13 сентября 2013 года в Толмачёво состоялся очередной официальный споттинг. Любители и профессионалы авиационной фотографии вновь собрались вместе чтобы пообщаться за занятием любимым делом - съёмкой крылатых птиц.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16167/293618201.4/0_eae3f_a3fa1026_orig.jpg)
На перрон вышли раненько утром, но снять в полутьме рассвета что-либо моя техника не позволила. Первый удачный снимок - Boeing 747-4R7F LX-VCV авиакомпании Cargolux, носящий имя "City Of Walferdange", рулящий на исполнительный старт ВПП25.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/10138/293618201.3/0_eae18_e5391e21_orig.jpg)
Этот борт был выпущен в 2005 году сразу в грузовой версии для Cargolux, где и летает по сей день.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15573/293618201.3/0_eae19_c3e610d_orig.jpg)
Восходящее солнце начинает окрашивать всё вокруг в цвета рассвета. Две вышки КДП - старая поменьше, новая побольше. В маленькой вышке сейчас находится ПДСП - производственно-диспетчерская служба перевозок аэропорта, отвечающая за обслуживание рейса на земле, обеспечение его всем необходимым - от заправки и уборки до посадки пассажиров и буксировки на место запуска. В высокой вышке находятся рабочие места диспетчеров руления и КДП. Диспетчер руления ответственен за безопасное руление воздушного судна от места стоянки до линии предварительного старта перед ВПП. Диспетчер КДП отвечает за безопасность самолётов на ВПП, выдерживает безопасные интервалы между взлётно-посадочными операциями, разрешает взлёт и посадку воздушных судов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15572/293618201.3/0_eae1a_5818198e_orig.jpg)
Но вновь вернёмся к ВПП. Начал разбег Boeing 737-5L9 UR-GBB авиакомпании "Международные Авиалинии Украины", рейса Новосибирск (Толмачёво) - Киев (Борисполь). Этот борт был выпущен в 1997 году и эксплуатировался датскими авиакомпаниями Maersk Air, Fly-DBA, Sterling Airlines. В 2007 году самолёт начала использовать украинская авиакомпания "Днипроавиа" с регистрацией UR-DNC, а в 2013 году он был передан в "МАУ" и сменил регистрацию на UR-GBB.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15493/293618201.3/0_eae1b_69e03497_orig.jpg)
Из Москвы прилетел Boeing 757-230 RA-73012 авиакомпании "VIM Авиа" и остановился на перроне в ожидании тягача для постановки на место стоянки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15542/293618201.3/0_eae1c_bdb0f2f9_orig.jpg)
Авиакомпания Трансаэро утром летает в Новосибирск из двух московских аэропортов - Внуково и Домодедово, что, вероятно, очень удобно в плане выбора стыковочных рейсов для пассажиров. Причём летом, в пик сезона перевозок домодедовский рейс обычно выполняется на широкофюзеляжных воздушных судах Boeing 767 или 777. Садится Boeing 737-5K5 VP-BPD рейса из Внуково.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3413/293618201.3/0_eae1d_c93b7f3a_orig.jpg)
И через несколько минут на исполнительный выруливает Boeing 777-222 EI-UNZ авиакомпании Трансаэро, конечной точкой маршрута которого является московский аэропорт Домодедово.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15552/293618201.3/0_eae1e_65864607_orig.jpg)
Военные порадовали грузовиком Ил-76МД RA-78778, выпущеном в 1988 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5906/293618201.3/0_eae1f_6d6ce6d8_orig.jpg)
Любой военный борт - большая удача для споттера, посему все камеры следят за Илюхой)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/293618201.3/0_eae20_2491e82f_orig.jpg)
Ещё один гость из Москвы, на этот раз из Шереметьево - Airbus A320-214 VQ-BAZ авиакомпании Аэрофлот, носящий имя академика, географа и писателя Владимира Обручева. Этот борт строился по заказу Аэрофлота и был передан заказчику в 2009 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15488/293618201.3/0_eae21_dc4dfdf1_orig.jpg)
Интересным моментом споттинга был визит в Толмачёво Airbus A321-231 HL-8280 авиакомпании Asiana Airlines, нового борта, парегонявшегося с завода в Тулузе к заказчику в Сеул. Но, к сожалению, фото борта у меня не получилось, зато есть видео взлёта:
Click to view
Гость с северов - Boeing 737-76Q VQ-BEO авиакомпании Мирнинское Авиапредприятие-Алроса за секунду до касания.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5809/293618201.3/0_eae22_49307936_orig.jpg)
Этот борт был выпущен в 2004 году и передан в эксплуатацию авиакомпании Air Berlin, где пролетал 5 лет. С 2009 года он летает в российской авиакомпании Якутия, которая, в свою очередь, сдала его в лизинг своим коллегам по "северному" небу авиакомпании Алроса в 2013 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3112/293618201.3/0_eae23_316d8de9_orig.jpg)
Остановка на перроне перед буксировкой на стоянку, лого Якутии на борту выдаёт хозяина борта.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4014/293618201.3/0_eae24_9a483e1e_orig.jpg)
Тягач подцеплен, буксировка началась. Техники, идущие под законцовками крыла контролируют отсутствие препятствий по маршруту. Хорошая мера безопасности после ряда "интересных" случаев.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5809/293618201.3/0_eae25_ade2cc17_orig.jpg)
Из солнечной Антальи прилетел Boeing 737-82R TC-CPF авиакомпании Pegasus Airlines.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4412/293618201.3/0_eae26_613f6ebb_orig.jpg)
Самолёт очень свежий, 2012 года выпуска.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16130/293618201.3/0_eae27_de890ce9_orig.jpg)
Этот тип - основной во флоте авиакомпании, Pegasus Airlines эксплуатирует 47 Boeing 737-800 и 4 Airbus A320.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15542/293618201.3/0_eae28_3d8edd36_orig.jpg)
Многие самолёты Pegasus имеют имена, этот назван женским именем Zeynep. Судя по флоту Air Astana - это похоже традиция для некоторых стран азии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5815/293618201.3/0_eae29_8a6e1d5b_orig.jpg)
Окрас своеобразный, но крылатого коня на киле явно не хватает)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15567/293618201.3/0_eae2a_bfeb5019_orig.jpg)
Пока мы снимали прилёт потихонечку начался вылет) VIM Авиа порилили на полосу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15510/293618201.3/0_eae2b_fb0f4bc1_orig.jpg)
Видео взлёта:
Click to view
Китайская дочка Hainan Airlines, грузовой перевозчик Yangtze River Express порадовал нас своим Boeing 747-481BDSF B-2432, который совсем недавно попадал в мой объектив.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/293618201.3/0_eae2c_46d36dee_orig.jpg)
Пока "Джамбо" переруливает с РД D на РД C на исполнительном старте появился туристовоз Boeing 767-304ER VP-BOQ авиакомпании Nordwind Airlines.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3003/293618201.3/0_eae2d_750a3d3c_orig.jpg)
Самолёт был выпущен в 1997 году, сначала он летал в цветах британской авиакомпании Britannia Airways, затем с 2005 года трудился в Thomson Airways, где получил замечательное отличие от многих своих собратьев - винглеты, для 767-го редкое явление в России. С июня 2013 года борт трудится в авиакомпании Nordwind Airlines.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16184/293618201.3/0_eae2e_58c85569_orig.jpg)
Пропустив туристов в тепло, на полосе вновь появляется китайский грузовик. Кстати, по наличию/отсутствию носового грузолюка можно определить в большинстве случаев был ли 747-й ранее пассажирским или сразу был построен грузовиком.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3106/293618201.3/0_eae2f_2b08bb18_orig.jpg)
На этом самолёте видно, что носового люка нет, есть только боковая грузовая дверь в фюзеляже, это говорит о том что он ранее был пассажирским.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3413/293618201.3/0_eae30_4afdaddc_orig.jpg)
Так и есть, построенный в 1998 году, до 2007 он трудился в японской All Nippon Airways, затем год в Air Atlanta Icelandic и лишь затем был конвертирован в грузовик и начал полёты в Yangtze River Express.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16170/293618201.3/0_eae31_207e8de9_orig.jpg)
Все борты авиакомпании немного отличаются ливреями, эта же, как мне кажется, самая красивая.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3208/293618201.3/0_eae32_80020d6e_orig.jpg)
Споттинг споттера)))
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3013/293618201.3/0_eae33_f3443bba_orig.jpg)
Аэрофлот полетел домой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4423/293618201.3/0_eae34_db5821f0_orig.jpg)
День был везучим на китайские грузовики. Boeing 747-412BCF B-2453 авиакомпании Air China Cargo.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15493/293618201.3/0_eae35_d1dc74c7_orig.jpg)
Самолёт был выпущен в 1993 году для Singapore Airlines, где трудился в течении 25 лет перевозя пассажиров, после чего, в 2008 году был конвертирован в грузовик и эксплуатировался Cathay Pacific. В Air China Cargo с 2012 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3411/293618201.3/0_eae36_ab65f3c1_orig.jpg)
Из Югры привёз пассажиров ATR-72-212A (72-500) VQ-BLN авиакомпании UTair Express. Боковой ветерок при посадке чувствуется)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15591/293618201.3/0_eae37_54649f83_orig.jpg)
Борт 2011-го года выпуска, свежий, ЮТэкс - первый эксплуатант.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16132/293618201.3/0_eae38_525c49bc_orig.jpg)
Интересное сооружение - газоотбойник на гоночной стоянке. Служит для отклонения и рассеивания реактивной струи от двигателей при их гонки в целях безопасности.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15561/293618201.4/0_eae3a_5724d1f0_orig.jpg)
А это - швартовочный трос, чтоб удерживать самолёт во время гонки двигателя, тормозов то не особо хватит при максимальном режиме.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15543/293618201.4/0_eae3b_3e72b919_orig.jpg)
День грузовиков продолжается - на стоянке 35 исполин Ан-124-100 RA-82043 авиакомпании Волга-Днепр.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15502/293618201.3/0_eae39_3dedf269_orig.jpg)
Первый полёт этого борта состоялся в конце 1991 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5608/293618201.4/0_eae3c_963376f5_orig.jpg)
Красота силы впечатляет!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3002/293618201.4/0_eae3d_70faed36_orig.jpg)
Ещё немного аэродромного антуража - старый и новый аэродромные радиолокаторы. Старый радиолокатор был скрыт под радиопрозрачным куполом, сегодня внутри пусто, антенна демонтирована, возможно под куполом будет установлено другое оборудование. Новый локатор на мачте - Лира-10А, производства Лианозовского электромеханического завода корпорации "Алмаз-Антей" современное цифровое оборудование, установлен в 2011 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5908/293618201.4/0_eae3e_78021aac_orig.jpg)
Гость с юга - Boeing 737-59D EX-37501 авиакомпании Kyrgyzstan, привёз пассажиров из столицы Киргизии Бишкека.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3100/293618201.4/0_eae40_4fd19341_orig.jpg)
Этот самолёт имеет богатый послужной список. Выпущен в 1991 году, летал в шведской авиакомпании Linjeflyg, затем был в лизинге у польской LOT. В 1993-м начал эксплуатироваться в British Midland Airways, где пролетал 5 лет. Затем год в Sterling Airlines и год в Lithuanian Airlines. С 2000-го по 2008-й летал в British Airlines, затем был на хранении в Белграде. У киргизов с 2011 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5/293618201.4/0_eae42_151c974e_orig.jpg)
Джамбонос)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/293618201.4/0_eae41_9281d213_orig.jpg)
А вот и бизнес авиация - Dassault Falcon 900EX RA-09008 авиакомпании Газпромавиа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3013/293618201.4/0_eae43_b30d01aa_orig.jpg)
Замена Ан-24 для региональных авиакомпаний - Ан-148-100Е RA-61711 авиакомпании Ангара, названый в честь русского учёного-латиноамериканиста Юрия Зубрицкого. Интересен тот факт, что превоначально борт предназначался для воронежской авиакомпании Полёт и был окрашен в её фирменые цвета, но не сложилось. И теперь борт носит красивые цвета Ангары и возит пассажиров под её флагом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15591/293618201.4/0_eae44_27c51553_orig.jpg)
Из Томска прибыла Cessna 208B Grand Caravan RA-67443 авиакомпании Томск Авиа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15567/293618201.4/0_eae46_c70a98e1_orig.jpg)
Этот борт - один из трёх аналогичных, приобретённых Томск Авиа при господдержке для развития авиации в регионе, именно он совершил первый коммерческий рейс Томск Авиа на Cessna в Горно-Алтайск 8 марта 2013 года. Подробнее об этом у коллеги:
http://untt.livejournal.com/5462.html ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15533/293618201.4/0_eae47_298d5e40_orig.jpg)
Пока Cessna парковалась, можно посмотреть на ещё один борт национального перевозчика - Airbus A320-214 VP-BWE авиакомпании Аэрофлот, носящий имя "Николай Римский-Корсаков".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5819/293618201.4/0_eae48_55ff6893_orig.jpg)
Борт 2003 года выпуска, построен по заказу Аэрофлота, был передан заказчику в ноябре 2003-го. Всё-таки интересные цвета выбрали для окраски нацпербортов - и синий-не синий и серебристый непонятного оттенка, большой головняк для моделистов, как мне кажется (сам сталкивался).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15504/293618201.4/0_eae49_edde13be_orig.jpg)
Вернёмся к Cessne, это новинка для Толмачёво, поэтому самолёт для споттеров представляет большой интерес. Кстати, такой-же бортовой номер носил L-410 Костромского авиапредприятия, эксплуатировавшийся там в 1994 году, а затем переданный в лизинг в Африку.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15548/293618201.4/0_eae4a_c58f40e6_orig.jpg)
Непривычно выглядит заправка топливом в крыльевой бак с помощью пистолета. Эффектная выхлопуха и "привет экологам" на борту)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15521/293618201.4/0_eae4b_6f3f2759_orig.jpg)
Аэропорт живёт своей жизнью - посадка на рейс до Москвы в Airbus A320-214 VP-BMW авиакомпании Уральские Авиалинии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/293618201.4/0_eae4c_e5d0b9b9_orig.jpg)
На вылет порулил Bombardier CRJ-100ER VP-BVK авиакомпании Руслайн.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15494/293618201.4/0_eae4d_218c2faa_orig.jpg)
Самолёт был выпущен в 2000 году по заказу американского регионального перевозчика Comair, дочки авиакомпании Delta. В США эксплуатировался до 2012 года, затем был законсервирован. С лета 2013 года летает в компании Руслайн - единственного оператора CRJ-100 в России.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15500/293618201.4/0_eae4e_ae18e937_orig.jpg)
Вот такой вот замечательный выдался официальный споттинг. Огромная благодарность пресс-службе международного аэропорта Толмачёво и лично Ирине Шавшиной за предоставленную возможность съёмок.
На этом день не закончился, был ещё отличный ангар-споттинг, но об этом в следующем посте)