Железные кони

Sep 06, 2015 14:04

Очередная часть рассказа о коллекции музея техники Вадима Задорожного. На этот раз речь пойдёт о мотоциклах. Их тут огромное количество, расскажу про те, что смог идентифицировать на снимках, так как не везде есть таблички с названиями



Яркие цвета ГАИ СССР видны издалека. Пара "Уралов" Ирбитского мотоциклетного завода. Первый в странной комплектации с установленной на люльке мигалкой и рупором, я таких на дорогах не видел не разу, возможно в условиях Сибири такие не использовались


А вот второй экземпляр вполне часто встречался на дорогах, в городе редко, но в областные подразделения ГАИ таких "Уралов" поступало достаточно много


Ещё несколько советских мотоциклов представлены в экспозиции, посвящённой Гаражу Особого Назначения (ГОН). Это продукция Киевского завода - эскортные мотоциклы "Днепр"


Первый раз вижу эскортные мотоциклы с коляской, по мне так это как лошадь с телегой в кавалерийском эскорте


Без "прицепа" совсем другой вид


"Днепр" - тяжёлый мотоцикл, "Урал" - тоже. Почему в 1955 году при выборе эскортных мотоциклов для ГОНа отдали предпочтение первому - вопрос. Но тем не менее с тех пор все мотоциклы для эскорта поставлялись из Киева. Модель МТ-14.9 стала первой кардинально отличавшейся от серийных мотоциклов завода


Чёрная окраска и обилие хромированных элементов мотоциклов эскорта создавали одинаковый стиль в кортеже правительственных ЗиЛов и Чаек


С середины 1950-х годов в Европе началась мода на мотороллеры. СССР не мог остаться в стороне и у нас также начали выпуск подобных транспортных средств. Одним из производителей мотороллеров в СССР являлся завод "Молот" в Вятских Полянах. Его продукция также представлена в коллекции музея - это мотороллеры "Вятка" ВП-150М (красный) и "Электрон" (чёрный)


Трёхколёсный грузовой мотороллер "Муравей" до сих пор можно встретить в деревнях и на работе в коммунальных службах. Этот неприхотливый и работящий драндулет выпускался на Тульском машзаводе с 1959 по 1995 годы с небольшими видоизменениями конструкции. По сути это лёгкий, экономичный и достаточно проходимый грузовичок, способный перевезти до 250 кг груза. Для забавы - "Вятка", для работы - "Муравей"


И "Молот" и Тульский машзавод при производстве мотороллеров начинали с копирования зарубежных моделей. В Вятских Полянах за основы был взят итальянский мотороллер Vespa, а в Туле - немецкий Glas Goggo-Roller 200. На основе последнего в 1957 году был выпущен советский мотороллер с объёмом двигателя в 199 кубиков Т-200 "Тула"


В 1961 году свет увидела модернизированная модель мотороллера Т-200М, продержавшаяся на ковейере до 1968 года. Её сменил мотороллер "Турист" с большей мощностью двигателя, новой компоновкой с двумя багажниками - в переднем крыле и под сиденьем


Далее - к лёгким и спортивным мотоциклам СССР


Пара мопедов ЗиФ, производства Пензенского велосипедного завода имени Фрунзе и спортивный "Урал"


Мотоциклы "Минск", М-72 и пара Ижей


Ижевские мотоциклы - Иж-49, Иж-8 и выпускавшийся на Таганрогском инструментальном заводе АМ-600


Первый советский крупносерийный мотоцикл Л-300, выпускавшийся в Ленинграде на заводе "Красный Октябрь" с 1930 по 1939 годы, а также первые серийные мотоциклы из Ижевска Иж-7 (1933-1938), Иж-8 (1938-1940) и Иж-9 (1940-1941)


Вновь Иж-8, Иж-9 и их последователь Иж-12, производство которого было свёрнуто едва начавшись из-за перевода предприятия на производство военной продукции в связи с началом войны


Ещё ряд мотоциклов производства Минского и Ижевского мотозаводов


Иж-56, выпускавшийся с 1956 по 1962 годы и М-52 Ирбитского завода, производившийся с 1957 по 1959 годы


Мотоспорт в СССР был развит достаточно хорошо, посему каждый производитель выпускал ряд спортивных моделей


Дорожный М-1А "Москва" производства Минского мотозавода и латвийский мопед "Рига-12"


Ещё мопеды - ЗиФ-77, выпускавшийся в Пензе с 1978 года по начало 1990-х и первенец Рижского мотозавода "Красная звезда" Рига-1


Пара "Уралов" - М-62 и М-67


Первая советская мотоколяска К-1В, выпускавшаяся Киевским мотозаводом с 1947 по 1951 годы на базе мотоцикла К-1Б "Киевлянин". Появление транспорта такого рода было вызвано большим количеством инвалидов в послевоенные годы и положило начало отдельной ветви совесткой автомотопромышленности по производству транспортных средств для людей с ограниченными возможностями


И вновь Ижи - первый серийный спортивный мотоцикл СССР Иж-Планета Спорт (1973-1984) с большой долей зарубежных комплектующих и Иж-58, ставший в последствии родоначальником серии Иж-Юпитер и получивший новое имя Иж-Юпитер 500


Ещё пара Ижей, к сожалению табличку не снял и распознать не удалось, один даже с дисковыми тормозами и оппозитным двигателем


В начале 1990-х ижевцы разработали грузовой модуль Иж 9.604 ГР, который устанавливаясь вместо заднего колеса и вилки на любую модель из ассортимента завода превращал её в трёхколёсный лёгкий грузовичок. Мотоциклы, оснащаемые этим модулем на заводе, получали индекс ГР к названию


Иж-Планета-2 и Иж-Планета-4


Вновь о спорте. Специально для участия в ледовом спидвее на Иже была разработана модель Иж 6.218, выпускавшаяся с 1988 по 1991 годы. Второй мотоцикл на фото - Иж Триал, опытная разработка Ижевского мотозавода в рамках конкурса на мотоцикл для соревнований на пересечённой местности с использованием шин широкого профиля


Иж-Орион 560, оснащаемый 4-х тактным двигателем, копировавшим японскую Ямаху, был мечтой советских "байкеров", но ввиду сложности производства и сырой конструкции совпавших с переходными годами экономики выпускался небольшими партиями с 1987 по 1990 годы


Продолжением темы явились модели  Иж 7.109 "Орион-Спринтер" и Иж 7.110 "Сириус", но здесь дальше опытных и выставочных экземпляров дело не пошло. Специально для соревнований в Польше в 1966 году в Ижевсе были изготовлены 18 специальных дорожных мотоциклов Иж-10М, сборная СССР завоевала на них 7 золотых медалей соревнований, а также завод был удостоен золотой медали за данную модель


Помимо огромного количества отечественных мотоциклов в коллекции музея не меньшее число зарубежных. Одной из жемчужин коллекции безусловно является английский классический мотоцикл с коляской BSA A7 1948 года выпуска


Рядом ещё один BSA в дорожной версии и инвалидная коляска Voltman с ручным приводом


В музее довольно обширная коллекция мотоциклов чешской компании Jawa, что неудивительно с учётом того момента, что львиная доля мотоциклов этого производителя в советское время уходила на экспорт в СССР. Пара колясочных Jawa-350 Baujahr и Jawa-350/354 Velorex 1955 модельного года открывают эту коллекцию


Jawa-350 1959 года в эскортном исполнении


Первый серийный мотоцикл фирмы - Jawa-500 OHV, разработки компании Wanderer производился с 1929 по 1933 годы. Следующие модели - Jawa-175 Special и более мощный Jawa-175 Villiers Vodnik производились с 1933 года


Первая модель с коляской - Jawa-500 OHV начала сходить с конвейера в 1932 году


В 1934 году модель Jawa-175 Villiers была модернизирована, рядом притулился 100 кубиковый Jawa-100 Robot


В том же 1934 году появилась модель Jawa-350 SV с мощным двигателем в 346 кубиков, а в 1935 году в линейку добавился мотоцикл с объёмом двигателя в четверь литра - Jawa-250 Horsky Typ


1936 год ознаменовался началом производства новой модели Jawa-350 OHV, а в следующем году вышли модернизированные модели Jawa-175 и Jawa-250


Послевоенная линейка мотоциклов Jawa сохранила прежние значения объёмов двигателей: лёгкий Jawa-175 Special (1945), средний Jawa-250 Special (1946) и тяжёлый Jawa-350 OHV (1946)


С 1947 года началось производство Jawa-350 Ogar с двухцилиндровым двигателем, на этой же раме изготавливалась модель Jawa-250 с одним цилиндром


В 1950 году двигатели линейки получили новую рубашку цилиндра, шатун и поршень, что вызвало появление новой серии мотоциклов Jawa-250/350. К 1952 году в линейку мотоциклов с двухцилиндровыми двигателями добавилась модель Jawa-500 OHC


С 1952 года начат выпуск мотоциклов с коляской Jawa-350 Perak в стильной красно-серебристой окраске с ярким логотипом модели на коляске


В 1957 году вся линейка выпускаемых потоциклов была модернизирована и получила одинаковый стиль


Явы 1950-х - хром и насыщенный красный цвет


С противоположного ракурса


Линейка мотоциклов Jawa 1970-1990 годов


Jawa-350/353 1955 модельного года


Модель Jawa-250/633 1969 года изменила стандартному красному цвету, позади Jawa-250/350 1953 модельного года


В 1973 году инженеры Jawa разработали новую модель - Jawa-350/634, она оснащалась только 350-кубовыми двигателями и производилась только для внутреннего рынка. Основные модели завода с середины 1960-х - Jawa-250/559 и Jawa-350/354 Californian, унифицированные конструкции с двигателями разной мощности


Линейка мотоциклов Jawa Monark для передвижения по пересечённой местности с двигателями в 250 и 350 кубиков. Интересной особенностью данной модели была возможность присоединения боковых лыж для передвижения по неглубокому снегу


Вариант с коляской Jawa-350 Velorex-562 1976 модельного года. Не знаю насколько много производили мотоциклов с коляской, но я увидел сие чудо только в музее, Jawa в моём детсве и юности  - это двухколёсный мотоцикл)


Jawa 350/634 1983 года в трёхцветной окраске - чёрные рама и нижняя часть коляски, основной красный и кремовые крылья. Стильный мотоцикл без всяких сомнений


Jawa-350 1985-го модельного года получила новые цилиндры из алюминиевого сплава и некоторые изменения стиля


В 1990-м году вышла новая модификация Jawa-350 с коляской, новые дизайн, двигатель и электрооборудование отличали её от прежней модели


От красного к чёрному - мотоциклы BMW также составляют большую долю коллекции музея. BMW R-71 - тяжёлый дорожный мотоцикл, выпускался с 1938 по 1941 годы, являлся основным мотоциклом Вермахта в годы войны, эта модель явилась основой для производства советского мотоцикла М-72, родоначальника тяжёлых мотоциклов марок "Урал" и "Днепр". Здесь же несколько экземпляров модели R-35, выпускавшейся с 1937 по 1943 годы, а также её копия EMW, выпускавшаяся на заводе в Айзенахе (ГДР) до 1955 года и отличавшаяся красными секторами в эмблеме вместо синих


Одна из первых моделей мотоциклов BMW - R-42 увидела свет в 1926 году и производилась до 1929-го. Далее, самый маленький в линейке мотоциклов - BMW R-2, выпускавшийся с 1931 по 1936 годы. BMW R-12 (1935-1942) был выпущен большой серией в 36000 экземпляров, как в гражданской, так и в военной версии. На мотоцикле этой модели немец Эрнст Хенне в 1937 году установил рекорд скорости в 279,5 км/ч, продержавшийся 14 лет. В экспозиции также мотоцикл AWO-425, выпускавшийся в Зуле (ГДР) с 1950 по 1962 годы на заводах Simson


Пара двигателей выставлена отдельно. КМЗ-153.901 М - для мотоциклов сопровождения правительственных делегаций, выпускаемых Киевским мотозаводом


Одноцилиндровый двигатель английской компании JA Prestwich Industries, таким комплектовались многие модели мотоциклов известных марок первой половины XX века


Не обошлось в экспозиции без "динозавров" мотостроения. Одноцилиндровый британский Humber середины 1920-х и четырёхцилиндровый(!!!) бельгийский FN Four конца 1910-х с рядным расположением цилиндров


Indian Model G Big-Twin 1915 года быстро заняла лидирующие позиции в США, единственная модель того времени с электрическими фарами и стартером и военная версия Indian 741B Scout


Гражданская версия Indian 741 Scout и Harley-Davidson AA - ещё пара американцев в коллекции музея


И, в конце рассказа о мотоциклах - приятный бонус из коллекции музея. Среди развала Яв расположилась пара болидов Формулы-1 команды четырёхкратного чемпиона мира Алена Проста Prost Grand Prix. Prost AP01 участвовал в гонках в 1998 году, оснащён 10-цилиндровым V-образным двигателем Peugeot объёмом 3 литра


Prost AP04 - участник гонок 2001 года, оснащался V-образной трёхлитровой десяткой Ferrari 049 под маркой Acer, рядом с болидом восковой Ален Прост


Экспонатов в музее великое множество и у каждого своя история. Время летит незаметно и, как мне кажется, за один день вдумчиво такой музей обойти невозможно. Огромная благодарность его создателю и всем тем людям, кто вкладывает свои средства, умения и саму жизнь в сохранение технических атрибутов истории. А следущий рассказ о экспозиции музея будет посвящён бронетехнике и танкам, коих здесь также хватает

мотоциклы, музей, Иж-Триал, ЗиФ, Иж-Планета, Л-300, humber, Урал, indian, bmw, Днепр, formula-1, ИМЗ, КМЗ, Муравей, АМ-600, bsa, Турист, Тула, Минск, мотоколяска, Иж-Юпитер, Вятка, Рига, harley-davidson, Музей техники Вадима Задорожного, jawa, fn four, история, Электрон, Москва, Иж, техника

Previous post Next post
Up