Валокордин - в студию!

May 22, 2016 10:01

В минувшую пятницу ездила в издательство по своим делам. Мне там были рады, подарили несколько книжек, в том числе - нового, очень перспективного и интересного автора, по словам моего редактора. Автор зовётся Елена Вернер. Я очень обрадовалась: мне новые авторы всегда интересны, я всё надеюсь, что кто-то поднимет и приведёт в чувство кошмарное по качеству состояние современной прозы. Примчалась домой, рассовала по койкам свой зоопарк, села читать на кухне.
Для начала отдаю автору должное - писать он действительно умеет. Проза очень качественна, текст вычитан, нигде ничего не провисает, меня, как зануду-стилиста, ничего не напрягло. Повесть "Синяя веранда" - о путешественнике во времени, идущем к своей любви - меня мало тронула. Тема не моя, и не люблю я, когда женщина пишет от первого лица героя-мужчины. Как ни старайся, выйдет фальшиво, ещё ни разу не было по-другому. Но написано, повторяю, замечательно, и я возрадовалась: наконец-то, поняли, что текст работать надо! Ура, возрождается русская проза!
Но потом я взялась за рассказы. На свою голову. Потому что после второго же рассказика полночи заснуть не могла. И, как видите, разразилась "простынёй"-постом. Рассказ называется "Wehrmacht". Да, именно то, что вы подумали. Он самый, вермахт. Предисловие автора меня уже напрягло. Автор пишет "с надеждой, что каждый найдёт в себе силы положить конец войне внутри себя самого". Тут я уже начала догадываться. Тут-то бы мне и отложить книгу, чтоб зря не булькать опосля кипятком.Но от любопытства-то кошка сдохла! Начала читать.
Ну, что... Всё как доктор прописал. Наше время, юная российская студентка Вика работает у немецкого пенсионера на хозяйстве. Как полагается: герр Леманн, трогательный старик, похожий на гнома. Как-то раз Вика находит его военный жетон. Выясняется, что герр Леманн воевал в России. Девушка вспоминает своего деда, сражавшегося на Курской дуге, чувствует себя, работницу у немца, предательницей, и гордо уходит, стуча чемоданом по камням дорожки. Через пару дней герр Леманн в больнице с сердечным приступом, Вика к нему прибегает, примирение и радость.
Вас ещё не тошнит? А меня, дуру, - уже вовсю.
Тут ведь дело всё в чём? Я давно уже плаваю в военной истории. Профессионалом себя, упаси боже, не назову. Скорее, сочувствующим. Сначала читала в силу исторического направления собственных опусов. Потом ЧеГевара начал тоже интересоваться и читать. А самое главное - мой добрый знакомый, историк и этнограф Николай Бессонов (кто в цыганской теме - тому представлять не надо) несколько лет вплотную занимается геноцидом цыган и их участием в ВОВ. им уже написана потрясающая книга "Цыгане: вооружённый отпор" и пишется вторая часть. И я регулярно получаю от него архивные материалы по этой теме с пометкой: "Вам об этом тоже писать, вы должны знать". Не получала я этих текстов, только когда была в очередной раз беременна ("Вам это сейчас не нужно"). И Николай-таки был прав! Потому что даже в небеременном состоянии я не могла читать эти материалы без лёгкой истерики. А пару раз даже реально выла в голос перед компом, пугая детей. Читая, да, что ЭТИ МИЛЫЕ ЛЮДИ творили здесь, у меня дома. Читать-то приходилось не только о цыганском геноциде, а в принципе о поведении и действиях немцев на оккупированной территории. Читать данные, написанные не художественной прозой девочки-способного автора, а сухим архивным языком. От которого волосы стынут. О расстрелах детей и женщин. О том, как закапывали заживо. О том, как жгли - тоже заживо. Обо всём том, что мы - наше поколение - когда-то в школе учили. Автор Елена Вернер на одиннадцать лет моложе меня. Неужели в этом всё дело?!
Смотрите, за что мне предлагается пожалеть немецкого пенсионера: "...отправили на Восточный фронт. Там было холодно, сыро и очень хотелось домой. И ещё было очень страшно, почти всё время... Иногда казалось, что мы уже привыкли. Выстрелы, как будто пчёлы вокруг... В нас стреляли, и мы стреляли в ответ..." Всё. Мне уже падать в обморок от сочувствия? Мальчику страшно на войне? Нет, я понимаю. Я бы, может, и посочувствовала. Если бы не читала о том, как эти мальчики, напуганные холодной и страшной Россией, кидали в расстрельные рвы ЖИВЫХ детей. Впрочем, полно, какие дети? Это же мусор был... Его надо было убрать с хорошей чистой территории, а территорию хозяйственно заселить истинными людьми. Так правильно. Так должно было быть. И за это страдали доблестные немецкие мальчики. Мне уже рыдать?!.
А дальше я читаю, как студентка Вика вспоминает про собственного деда-танкиста. "...когда ещё в детстве она спросила у дедушки, как это было, он промолчал,погладил её по головёнке своей трёхпалой рукой со шрамом и посмотрел внимательно-внимательно. И промолчал. И Вика поняла, что спрашивать больше не надо. Она и не спрашивала.Вика ещё помнила, как на 9 мая дедушка... протирал медали фланелькой, а на грамоту просто смотрел. А потом доставал бутылку водки и пил, молча и тягостно."
И знаете, всё сразу и понятно! Дед не рассказывал - Вика не спрашивала. А самой узнать или прочитать - а зачем, собственно? В школе не рассказывают - и не надо. Дед молчит - ну, стало быть, не хочет... Зачем ей знать, что творилось в России на оккупированных территориях? Зачем ей видеть перед собой пожары, искалеченных людей, трупы, Треблинку, Освенцим? Имя доктора Менгеле ей точно незнакомо. Смоленские цыганские колхозы? Это чего?! Деревня Хатынь? Это где? Бухенвальд? Это, кажется, философ такой? Бабий Яр? А-а, это фильм ужасов. А немца да, жалко. Ему у нас было холодно и страшно...
И так, для сравнения, отрывочек из катаевского "Сына полка", Принцесса сейчас читает. Биография главного героя: "Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом - чуть не помер... Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти... Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал... Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь фрица убить."
М-да. Почитать бы этому Ване Солнцеву да рассказ автора Елены Вернер. Гвоздю бы применение явно нашлось. И автору Елене Вернер почитать бы что-нибудь, кроме мирных бложиков. Книжку бы какую, что ли, взяла. "Майн кампф", например. Кино бы посмотрела. "Обыкновенный фашизм", скажем. Ну, хоть бы воспоминания пенсионеров! Ведь талантливая девочка, жалко до чего!..
Чёрт, ну что же меня так трясёт?! Как что? У меня тоже дед был. Военный лётчик-истребитель. И бабка. Которая была у него техником. Они тоже на войну в восемнадцать лет пошли. Им бы, не дай бог, пришлось прочитать этот милый рассказик с призывом всем помириться... Я - не помирюсь. Не помирюсь до тех пор, пока не пойму, как это целая нация - НАЦИЯ, а не отдельная шайка бандитов, не офонарелая от наркоты рота отморозков, а целый народ - могла всерьёз вести колониальную войну на зачистку территории. И убивать тысячами людей... нет, не убивать, а УБИРАТЬ. Как хлам, с которым, извините, что же ещё делать? Тяжеловато, конечно, но кто, кроме нас? Место-то расчистить надо...
Короче - не вышло восхититься новым интересным автором. Тошнота, граждане.

нервное, убитьсяможно, книги

Previous post Next post
Up