Подготовка к третьей жизни

May 30, 2015 21:50

Обычно самолёты имеют одну жизнь. Выйдя из цехов сборочного завода они эксплуатируются до списания и затем утилизируются. Некоторые обретают вторую жизнь становясь памятниками, гостиницами, ресторанами или аттракционами. Но иногда и забытый в глуши заброшенного детского лагеря борт может обрести и третью новую жизнь, и избежать гильотины и переплавки на пивные банки



Самолёт Ту-104А СССР-42365 был выпущен омским ПО "Полёт" в 1958 году и передан в эксплуатацию в Иркутский объединённый авиаотряд Аэрофлота. Менее чем через год борт был переведён в Толмачёвский ОАО, где пролетал до списания в 1978 году. Перед списанием самолёт перегнали в томский аэропорт Богашёво, где с него были сняты двигатели и часть оборудования, а сам борт передали на баланс Томского приборного завода, который транспортировал его в свой детский лагерь возле деревни Заварзино, где в салоне обустроили детский кинотеатр. Лагерь прекратил свою работу в 2006 году и стал переходить от собственника к собственнику. Один из них - Сибирская аграрная компания, решила построить на территории бывшего лагеря нечто новое, а её генеральный директор - Андрей Тютюшев решил сохранить самолёт и переместить его на новое место - в посёлок Элеонор у северо-западного выезда из Томска. Так как целиком транспортировать лайнер вокруг Томска не представляется возможным, его было решено разобрать и перевезти по частям. Работы начались в 2014 году, а на момент нашего приезда в Юбилейный концевые части крыла и хвостовая часть фюзеляжа с оперением уже были вывезены на новое место, а оставшаяся часть самолёта была разобрана на составляющие


Правая мотогондола с корневой частью крыла и гондолой шасси


Одно из колёс шасси лежит рядом


На фюзеляже наглядно видно насколько широко крыло в своей корневой части


Левая мотогондола и корневая часть левого полукрыла с гондолой шасси, хорошо видно канал воздухозаборника двигателя проложенный сквозь силовой набор крыла


Установлены кронштейны под крюки, всё готово для перевозки


Даже в таком виде чувствуется работа человека при проектировании, а не точный компьютерный расчёт


Задняя часть левой мотогондолы лежит неподалёку


Фюзеляж разобран на три части по заводским стыкам. В наличии основной отсек с пассажирским салоном...


...и передний отсек с кабиной экипажа


Всё уже также подготовлено к транспортировке. С переднего отсека воизбежание повреждения снят обтекатель антенны метеолокатора


Диаметр фюзеляжа Ту-104 - 3,5 метра, хорошо виден на стыке, при этом было довольно много пространства и под полом для багажа и грузов


Если в салоне мало что осталось от отделки и оборудования, то в "подвале" много чего осталось нетронутым


Поднимемся в салон, судя по антуражу я бы сказал что это было кафе а не кинотеатр


Вся внутренняя отделка была выполнена довольно качественно, но какой был смысл менять родную - непонятно


В задних туалетах всё демонтировано, да и было ли что на месте не известно


Теперь посмотрим наполнение и степень разорения кабины экипажа. Проникать пришлось через разбитый блистер штурмана


В кабине снято всё что возможно кроме штурвальных колонок


Место КВС поближе, пол как то странно вырезан, консервным ножом что-ли)


На месте второго пилота такая же картина


Слева в полу кабины окошко визуального контроля положения шасси, справа - лючок для механического выталкивания передней опоры шасси в случае отказа гидравлики


Пора на выход, всё также через блистер кабины штурмана)


На стыке хорошо видно силовой набор шпангоута и огромное количество различных коммуникаций, проходящих под полом


Хочется надеятся что транспортировка и сборка на новом месте пройдут успешно. А людям, сохранившим этот борт в целости выражаю огромную благодарность за их полезное дело. Спасибо Вам за сохранение истории нашей авиации!

история, Аэрофлот, aviation, Ту-104, Томск, Туполев, авиация

Previous post Next post
Up