Рассел Смит. "Гурджиев: космические секреты". Обсуждения. Фрагмент 15.

Nov 12, 2021 19:39


Цитата. Начало пятой  главы СОЛЬ.

ГЛАВА ПЯТАЯ.

ПУТЬ ВВЕРХ БЫЛ ПУТЁМ ВНИЗ

Теперь мы начнём определять структуру Вселенной, структуру, которая развёртывается за пределами изученной нами изначальной «внутренней структуры октавы». Гурджиев пишет об этом во Всё и Вся:

«Следует заметить, что в Великой Вселенной все вообще, без исключения, явления, где бы они ни возникали и ни проявлялись, являются просто последовательно-закономерными «раздробленностями» какого-нибудь цельного явления, получившего своё первоначальное возникновение на Пресвятейшем Солнце-Абсолют.»

«И благодаря этому все космические явления, где бы они ни происходили, получают смысл «объективности».

«А такие последовательно-закономерные «раздробленности» во всех отношениях, и даже в смысле их инволюций и эволюций, осуществляются на основании главного космического закона «Священного-Эптапарапаршинох».



Ключи можно найти в следующих словах первого параграфа: «все явления», «без исключения» и «последовательно-закономерные “раздробленности”», а также в третьем параграфе, где мы узнаем, что эти «... “раздробленности” во всех отношениях, и даже в смысле их инволюций и эволюций, осуществляются на основании главного космического закона ”Священного-Эптапарапаршинох”», т. е. они являются диатоническими. Тогда можно предположить, что если все явления - диатонические, то и все силы - тоже диатонические! Это означает, что структура Вселенной разворачивается не из одной октавы - одной силы, но из трёх октав - из триединства сил. В прошлой главе мы определили, что три силы сосуществуют в рамках одной октавы - утверждающая сила существует в ноте ДО, отрицающая сила существует в ноте ФА и примиряющая сила существует в ноте ЛЯ. Теперь мы должны структурировать эти силы как диатонические октавы. Мы будем использовать октаву 144 вибраций (от 288 до 144 вибраций), которая позволит нам вычислять все три диатонических октавы в целых числах, что чертовски облегчит поимку собаки!

Утверждающая сила (октава 144 вибраций) создаёт семь диатонических вибраций по мере своего убывания от 288 до 144 вибраций. Примиряющая сила, существующая в ноте ЛЯ октавы утверждающей силы, устанавливает в ней ноту ДО своей собственной октавы. Она также создает свои собственные семь диатонических вибраций, возникающих по мере её убывания от 240 до 120 вибраций. И наконец, отрицающая сила, существующая в ноте ФА октавы утверждающей силы, также устанавливает в ней ноту ДО своей собственной октавы, и точно также создаёт свои собственные семь диатонических вибраций, возникающих по мере её убывания от 192 до 96 вибраций.



Рис. 1. Три нисходящие октавы.

Вероятно первое, что вы заметите в этой диаграмме, что хотя три силы вычисляются независимо и каждая из них создаёт отдельную диатоническую октаву, т. е. свой собственный индивидуальный ряд семи диатонических вибраций, некоторые из этих вибраций обнаруживаются также в одной или двух других октавах.

ТАКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДИАТОНИЧЕСКИХ ВИБРАЦИЙ - ВО ВЗАИМНЫХ ТОЧКАХ КОНТАКТА - ПОЗВОЛЯЕТ ОКТАВАМ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ НА ДРУГА В ЭТИХ ТОЧКАХ, И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СВЯЗЫВАЕТ СИЛЫ ВМЕСТЕ.

Позже мы увидим, как благодаря объединению вибраций, каждая вибрация октавы становится нотами ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ и РЕ [в определенной последовательности] в так называемых «внешних октавах».

Значение полученной диаграммы проявляется, когда мы осознаем, что она показывает естественный нисходящий поток сил, а также место возникновения каждой силы. Теперь нужно взглянуть на диаграмму с точки зрения восхождения сил, или иными словами, с точки зрения того, как подняться снизу обратно наверх. Новые обозначения на диаграмме открывают собаку!



Рис. 2. Три восходящие октавы.

Теперь у нас есть точная конфигурация трёх октав, которая может, при их соответствующей последовательности, достичь восхождения. На приведённой выше диаграмме нисхождение начинается сверху и идёт слева направо, а восхождение начинается снизу и идёт справа налево. Заметим, что с точки зрения нашей новой утверждающей октавы (от ДО-96 к ДО-192) две силы (или октавы) должны начаться в её вибрациях МИ-120 и СОЛЬ-144. Эти октавы нужно намеренно начать в МИ-120 и СОЛЬ-144, чтобы произвести толчки, необходимые для восхождения от ноты ДО-96 к ноте ДО-192.

Космология Гурджиева применяет этот принцип неоднократно, но прямо не говорит, как и почему такая конфигурация прохождения сил наверх в октаве оказалась необходимой. Простой ответ открывается, когда мы осознаём, что естественный нисходящий поток трёх творящих сил создает в точности ту же конфигурацию, которую октава должна пройти, чтобы достичь восхождения; иными словами, путь вверх был путём вниз!

Конец цитаты.

Обсуждение.

Почему человек имеет возможность познавать Вселенную?

В начале главы Рассел приводит цитату из 16 главы Рассказов “Относительность понятия о времени”, в качестве подтверждения идеи, которую он начинает развивать в этой главе:  “Следует заметить, что в Великой Вселенной все вообще, без исключения, явления, где бы они ни возникали и ни проявлялись, являются просто последовательно-закономерными «раздробленностями» какого-нибудь цельного явления, получившего своё первоначальное возникновение на Пресвятейшем Солнце-Абсолют.”

Ключевым в этой цитате является слово “раздробленности” (fractions по-английски), это слово можно перевести как доли, части, фракции. Рассел считает, что речь идет о целостности и преемственности в Луче Творения, о масштабировании Всего в четком соответствии с Законами, созданными Богом.

В предыдущих четырех главах автор рассматривал устройство одной октавы: диатонические интервалы внутри нее, двойственность и осцилляции, обусловленные законами трех и семи. До сих пор мы исследовали только одну октаву, подобную, например, октаве дерева. Мы изучили ствол, корни, ветви, листья дерева. Мы поняли каким способом дерево, состоя из частей, сохраняет свою целостность. Оно, безусловно, в определенном смысле является отдельностью. Но дерево не может жить в полной изоляции от света, почвы, осадков, воздуха, насекомых и т. п. Существует множество сил, влияющих на жизнь дерева. Подобно дереву, человек находится под множеством влияний. Поэтому настало время изучать внешнее “окружение” этой октавы.

Рассел особо подчеркивает и четко следует одной идее: абсолютно все во Вселенной подчинено диатоническим законам трех и семи. Нет никаких исключений. Этим законам подчиняются ВСЕ явления, где и как бы они не проявлялись. Поэтому все явления и объекты во Вселенной имеют, как выразился Рассел, “вкус” объективности, намек на Бога. Созданные Им законы есть во Всем. Рассел говорит так: человек может не быть Богом, но в любом случае, человек-это  его часть, подчиняющаяся и существующая по Божественным законам,  к тому же способная к передвижению по поверхности планеты. Человек-не просто какое-то случайное, хаотичное явление, человек участвует в игре по правилам, которые созданы Богом.  Человек -его раздробленность и это милость для нас, поскольку, благодаря такой целостности Творения, у нас есть возможность, изучая себя, изучать Творение.

Как устроен нисходящий поток сил? (рис. 1)

В  главе Соль Рассел начинает изучать существование октавы среди других октав, внешних по отношению к ней. До сих пор рассматривались три силы внутри одной октавы и, соответственно, “жизнь” и движение этих сил внутри нее. Теперь автор как бы обращает свой взгляд наружу и делает следующее утверждение: каждая сила должна производить свою октаву. Та, октава, которую мы рассматривали до сих пор, является октавой Утверждающей силы и из этой октавы как бы вырастают, рождаются октавы еще двух сил.

Уместно здесь вспомнить утверждение Успенского о том, что сначала была одна воля и три силы-здесь и идет речь об образовании трех октав из октавы Утверждающей силы.

Естественно, в соответствии с тем, что было сказано в предыдущих главах, рождаются эти октавы в нотах ЛЯ (октава Нейтрализующей силы) и ФА (октава Пассивной силы). Смотрим на рис. 1. Особо подчеркнем, что, выходя из нот ЛЯ и ФА октавы Утверждающей силы дальше  силы-октавы (Нейтрализующая и Пассивная) начинают жить независимо, своей жизнью, подчиняясь только диатоническому закону семи. Поэтому в дальнейшем  увлекательно будет исследовать, в каких нотах эти три октавы взаимодействуют, ведь такое их сопряжение является объективным, не придуманным.

Три силы, выходя из первой октавы находятся в соотношении 8:10:12.

Первая Утверждающая сила-это Отец, она представляет собой целое (3/3). На рисунке 1 это октава от 288 до 144, она диатоническая, в первой главе мы научились вычислять значения ее вибраций.  Вторая сила-Нейтрализующая, это Мать, она составляет 2/3 целого. Она начинается на 240 вибрациях и спускается до 120. Ее диатонические интервалы  рассчитываются таким же образом.   Третья сила Отрицающая - это Сын, она представляет собой 1/3 целого, эта нисходящая октава начинается на 192 вибрациях и заканчивается на 96.

Рассел не перестает напоминать, что все три силы одинаковые, активные, утверждающие, но называются они по-разному из-за того, каким образом они взаимодействуют друг с другом внутри октавы Утверждающей силы.

Отметим, что при нисходящем движении октавы начинают звучать одновременно, а не последовательно друг за другом, как изображено на рисунке.  Таким образом, мы имеем три силы, движущиеся вниз по Вселенной вместе, расширяя свой поток.

А возможно ли восхождение? (рис. 2)

Теперь возникает вопрос: понятна логика, по которой происходит нисходящее движение, а каким образом может происходить движение вверх, в обратном направлении?

И тут, с моей точки зрения, Рассел раскрывает интереснейшее понимание явлений: если мы  хотим двигаться снизу вверх, то это означает, что мы располагаем себя  в нижней правой октаве, в точке До 96 и начинаем свое движение оттуда. Формально он поступает гениально просто: оставив те же октавы, меняет их название (см. рис. 2). На примере это означало бы, что если бы ты упал в яму, то, чтобы  выбраться, ты должен проделать те же действия в обратном порядке-двигаться по той же траектории обратно, идти тем же путем. Рассел это называет так: Путь наверх был путем вниз. То есть мы имеем точную конфигурацию октав, которая может (при их правильном понимании и использовании) достичь восхождения! Но такая простота изложения  вовсе не означает, что это легко осуществить.

Восходящая октава от 96 до 192 становится октавой Утверждающей силы, а две следующие октавы Рассел называет октавами Первого и Второго толчка.

В главе 4 при рассмотрении осцилляций в октаве мы выяснили, что происходит с силой, которая пытается подняться или опуститься. Давайте применим это к новой утверждающей октаве от 96 до 192.

Итак, мы начинаем восхождение с ноты До 96. Число 96 Рассел рассматривает как количество энергии, доступное для использования. То есть, человек начинает подниматься в гору, имея в запасе 96 единиц энергии, после того, как он истратит эту энергию-он остановится. Поднявшись на ноту Ре 108, мы истратили 12 единиц (108-96=12) и осталось 84 единицы. Затем мы поднимаемся с Ре на Ми 120, истратив на это еще 12 единиц (120-108=12) и сил для дальнейшего восхождения осталось еще меньше-72 единицы (84-12=72). Поднявшись далее на Фа 128,  мы истратим 8 (128-128=8) и в запасе останется 64 единицы энергии (72-8=64). Теперь мы находимся на ноте Фа 128.   А теперь, внимание, самое интересное! В любой октаве в ноте Фа присутствует отрицающий принцип или другими словами, в ноте Фа всегда присутствует Пассивная сила, препятствующая движению вверх. Эта тема подробно обсуждалась в главе 4, когда речь шла об осцилляции внутри октавы.

Присутствие отрицающего принципа в ноте Фа 128 препятствует движению нашей октавы (или нашего путника) вверх, причем сила этого противодействия равна 64 единицы! Таким образом нота Фа сама имеет потенциал энергии 64 и противодействие отрицающей силы тоже равно 64. 64 вверх против 64 вниз. Движение вверх в ноте Фа должно остановиться!

К счастью, именно здесь первая октава может получить поддержку от октавы Первого толчка. Эта входящая энергия поддерживает первую октаву в ноте Ми 120 вхождением До 120 с тем же уровнем вибрации.  Мы можем получить помощь  в ноте Ми, пока нас не остановили в ноте Фа.

Математика восходящей октавы. (рис.3)

Для объяснения процессов, происходящих при восхождении, Рассел нарисовал еще одну  важную схему, которой нет в книге, но которая более детально изображает взаимодействие отрицающих сил и толчков. Вот она.



Рис. 3. Отрицающие силы и толчки.

В этой схеме Рассел приводит другие значения вибраций, чем на рисунках 1 и 2,  и это надо иметь ввиду. Здесь изображена сила, которая пытается подняться (от 48 до 96); cилы, препятствующие этому восхождению; и силы, поддерживающие его.

Итак, наша основная восходящая октава-слева на рисунке 3, от 48 до 96.

Основное правило процесса восхождения: все октавы чувствуют удвоение - восходящую силу и уполовинивание-нисходящую силу. Отрицающие силы (точнее их можно назвать нисходящими, поддерживающими нисходящий поток движения) входят в нотах До, Ля и Фа. Толчки, поддерживающие восхождение создаются в нотах Ми, Соль и Си.

В этом утверждении ключевыми являются слова входят (это происходит всегда автоматически) и создаются (а это труд, понимание и осознанность!).

В своем начале, восходящая октава имеет потенциал для своего восхождения, равный вибрации своей нижней ноты До, в нашем случае 48. Поднимаясь с До 48 до Ре 54,  мы теряем 6 единиц энергии и у нас остается 42 единицы. Смотрим на второй столбик в таблице на рис. 3, он показывает для каждой ноты остаток энергии! Как мы понимаем, она тратится для восхождения. Поднимаясь с Ре 54 на Ми 60, теряем 6 единиц, остается 36. Поднимаясь с Ми 60 на Фа 64, мы теряем еще 4, остается 32. (Это все видно во втором столбце рисунка!). Теперь мы находимся на Фа 64 - и это ключевой момент! В ноте Фа в любой октаве находится Сила, До 64. Подчеркнем, что она здесь находится всегда. Всегда находится сила До в ноте До, сила До в ноте Ля и сила До в ноте Фа. (эти ноты указаны красными стрелками и находятся на рисунке 3 в разных столбцах-найдите их!!!). Можно сказать, что наличие этих сил, тянущих (разворачивающих) все октавы вниз-это главная характерная черта нисходящего потока Творения, или по-другому-реализация законов, созданных Творцом.

Итак, на ноте Фа 64 входит До 64 и тянет наше Фа вниз с силой 32 (чтобы освежить это в памяти нужно перечитать отрывок про осцилляции в предыдущей главе 4). Нисходящая сила До изображена в третьем столбце рисунка 3. Напомним, что в ноте Фа остается запас энергии для восхождения всего 32 единицы. Что получается? 32 единицы энергии вверх против 32 вниз. Октава не может двигаться вперед. Она останавливается.

При каком условии движение вверх все-таки возможно??? В том случае, если мы предусмотрительно организовали октаву Первого толчка   До 60 и с ее помощью поддержали нашу основную октаву в ноте Ми 60. Тогда  восхождение могло бы быть продолжено! Рассел говорит так:  «На ноте Ми 60 наша армия составляла 36 человек, мы завербовали еще 60 человек (подключением октавы Первого толчка). И когда мы поднялись с Ми 60 на Фа 64, мы потеряли 4-х из наших 36 парней (осталось 36-4=32) и, когда вспомогательная армия поднялась с Ми 60 на Фа 64 она тоже потеряла 4-х парней (осталось 60-4=56). После этих событий наша армия вступает в бой с 32 противниками и у нас остается 56 солдат, чтобы продолжить путешествие наверх.  То есть присоединившиеся солдаты помогли нам выиграть битву.»

Отметим, что на рисунке 3 изображена единственная нота октавы Первого толчка До 60 в четвертом столбце со стрелочкой вверх.

Далее, с ноты Фа 64 наша армия, теряя энергию, продолжает движение вверх и в четвертом столбце для  нот Фа, Соль и Ля указан остаток энергии (а не уровень вибраций!). Мы добрались до ноты Ля 80, у которой потенциал восхождения равен 40.  А в ноте Ля любой октавы всегда живет сила До, которая пытается развернуть октаву в нисходящем направлении. В данном случае, До 80 (изображена в пятом столбце)  тянет Ля 80 с силой 40 вниз. 40 вверх против 40 вниз. Октава опять останавливается в своем движении.

Подчеркнем, что октава Первого толчка уже не способна нам помочь, поскольку она остановила свое движение в ноте Фа 80 (или не остановилась, но этот процесс мы не рассматриваем!). Так же, как наша основная октава могла бы без толчка остановиться в своем Фа 64.

Возможно ли движение дальше? Да, при условии, что в ноте Соль 72  сознательно (и заранее!) будет организована октава Второго толчка, которая начинается с ноты До 72 (6 столбец) и которая поддержит энергией нашу октаву при восхождении. Как говорит Рассел, 72 парня присоединяются к нашей армии предварительно в ноте Соль 72, и, когда в ноте Ля 80 происходит битва, наша армия выходит победителем в составе 64 солдат.

Именно так мы преодолеваем силы, которые нас останавливают: мы получаем помощь по пути.

Итак, мы добрались до Ля 80, и теряя энергию на восхождение, но не встречая вражеских армий, добираемся до вершины нашей октавы До 96, имея 48 единиц энергии для восхождения. Но проблема в том, что мы не сможем удержаться на верхнем  До, поскольку в этом месте опять появляется сила, которая тянет нас вниз. Это нота До, которая имеет потенциал движения вниз, равный 48. 48 вверх против 48 вниз. Обратим внимание, что в ноту До 96 входит Фа 96 (эта нота не изображена на схеме) из октавы Второго толчка.

Как нам преодолеть отрицающую  силу, приходящую из До? Если мы оглянемся на Си-90, то увидим интервал Ми-Фа октавы Второго толчка, который в точности совпадает с интервалом Си 90 - До 96. Таким образом, Рассел считает, что у нас есть две возможности получить помощь в ноте Си-90.

Первая-получить внешнюю помощь случайно  из октавы Второго толчка (о чем говорилось  выше), но это помощь может и не прийти, она непредсказуема с нашей точки зрения, поскольку она зависит от того, будет ли продолжаться октава второго толчка, а обеспечить это не в наших силах, это касается другого процесса. Это тоже самое, что, выращивая свое растение, не поливать его самому, а уповать только на дождь, который может пойти или не пойти.

Вторая возможность преодолеть Си 90 - сознательно почувствовать притяжение До- 96, смотреть туда, чувствовать его влияние. И за счет уменьшенного стопиндера, достичь верхней ноты октавы. И это надежнее, поскольку это сознательная работа.

Подведем некоторые итоги.

Рассел  создал удивительную схему, которая является практической и подробной инструкцией  для продвижения  по  восходящей  октаве, то есть инструкцию для духовной работы.   Она указывает  переломные точки в октаве и возможную помощь при таком восхождении. Путь наверх по своей траектории совпадает с путем вниз-и это логично! Но!!! Если при нашем падении в яму все происходит автоматически, без нашего участия и понимания, то, для вылезания из ямы необходим абсолютно другой процесс.  Хотя, вроде всего лишь необходимо осуществить обратную последовательность действий.  НО если мы захотим выбраться, то нам придётся сначала понять, что мы сидим в яме, а потом подробно понять каждый этап нашего падения туда. И только после этого начать сознательно  разрабатывать тактику спасения. Вероятно, сейчас многие вспомнили аналогичный пример Успенского П. Д. про спасение из тюрьмы.

Естественным образом,  по законам Природы все идет вниз, нисходит, потому что силы, которые обеспечивают такое движение всегда встроены в октаву. По пути наверх, если мы сможем воссоздать октавы (осознанно!!!), которые были созданы Богом на пути вниз, то мы будем способны преодолеть отрицающие силы, которые препятствуют нашему восхождению. Причем эти октавы толчков должны быть созданы заранее, в нотах Ми и Соль.

Почему октавы толчков не следует так называть?

Еще хочется сказать несколько слов о термине “октава Первого и Второго  толчка”. Их еще называют октавами шока. Эти термины не совсем точные, не отражают полностью суть процесса и поэтому могут вводить в заблуждение. Под толчком, ударом или шоком подразумевают обычно некое разовое действие. А когда мы говорим об октавах Первого или Второго толчка, то мы имеем ввиду то, что октава присоединяется к основной и сопровождает ее при всем дальнейшем восхождении. Это путь, а не разовое потрясение. Приведем пример. Имеется сухое семечко растения. Дать ему воду-значит подключить октаву Первого толчка. Но полить семечко один раз недостаточно, теперь его необходимо поливать постоянно, то есть октава Первого толчка теперь должна заботиться, сопровождать наше семя в его развитии. Семя прорастает и ему теперь необходим солнечный свет. Но недостаточно посвятить фонариком на наш росток один раз, теперь солнечный свет (октава Второго толчка) должен присутствовать с нашим растением всегда. Поэтому логичнее назвать наши октавы толчков вспомогательными или сопровождающими или “заботящимися” октавами.

Здесь появился повод сформулировать еще одну мысль. Нечто (объект или явление) может находиться в покое и безопасности очень долгое время (к примеру, семя растения, рачок артемия или человеческая душа). Но как только вы начнете помогать ему, то эта помощь должна стать постоянной, движение назад к покою уже станет невозможным. Здесь приходит на ум высказывание Гурджиева: «Блажен тот, у кого есть душа, блажен тот, у кого ее нет, но горе и печаль тому, у кого она в зачаточном состоянии». Душа в зачаточном состоянии-это про семя, которое начали поливать. И процесс уже необратим...

Не существует нисходящих октав?!

Рассел утверждает, что не существует нисходящих октав. Давайте разберемся, что он имеет в виду. С одной стороны, существует нисходящий поток Творения (по сути только он и существует), который осуществляется автоматически. И остается открытым вопрос, можно ли этот поток назвать нисходящим процессом. С другой стороны, если мы хотим говорить о Живом, о Жизни, то речь всегда будет идти о восходящих октавах, которые пытаются подняться и сопровождаются всегда уменьшением энтропии (хаоса).  Но ничто не пытается спуститься вниз, нет в природе таких явлений. Возможно только, что явление перестает восходить, развиваться и когда оно останавливается, то происходит разрушение. Но процесс разрушения, гниения, нельзя назвать нисходящим процессом. Рассел  говорит об этом так: «Сколько таких нисходящих октав вы видели? Вещи не спускаются вниз! Они просто перестают подниматься и тогда все, что пытается подняться,  съедает их.» Таким образом, в природе не существует процессов, обратных восхождению. Взрослое дерево не может превратиться в маленькое дерево, а потом в семечко. Взрослый человек никогда не станет младенцем. Именно такие октавы автор называет нисходящими и говорит о невозможности их существования в Природе.

Конец обсуждения.

Previous post Next post
Up