
Up