Этот пост - продолжение рассказа о посещении музея томского аэропорта Богашёво, начало:
https://macusima.livejournal.com/35690.html После Як-40 мы направились ко втрому экспонату музея, находящемуся на перроне аэропорта - лайнеру Ту-154М
Начал накрапывать дождик, поэтому осмотр начали с салона и кабины пилотов. Судя по памятке в салоне этот самолёт в музее с 2012 года
Если подробнее окунуться в историю борта, то он был выпущен самарским авиазаводом в 1990 году и поступил в Магаданский объединённый авиаотряд Аэрофлота под регистрацией СССР-85685. В начале 1992 года борт на два года был сдан в лизинг авиакомпании Трансаэро и летал под её флагом, а после 1994 года стоял на хранении в Магадане и числился в авиакомпании Мавиал - Магаданские Авиалинии. С 1998 года в собственности у авиакомпании Владивосток Авиа, перерегистрирован как RA-85685, эксплуатировался в течении 10 лет. С 2008 года летал в UTair, которая и передала его в музей Богашёво в декабре 2011 года, на борту есть соответсвующая табличка
В самолёт попадаем через левую переднюю дверь
Из интересностей переднего тамбура - аппаратура воспроизведения неких записей по трансляции в салон, возможно фоновой музыки или ещё чего, хотя сколько я летал на Ту-154, все объявления делали бортпроводники и никакой музыки не было
В первом салоне
Дверь в среднем тамбуре
Встроеные в перегородку шкафы под спасательное и бортовое оборудование
С противоположной стороны - средняя кухня, часть оборудования демонтирована
Далее - второй салон. Оба салона в конфигурации "эконом" 3+3
Пробежимся по санузлам. В задних тесновато...
...зато передний - просторней некуда
Заглянем в кабину. В целом всё комплектно, за исключением нескольких приборов, на местах которых - заглушки
На верхней панели отсутствует пульт управления курсовой системой ТКС
На панели бортинженера кроме часов АЧС всё на месте. Почему-то часы со списанной авиатехники всегда пропадают в первую очередь)
На улице закончился дождик, оставив на фюзеляже водяные "пупырышки"
Силами ИАС борт также приобрёл окраску советского Аэрофлота
Вернули и регистационный номер СССР и красный флаг на киле, только серп и молот где-то потерялись
Алексей чего-то разглядывает в нише передней опоры шасси
Да, очевидно отсутствие какого-то агрегата гидросистемы
Надо отметить, что нам очень повезло с экскурсоводом, так как в его роли был начальник службы ИАС аэропорта Константин Радиевич Семёнов. Благодаря ему я теперь знаю что у Ту-154 можно грубо оценить количество топлива в баках не заходя в самолёт, ибо есть специальные мерные линейки в каждом баке
Линейки проградуированы в килограммах с ценой деления в 200 кг
На этом мы закончили осмотр и пешком отправились к остальным экспонатам музея оставив в покое пару этих красавцев made in USSR
По пути попался в кадр садящийся Ан-24РВ RA-49278 авиакомпании Турухан, вылет которого снимал утром
Проходя мимо "железного ряда" сделал ещё несколько снимков. Ан-24РВ RA-46627 трудился сначала в Томском ОАО Аэрофлота, а затем в ТомскАвиа с 1973 года
Ещё дольше - с 1972 года трудился Ан-24РВ RA-47254, это самый старый борт в авиакомпании. За ним виден хвост Ан-26-100 RA-26688, летавшего с 1980 года, справа - куча фюзеляжей Ан-2, слева виден передвижной теплый бокс для ремонта двигателей Ан-2
И последний в "железном ряду" - колпашевский Як-40 RA-87232, 1975 года выпуска
За это время Турухан освободил ВПП и рулит по РД А
Борт тоже не молодой, летает с 1974 года, начинал в румынской Tarom, затем летал в Красэйре, СИАТе, Катэкавиа
Три Турухана на стоянке)
Первый - Ан-24РВ RA-46604, выпущен в 1973 году, до Турухана летал в Кемеровском ОАО Аэрофлота, Кемеровском авиапредприятии, авиакомпании C-Air, СИАТе и Катэкавиа. Причём логотип последней авиакомпании всё ещё на фюзеляже
При таком ракурсе отлично видно геометрию крыла Ан-24 - ровный центроплан и законцовки с отрицательным углом установки
Второй в ряду - Ан-24РВ RA-46520, также 1973 года выпуска, летал в Балаковском ОАО Аэрофлота, авиакомпании СКОЛ, СИАТе и Катэкавиа
Третьим стоял уже не однажды упомянутый RA-49278, куда мы с разрешения экипажа заглянули. В заднем багажнике заглушки и самописец
В пассажирском салоне кресла явно из "тушек", на антоновских спинки пониже будут
Кабина самолета 1970-х с новшествами из 2010-х)
На верхней панели новшеств нет
Рабочее место второго пилота
Идём дальше. Ангар в Богашёво построен под Ан-24, с вырезом под киль
Рядом ящики с двигателями, некоторые вскрыты. Турбовинтовой двигатель АИ-24 со снятым редуктором
Он же, вид сзади. Видна крыльчатка турбины
Следующие экспонаты находятся также на служебной территории аэропорта у здания ИАС. С них музей начинался, но мы осмотр ими заканчиваем. Здесь, помимо самолётов, представлен аэродромный пожарный супертяжеловес АА-60, созданый на базе военного тягача МАЗ-543/7310 "Ураган"
Самолёт-памятник Ан-24Б СССР-47826 эксплуатировался в Томском ОАО Аэрофлота, а затем в ТомскАвиа с 1971 по 2006 год, установлен в музее в 2010 году
Рядом установлен Let L-410UVP СССР-67317
Борт летал в Томском ОАО Аэрофлота с 1982 по 1995 год, был списан "по экономической нецелесообразности". Сегодня такие снова строят для российских авиакомпаний, по видимому появилась "целесообразность"
Завершающим стал Ан-2Р СССР-07619
История борта на именной табличке
Заглянем внутрь. Хвостовой отсек с колодками, швабрами и капотом двигателя прозапас
Панель приборов в кабине вполне комплектна
Рабочее место КВС не богато
У второго пилота ещё по проще
На этом осмотр экспозиции завершился. Большое спасибо Алексею (
untt) за организацию и сопровождение, начальнику ИАС аэропорта Семёнову К.Р. за отличную и интересную экскурсию и огромная благодарность администрации аэропорта Томск за сохранение авиационного прошлого нашей страны и возможность к нему прикоснуться!