Этот пост будет посвящён авиации общего или, как некоторые говорят, особого назначения, известной во всём мире как "General Aviation". Ведь там у "них" флот этой авиации огромен и разнообразен, а что касается "нас", то пока авиация общего назначения только зарождается, формируются необходимые правила и законы, растут по всей стране школы пилотов-частников, нарабатывается опыт, в том числе и жизнями тех самых частников.
На МАКСе всегда много лёгких самолётов, производители видят в нашей стране огромные рынки сбыта, правда стоит отметить, что цены всё-же ещё очень кусачие, поэтому в большинстве своём у нас в АОН летают подержанные самолёты, а новинки пока ещё могут себе позволить лишь крупные школы да особо обеспеченные частные пилоты.
Аэропракт A-22L RA-1242G - двухместный сверхлёгкий высокоплан серийно выпускается украинской компанией "Аэропракт" с 1999 года. Размах крыла - 9,53 м, площадь крыла - 12,28 кв.м, длина самолёта - 6,16 м, высота - 2,4 м, вес пустого самолёта - 260 кг, максимальный взлётный вес - 472,5 кг, максимальная скорость - 210 км/ч, максимальная дальность полёта - 1100 км, максимальная продолжительность полёта - 11 ч, потребная длина ВПП - 100 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 70 000 долларов.
Пара сверхлёгких двухместных высокопланов Sky Ranger RA-0030A и RA-1343G. Эти самолёты собираются из наборов, производимых украинской фирмой AEROS по французской лицензии с 1998 года. Размах крыла - 9,5 м, площадь крыла - 14,1 кв.м, длина самолёта - 5,65 м, высота - 2,5 м, вес пустого самолёта - 235-255 кг (в зависимости от двигателя), максимальный взлётный вес - 472,5 кг, максимальная скорость - 195 км/ч, практический потолок - 4500-5000 м, потребная длина ВПП - 150 м. На самолёт устанавливаются четырёхцилиндровые оппозитные поршневые двигатели Rotax-912 мощностью 80 л.с. либо Rotax-912S мощностью 100 л.с. или двухцилиндровый поршневой двигатель Rotax-582 мощностью 64 л.с. Ориентировочная стоимость от 1 миллиона рублей.
Немецко-российская компания SILA 1 Aircraft представила собранный из набора лёгкий духместный самолёт короткого взлёта/посадки (STOL) Zenith CH750 RA-2003G. Размах крыла - 9,1 м, площадь крыла - 13,4 кв.м, длина самолёта - 6,7 м, высота - 2,6 м, вес пустого самолёта - 330 кг, максимальный взлётный вес - 630 кг, максимальная скорость - 162 км/ч, практический потолок - 4200 м, максимальная дальность полёта - 710 км, максимальная продолжительность полёта - 4 ч, потребная длина ВПП - 50 м. На самолёт могут устанавливаться поршневые двигатели мощностью 80-125 л.с. Ориентировочная стоимость от 75 000 долларов
Лёгкий двухместный высокоплан Icarus C-42B RA-0033A, производится немецкой фирмой Combo Ikarus с 1996 года, построено более 1200 самолётов. Размах крыла - 9,45 м, площадь крыла - 12,5 кв.м, длина самолёта - 6,38 м, высота - 2,2 м, вес пустого самолёта - 280,5 кг, максимальный взлётный вес - 472,5 кг, максимальная скорость - 185-193 км/ч (в зависимости от двигателя), максимальная дальность полёта - 750 км, потребная длина ВПП - 120 м. На самолёт могут устанавливаться четырёхцилиндровые оппозитные поршневые двигатели Rotax-912UL мощностью 80 л.с. либо Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 50 000 евро.
Несколько лёгких самолётов от словенской компании Pipistrel.
Pipistrel Alpha Trainer RA-0081A - лёгкий двухместный высокоплан с двойным управлением предназначенный для обучения пилотов, производится с 2012 года. Размах крыла - 10,52 м, площадь крыла - 9,29 кв.м, длина самолёта - 6,5 м, высота - 2,05 м, вес пустого самолёта - 279 кг, максимальный взлётный вес - 550 кг, максимальная скорость - 222 км/ч, практический потолок - 5500 м, максимальная дальность полёта - 600 км, максимальная продолжительность полёта - 3,6 ч, потребная длина ВПП - 450 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912UL2 мощностью 80 л.с. Ориентировочная стоимость от 103 000 долларов.
Pipistrel Virus SW80 RA-2004G - лёгкий двухместный композитный высокоплан. Размах крыла - 10,71 м, площадь крыла - 9,51 кв.м, длина самолёта - 6,5 м, высота - 1,85 м, вес пустого самолёта - 287 кг, максимальный взлётный вес - 472,5 кг, максимальная скорость - 264 км/ч, практический потолок - 6200 м, максимальная дальность полёта - 1650 км, максимальная продолжительность полёта - 6,9 ч, потребная длина ВПП - 250 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912UL мощностью 80 л.с. Ориентировочная стоимость от 69 000 евро.
Многоцелевой лёгкий самолёт Ларос-100 RA-1989G от московского ОКБ "Ларос" - новинка МАКС-2013. Размах крыла - 7,15 м, площадь крыла - 10,7 кв.м, длина самолёта - 6,45 м, высота - 1,2 м, вес пустого самолёта - 420 кг, максимальный взлётный вес - 700 кг, максимальная скорость - 260 км/ч, потребная длина ВПП - 150 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Lycoming O-360 мощностью 180 л.с. Ориентировочная стоимость без двигателя от 500 000 рублей.
Многоцелевой лёгкий двухместный самолёт С-012 "Ястреб" разработки межкафедрального КБ летательных аппаратов Самарского Государственного Аэрокосмического Университета. Размах крыла - 10,9 м, площадь крыла - 14,5 кв.м, длина самолёта - 7,26 м, высота - 2,9 м, вес пустого самолёта - 420 кг, максимальный взлётный вес - 750 кг, максимальная скорость - 230 км/ч, практический потолок - 4200 м, максимальная дальность полёта с подвесным баком - 1000 км. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с.
Среди всех представленных лёгких самолётов этот мне наиболее понравился - Blackshape Prime SF300 RA-0149A, производится итальянской фирмой Blackshape Aircraft с 2007 года. Размах крыла - 7,94 м, площадь крыла - 9,96 кв.м, длина самолёта - 7,17 м, высота - 2,41 м, вес пустого самолёта - 296 кг, максимальный взлётный вес - 472,5 кг, максимальная скорость - 305 км/ч, потребная длина ВПП - 180 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 134 000 евро.
\
Интересные самолёты представила казанская компания МВЕН
МВ-500 "Фермер" - специализированный сельскохозяйственный самолёт. Размах крыла - 10,4 м, площадь крыла - 13 кв.м, длина самолёта - 7,15 м, высота - 2,2 м, вес пустого самолёта - 606 кг, максимальный взлётный вес - 1100 кг, максимальная скорость - 200 км/ч, вес химикатов - 295 кг, производительность обработки - 90-320 га/ч. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный инжекторный поршневой двигатель Lycoming IO-360 мощностью 180 л.с. Ориентировочная стоимость от 200 000 долларов.
Лёгкий двухместный самолёт венгерского производства Corvus Fusion. Размах крыла - 8,33 м, площадь крыла - 10,83 кв.м, длина самолёта - 6,7 м, высота - 2,28 м, вес пустого самолёта - 294 кг, максимальный взлётный вес - 600 кг. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель ULPower 260iSA мощностью 107 л.с. Ориентировочная стоимость от 80 000 евро.
Лёгкий четырёхместный самолёт МВЕН-3 "Мурена". Размах крыла - 11 м, длина самолёта - 8,1 м, нормальный взлётный вес - 1260 кг, максимальная скорость - 330 км/ч. На самолёт устанавливаются два четырёхцилиндровых оппозитных поршневых двигателя Rotax-914 мощностью по 115 л.с.
Aquila A-210 RA-1747G - лёгкий двухместный самолёт из стеклопластика, производится серийно с 2002 года в Германии фирмой Aquila Aviation GmbH. Размах крыла - 10,3 м, площадь крыла - 10,5 кв.м, длина самолёта - 7,3 м, высота - 2,3 м, вес пустого самолёта - 500 кг, максимальный взлётный вес - 750 кг, максимальная скорость - 241 км/ч, практический потолок - 4420 м, максимальная дальность полёта - 1148 км, максимальная продолжительность полёта - 6 ч. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912S мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 110 000 евро.
Лёгкий двухместный высокоплан B&F Fk9 ELA RA-1680G, производится серийно с 2009 года немецкой фирмой B&F Technik Vertriebs GmbH. Размах крыла - 9,33 м, площадь крыла - 11,6 кв.м, длина самолёта - 6,21 м, высота - 2,41 м, вес пустого самолёта - 278 кг, максимальный взлётный вес - 580 кг, максимальная скорость - 230 км/ч, максимальная дальность полёта - 1000 км. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912UL мощностью 80 л.с. Ориентировочная стоимость от 100 000 долларов.
А это очень интересный зверь - беспилотный комплекс "Шмель", построенный концерном "Вега" на базе лёгкого спортивного самолёта Roko Aero NG-4. Причём самолёт предполагает как возможность управления по радиоканалу с земли или спутника в режиме визуального пилотирования при помощи бортовых видеокамер, так и прямое управление лётчиком в кабине. Размах крыла - 8,13 м, площадь крыла - 13 кв.м, длина самолёта - 6,45 м, высота - 2,28 м, максимальный взлётный вес - 495 кг, максимальная скорость - 270 км/ч. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с.
На МАКСе было представлено большое количество лёгких самолётов чешской компании BRM Aero.
Bristell NG-5 RA-2007G - лёгкий двухместный самолёт, серийно производится с 2010 года. Размах крыла - 8,13 м, площадь крыла - 10,5 кв.м, длина самолёта - 6,45 м, высота - 2,28 м, вес пустого самолёта - 295 кг, максимальный взлётный вес - 600 кг, максимальная скорость - 255 км/ч, практический потолок - 4000 м, максимальная дальность полёта - 1575 км, максимальная продолжительность полёта - 7,5 ч, потребная длина ВПП - 300 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 85 000 евро.
Ещё один Bristell NG-5 RA-1930G
Bristell NG-5LSA/RG RA-1287G - модификация с убирающимся шасси, усиленным и удлинённым крылом. Размах крыла - 9,13 м, площадь крыла - 11,75 кв.м, длина самолёта - 6,45 м, высота - 2,28 м, вес пустого самолёта - 335 кг, максимальный взлётный вес - 600 кг, максимальная скорость - 250 км/ч, практический потолок - 4000 м, потребная длина ВПП - 300 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Кстати этот бортовой номер уже присваивался Як-52 и NG-4UL, которые были на прошлом МАКСе.
Ещё одна модификация Bristell NG-5LSA/TDO RA-1662G - с фиксированным двухколёсным шасси и хвостовым колесом.
Лёгкий двухместный самолёт Breezer B600 LSA производства немецкой компании Breezer Aircraft GmbH. Размах крыла - 8,73 м, площадь крыла - 11 кв.м, длина самолёта - 6,75 м, высота - 2,14 м, вес пустого самолёта - 358 кг, максимальный взлётный вес - 600 кг, максимальная скорость - 252 км/ч, максимальная дальность полёта - 800 км, потребная длина ВПП - 250 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 110 000 евро.
Чешский производитель самолётов Evektor-Aerotechnik также представил приличный ряд самолётов.
Evektor Harmony LSA - многоцелевой двухместный самолёт. Размах крыла - 9,25 м, длина самолёта - 6,11 м, высота - 2,48 м, вес пустого самолёта - 311 кг, максимальный взлётный вес - 600 кг, максимальная скорость - 222 км/ч, практический потолок - 4720 м, максимальная дальность полёта - 1300 км, потребная длина ВПП - 300 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 125 000 долларов.
Ещё Evektor Harmony LSA RA-1725G
И ещё один RA-1823G
Лёгкий двухместный самолёт Aerospool WT-9 Dynamic RA-0101G, серийно производится фирмой Aerospool из Словакии. Размах крыла - 9 м, площадь крыла - 10,35 кв.м, длина самолёта - 6,4 м, высота - 2 м, вес пустого самолёта - 260 кг, максимальный взлётный вес - 450 кг, максимальная скорость - 250 км/ч, максимальная дальность полёта - 1600 км. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 100 000 долларов.
Лёгкий двухместный самолёт VL-3 "Evolution", производится серийно бельгийской компанией JMB Aircraft. Размах крыла - 8,44 м, площадь крыла - 9,77 кв.м, длина самолёта - 6,24 м, высота - 2,05 м, максимальный взлётный вес - 472,5 кг, максимальная скорость - 290 км/ч. На самолёт устанавливаются четырёхцилиндровые оппозитные поршневые двигатели Rotax-912UL мощностью 80 л.с. либо Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 120 000 долларов.
Как и в прошлый раз авиакомпания Челавиа представила линейку самолётов итальянской компании Tecnam.
Tecnam P2002JF Sierra, серийно выпускается с 2008 года. Размах крыла - 8,6 м, площадь крыла - 11,5 кв.м, длина самолёта - 6,63 м, высота - 2,4 м, вес пустого самолёта - 370 кг, максимальный взлётный вес - 620 кг, максимальная скорость - 222 км/ч, практический потолок - 4572 м, максимальная дальность полёта - 900 км, потребная длина ВПП - 400 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912S2 мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 110 000 евро.
Tecnam P92 Echo Super RA-0153G, серийно выпускается с 1996 года. Размах крыла - 9,4 м, площадь крыла - 13,4 кв.м, длина самолёта - 6,5 м, высота - 2,5 м, вес пустого самолёта - 304 кг, максимальный взлётный вес - 550 кг, максимальная скорость - 230 км/ч, практический потолок - 4500 м, максимальная дальность полёта - 750 км, потребная длина ВПП - 200 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 70 000 евро.
Tecnam P2008 RA-1411G - лёгкий двухместный высокоплан, выпускается серийно с 2009 года. Размах крыла - 8,8 м, площадь крыла - 11,5 кв.м, длина самолёта - 6,9 м, высота - 2,46 м, вес пустого самолёта - 354 кг, максимальный взлётный вес - 600 кг, максимальная скорость - 235 км/ч, практический потолок - 4500 м, максимальная дальность полёта - 1150 км, потребная длина ВПП - 300 м. На самолёт устанавливается четырёхцилиндровый оппозитный поршневой двигатель Rotax-912ULS2 мощностью 100 л.с. Ориентировочная стоимость от 90 000 евро.
А это Lasta-95 - сербский учебно-боевой самолёт, серийно производится компанией UTVA с 2007 года. Размах крыла - 9,71 м, площадь крыла - 12,9 кв.м, длина самолёта - 7,97 м, высота - 2,84 м, вес пустого самолёта - 1060 кг, максимальный взлётный вес - 1630 кг, максимальная скорость - 345 км/ч, практический потолок - 6000 м, максимальная дальность полёта - 1060 км, подвесное стрелково-пушечное или бомбовое вооружение. На самолёт устанавливается шестицилиндровый оппозитный поршневой двигатель Lycoming O-540 мощностью 300 л.с.
Российский пятиместный лёгкий самолёт Ил-103 б/н 61917, серийно выпускается на Луховицком авиазаводе с 1996 года. Размах крыла - 10,56 м, площадь крыла - 14,71 кв.м, длина самолёта - 8 м, высота - 3,14 м, вес пустого самолёта - 900 кг, максимальный взлётный вес - 1310 кг, максимальная скорость - 225 км/ч, практический потолок - 4000 м, максимальная дальность полёта - 800 км, потребная длина ВПП - 800 м. На самолёт устанавливается шестицилиндровый оппозитный поршневой инжекторный двигатель Lycoming IO-360ES мощностью 210 л.с. Самолёт активно эксплуатируется в качестве учебно-тренировочного ВВС Южной Кореи и Перу.
PZL-104M Wilga-2000 на площадке компании Engineering - The Aviation Maintenance, входящей в группу S7. Самолёт серийно выпускался польской компанией WSK PZL Warszawa-Okecie с 1998 по 2006 годы. Размах крыла - 11,28 м, площадь крыла - 16,5 кв.м, длина самолёта - 8,46 м, высота - 2,96 м, вес пустого самолёта - 1000 кг, максимальный взлётный вес - 1400 кг, максимальная скорость - 240 км/ч, практический потолок - 5000 м, максимальная дальность полёта - 1400 км. На самолёт устанавливался шестицилиндровый оппозитный поршневой инжекторный двигатель Lycoming IO-540 мощностью 295 л.с.
Новинка МАКС-2013 - российско-итальянский самолёт F-15F "Сапсан" RA-1742G, никакой технической инфы по нему пока нет к сожалению.
Зато есть видео его демонстрационного полёта (лётчик Вадим Лаврентьев):
Click to view
На стенде австрийской компании Diamond Aircraft красовались два самолёта-шпиона Diamond DA-42 MPP NG Guardian с бортовыми OE-VRX и OE-FMV. Размах крыла - 13,56 м, длина самолёта - 8,56 м, высота - 2,48 м, вес пустого самолёта - 1251 кг, максимальный взлётный вес - 1783 кг, максимальная скорость - 277 км/ч, практический потолок - 5480 м, максимальная дальность полёта - 1475 км. На самолёт устанавливаются два четырёхцилиндровых дизельных поршневых двигателя с турбонаддувом Austro Engine AE300 мощностью по 168 л.с. каждый.
Немецкая компания Centurion Aircraft Engines AG & Co показала дизельные варианты лёгких самолётов.
Piper PA-28 Cherokee RA-1787G - лёгкий четырёхместный самолёт, серийно производимый в США с 1960 года. Размах крыла - 10,8 м, площадь крыла - 15,79 кв.м, длина самолёта - 8,33 м, высота - 2,52 м, вес пустого самолёта - 767 кг, максимальный взлётный вес - 1317 кг, максимальная скорость - 250 км/ч, практический потолок - 6095 м, максимальная дальность полёта - 1980 км. На данном самолёте установлен четырёхцилиндровый дизельный поршневой двигатель с турбонаддувом Centurion 2.0S мощностью 155 л.с.
Cessna 172 RA-1788G - лёгкий четырёхместный самолёт, производится в США с 1956 года в различных модификациях, построено более 43 000 единиц. Размах крыла - 11 м, площадь крыла - 16,2 кв.м, длина самолёта - 8,28 м, высота - 2,72 м, вес пустого самолёта - 736 кг, максимальный взлётный вес - 1159 кг, максимальная скорость - 240 км/ч, практический потолок - 4116 м, максимальная дальность полёта - 1880 км. На данном самолёте установлен четырёхцилиндровый дизельный поршневой двигатель с турбонаддувом Centurion 2.0 мощностью 135 л.с.
Ещё один довольно интересный и мало известный многоцелевой самолёт - Аккорд-201 RA-1772G. Его разработка была начата в московском НПО "Авиа ЛТД" в 1991 году, в 1994 был построен первый опытный экземпляр и самолёт поднялся в небо. Сертификат лётной годности МАК самолёт получил в 2007 году. Размах крыла - 13,75 м, площадь крыла - 17,04 кв.м, длина самолёта - 8,08 м, высота - 3,05 м, вес пустого самолёта - 1330 кг, максимальный взлётный вес - 2200 кг, максимальная скорость - 260 км/ч, практический потолок - 6100 м, максимальная (перегоночная) дальность полёта - 2500 км. Экипаж 1-2 человека. Пассажировместимость - 5-6 человек. На самолёте установлены два четырёхцилиндровых оппозитных инжекторных двигателя с Lycoming IO-360ES7B мощностью по 210 л.с.
Пока я ходил среди самолётов на авиасалон продолжали слетаться гости. Прилёт одного из них на Extra-330LC RF-00122 я заснял:
Click to view
Как оказалось в дальнейшем это прибыла на МАКС-2013 заслуженная лётчица, спортсменка и просто красавица - Светлана Владимировна Капанина. А в последующие дни она на своей Extre выделывала обалденные танцы в воздухе.
Видео одного из выступлений:
Click to view
На этом пока всё. Продолжение следует...