Три дня с Патрикеем. Часть вторая. Союз Рыжих.

Dec 07, 2014 22:22

Как и обещал, продолжим прогулки с лисом из заповедника Брянский Лес.
Сегодня нас с Патрикеем должны посетить ученые-биологи и надо прибраться на лесном кордоне и его окрестностях. Ночью под окна опять приходило стадо кабанов. Вместе с лисом они поели овса, раскидали по двору подмороженную картошку и морковь, пожевали и закинули к дровнику казенные инспекторские сапоги. Прислонив фонарик к стеклу я долго наблюдал за этой молодежной лесной дискотекой, даже сделал несколько кадров при помощи светодиода и новой камеры. Но утром лис как ни в чем не бывало демонстрирует ангельское послушание, с хитрым прищуром глядя на утреннее солнце.






Утренняя тень от близкой стены леса делит нашу поляну пополам. В тенистой части, на опушке опять медленно бредут зубры. Пар от дыхания окутывает их монументальные лица и тронутые инеем бороды. Я вспоминаю, как учил меня знаменитый ученый Заблоцкий различать зубров и бизонов. "Зубр - лесной зверь. Он должен легко проникать через частокол деревьев, поэтому тонкий, как бы сплюснутый с боков. А бизон - житель равнин, степей и прерий. Он широкий, лобастый, с огромной головой. " - рассказывал Михаил Александрович. А потом вспомнились первые юнатские экспедиции, ночевки в палатках и рыжебородый молодой педагог, без которого не было бы ничего у меня и никакого "сегодня".







Воспоминания прервал вездесущий лис. Утренний туалет и уборка территории плавно превратилась в у Патрикея в традиционное пополнение продовольственных запасов.




Вот опять неоткрытую банку стратегического запаса утащил. Попил кефир из кошачей миски и обсудил с заместителем директора по науке Леной Ситниковой актуальные вопросы рациона питания обыкновенной лисицы (Vulpes vulpes) в Европейской части России.







Елена Федоровна работает настоящим полевым зоологом. Она может одна в лесу идти по петляющему следу вставшего из берлоги медведя (тропить). Или голосом призвать стаю волков, подражаю их вою (вабить). Еще Лена умеет отличать при помощи специального оборудования голоса летучих мышей и читает следы животных как открытую книгу. И еще - Лена очень любит кошек, а это многое значит. Ее улыбка сразу настраивает на позитивные, радостные мысли. Сегодня мне повезло, вместе мы отправляемся осматривать генетические ловушки, значит будет интересный рассказ.




Если в лесу нам попадется квадратная площадка, по контуру обнесенная на определенной высоте колючей проволокой, то это не браконьерская засада. Это генетическая ловушка на медведя. Медведь приходит на любимое им место, проходит под проволокой и касается ее шерстью. В этот момент его фотографирует автоматическая фотокамера. У ученых остается портрет мишки и его генетический паспорт. Так можно узнать сколько медведей в заповеднике, как и куда они перемещаются и в каком родстве состоят с другими медведями Европы и Азии.




Если звери забрели на площадку, Лена конечно довольна результатом, прямо светится. Появились новые исследовательские материалы ее проекта "Остров Медведей".




Но не только медведи приходят на любимые места. Недалеко от кордона происходит тайная лесная жизнь, невидимая глазу. Кабаны, енотовидные собаки, лисы и олени, глухари - все они приходят на такие приметные лесные перекрестки. А вот чтобы найти эти перекрестки, надо обладать знаниями следопыта.




Приближается зима, медведи легли в спячку раньше, чем в прошлом году. Мы снимаем оборудование с ловушек, сматываем колючую проволоку. Оставляем только фотоаппараты около лесных рек, где обязательно появятся выдры. Спешим, ведь надо еще выдать зубрам корм и лекарство, принять пришедшую машину овса для зубров, коня Буяна и кабанов. Работа в заповеднике - это не благодушная медитация на лесных тропинках. Это четко работающий механизм предприятия. Водители и механики ремонтируют машины, бухгалтера считают деньги, инспектора патрулируют территорию в любую погоду. Зуброводы ухаживают за животными, ученые занимаются исследованиями, экскурсоводы работают с посетителями экологических троп. И даже кот Дымок едет инспектировать прибывшие корма. Вдруг в зерне окажется домовая мышь? Непорядок.







На подкормочной площадке разделяет и властвует зубровод Борисыч. Специальным сигналом зовет он своих подопечных на обед. Зимой это просто сделать, а летом стадо по две недели не выходит к людям, один раз они даже ушли за много километров от территории заповедника. И сейчас два самца находятся в странствии.




Указания зубровода стоит выполнять бесприкословно, чтобы присутствовать при кормлении. Он знает, кто из стада сегодня является доминантной самкой в общине, кто просто дуреет от переполняющих его чувств, кто ослаб и требует лакомства. Иначе вместо подшерстка соперницы на рогах зубрицы может появиться камера незадачливого любителя природы.




Только на третий день зубры привыкли ко мне и я стал свободно перемещаться среди гигантов. Все время сканирую пространство, держу дистанцию, обращаю внимание на ситуацию за спиной. Лена тоже опасливо обходит зубрицу стороной. Ведь только что под видом лакомства она заставила ее съесть невкусное лекарство от глистов.




Кто там Фейша, где ее дочь Фейка (клички зубров) и как зовут самую главную, я пока не запомнил. Да и скипетр зубровода мне пока не доверили. Поэтому не рискнул покормить зубров яблоком, любимым лакомством.










Но все еще, надеюсь, впереди. А сейчас надо спешить, закатное солнце окрашивает осинник над рекой Солькой в оранжевые тона. Сытые зубры опять потянулись в лес. Уже где то готовится в путь машинист моей электрички на Брянск.




Патрикей провожает людей. Мы уходим из леса в свои дома, у кого поселковые на центральной усадьбе близ станции Нерусса, у кого городские. А они остаются у себя дома, в заповедном лесу.




P.S. На маленькой станции Нерусса в чистом опрятном вокзальчике я вновь прикоснулся к заповеднику. Со стен на меня смотрели знакомые пейзажи реки Неруссы, черный аист, выхухоль под водой, рассказ о истории Брянского леса.Их сделал брата Игоря, Николай Шпиленок. Значит, все таки можем! Не разбить, не испортить и исписать похабщиной. И пожелать счастливого пути....




охрана природы, фотография, заповедник, Брянский лес

Previous post Next post
Up