Обычно самолёты имеют одну жизнь. Выйдя из цехов сборочного завода они эксплуатируются до списания и затем утилизируются. Некоторые обретают вторую жизнь становясь памятниками, гостиницами, ресторанами или аттракционами. Но иногда и забытый в глуши заброшенного детского лагеря борт может обрести и третью новую жизнь, и избежать гильотины и переплавки на пивные банки
Самолёт Ту-104А СССР-42365 был выпущен омским ПО "Полёт" в 1958 году и передан в эксплуатацию в Иркутский объединённый авиаотряд Аэрофлота. Менее чем через год борт был переведён в Толмачёвский ОАО, где пролетал до списания в 1978 году. Перед списанием самолёт перегнали в томский аэропорт Богашёво, где с него были сняты двигатели и часть оборудования, а сам борт передали на баланс Томского приборного завода, который транспортировал его в свой детский лагерь возле деревни Заварзино, где в салоне обустроили детский кинотеатр. Лагерь прекратил свою работу в 2006 году и стал переходить от собственника к собственнику. Один из них - Сибирская аграрная компания, решила построить на территории бывшего лагеря нечто новое, а её генеральный директор - Андрей Тютюшев решил сохранить самолёт и переместить его на новое место - в посёлок Элеонор у северо-западного выезда из Томска. Так как целиком транспортировать лайнер вокруг Томска не представляется возможным, его было решено разобрать и перевезти по частям. Работы начались в 2014 году, а на момент нашего приезда в Юбилейный концевые части крыла и хвостовая часть фюзеляжа с оперением уже были вывезены на новое место, а оставшаяся часть самолёта была разобрана на составляющие
Правая мотогондола с корневой частью крыла и гондолой шасси
Одно из колёс шасси лежит рядом
На фюзеляже наглядно видно насколько широко крыло в своей корневой части
Левая мотогондола и корневая часть левого полукрыла с гондолой шасси, хорошо видно канал воздухозаборника двигателя проложенный сквозь силовой набор крыла
Установлены кронштейны под крюки, всё готово для перевозки
Даже в таком виде чувствуется работа человека при проектировании, а не точный компьютерный расчёт
Задняя часть левой мотогондолы лежит неподалёку
Фюзеляж разобран на три части по заводским стыкам. В наличии основной отсек с пассажирским салоном...
...и передний отсек с кабиной экипажа
Всё уже также подготовлено к транспортировке. С переднего отсека воизбежание повреждения снят обтекатель антенны метеолокатора
Диаметр фюзеляжа Ту-104 - 3,5 метра, хорошо виден на стыке, при этом было довольно много пространства и под полом для багажа и грузов
Если в салоне мало что осталось от отделки и оборудования, то в "подвале" много чего осталось нетронутым
Поднимемся в салон, судя по антуражу я бы сказал что это было кафе а не кинотеатр
Вся внутренняя отделка была выполнена довольно качественно, но какой был смысл менять родную - непонятно
В задних туалетах всё демонтировано, да и было ли что на месте не известно
Теперь посмотрим наполнение и степень разорения кабины экипажа. Проникать пришлось через разбитый блистер штурмана
В кабине снято всё что возможно кроме штурвальных колонок
Место КВС поближе, пол как то странно вырезан, консервным ножом что-ли)
На месте второго пилота такая же картина
Слева в полу кабины окошко визуального контроля положения шасси, справа - лючок для механического выталкивания передней опоры шасси в случае отказа гидравлики
Пора на выход, всё также через блистер кабины штурмана)
На стыке хорошо видно силовой набор шпангоута и огромное количество различных коммуникаций, проходящих под полом
Хочется надеятся что транспортировка и сборка на новом месте пройдут успешно. А людям, сохранившим этот борт в целости выражаю огромную благодарность за их полезное дело. Спасибо Вам за сохранение истории нашей авиации!