Когда бродишь по лесу с биноклем или фотоаппаратом, часто отмечаешь следы присутствия где-то рядом лесного гиганта. Вот большой раздвоенный след размером с днище ведерка - Он прошел. Вот молодая поросль как будто пострижена на высоте около двух метров - тоже Он. Ствол старой упавшей осины начисто ободран до желтого и приметно светится среди темных деревьев. Это тоже Его работа. На краю зарастающей вырубки великан облегчился, как будто рассыпал кулек “орехов”, которые будут лежать тут долго, может несколько лет. А потом услышал треснувшую под ногой ветку, учуял мой табачный дымок и рванул напрямик, через частокол молодого ивняка к болоту, дальше через топь на махах, да так что фонтаны воды скрыли методично работающие длинные ноги. Ведь встреча с человеком может стать последним впечатлением в жизни. Однако есть в России уникальное место, где гиганты без опаски идут на призывный возглас, ждут появления людей и следуют за ними по пятам, как за родной матерью.
Своим появлением Сумароковская лосиная ферма в Костромской области обязана одному неоднозначному проекту, который начал реализовываться в те далекие времена, когда существовал могучий Советский Союз, космонавты и ученые мечтали о яблоневых садах на Марсе и готовился поворот северных рек в южные пустыни. Задача стояла грандиозная - одомашнить лося, чтобы тучные стада диких лесных коров кочевали вместе с бригадами лесорубов. Если говорить коротко, то предполагалось, что лось будет кушать ветки малоценных мелколиственных пород прямо на лесосеке, давать целебное молоко, мясо, впрягаться в сани. Даже работы по созданию боевой лосиной кавалерии велись, но немного ранее - перед войной.
Прошли те времена, когда лосей методом кнута и пряника пытались приучить к стадному образу жизни, одомашнить. Выяснилось - лесной зверь не может жить взаперти, ему нужна свобода и возможность путешествовать, осваивать новые территории. Теперь лосиная ферма стала объектом туризма и экологического просвещения, лосихи живут на полувольном выпасе, свободно перемещаясь по территории заказника площадью в 40 000 га, крутят любовь с дикими самцами и приносят каждая по 2 ребенка в год.
Готовясь к съемке лосей я вспоминал опыт работы на территории питомников в Приокско-терассном заповеднике и в Усть - Буотаме в Якутии. Думал, как буду учитывать пугливость, соблюдать дистанцию, собирался уговорить персонал пустить меня внутрь загона одного - ведь сопровождающий часто ограничивает фотографа-натуралиста во времени и пространстве. Все оказалось значительно проще. Лоси не отгорожены от человека и могут, если им интересно, подойти к посетителю или работнику. Лося можно погладить, почесать за ушком, если дотянешься, а он поинтересуется содержимым карманов или сумки - вдруг там есть что-то вкусное.
На шее каждого взрослого зверя висит передатчик, который записывает трек и посылает сигнал на пеленгатор. Сотрудники всегда могут узнать, где на территории находится конкретная лосиха. Нужно это и для охраны. Каждый год какие-то отморозки пытаются проникнуть на территорию и отстрелить ставшего доверчивым лосика. Иногда это им удается.
.
Каждая лосиха или лосенок имеет имя, которое начинается с буквы матери. Поэтому (я могу ошибаться) но Ярвига, Якудза, Ярина, Яста, Ядра в какой то степени родственники, а Никандр и Лейка - представители других семейных династий.
Перед тем, как начать работать и искать самостоятельный контакт с лосиками, меня долго инструктировал Михаил, научный сотрудник Сумароковской лосефермы. Мы прошли по всем местам, по всем загонам. Михаил - можно сказать крестный отец всей этой большой семьи. Именно он принимает роды, именно у него в карманах всегда запас лакомой морковки для своих питомцев. Ему и дояркам достается вся лосиная любовь, он знает характер каждого и индивидуальные особенности. Как и человек, один лосиха не похож на другую. Та пуглива, а другой любопытен, третья охраняет свою любимую доярку от посягательств окружающих прямо как ребенка и может ударить передними ногами. Есть лосиные личности с непростым характером. На таковых надет красный ошейник, без сотрудников подходить к ним запрещено (крайне не желательно).
Зимнее меню у лосей достаточно сложное. Конечно, они сами могут гулять по большой территории питомника, обламывать лакомые веточки на молодой осине.
Это конечно вкусно и красиво выглядит со стороны. Большой зверь мягкими чувствительными губами подбирается к веточке и аккуратно ее откусывает. Так и пасется в подлеске, почти как в дикой природе.
Через полгода летом или осенью лосиха может уйти в лес на вольное положение. Поэтому навыков жизни в природе она не теряет, прячется от взгляда телеобъектива за стволом дерева
Но конечно все эти осторожности пропадают, когда начинается кормление лакомствами, заложенными в меню. Для молодых лосят, родившихся в этом году это распаренная овсянка. На десерт подсоленая и обязательно теплая вода.
А на сладкое можно выпросить у Михаила почищенную и нарезанную дольками морковку.
Такой морковкой угостил лосиков и я для установления контакта. Но не стоит носить ее с собой на съемку иначе молодые от тебя не отойдут, будут выпрашивать или отбирать сообща: - советует Михаил.
Для более старших и еду надо посолиднее. С делянок привозят специально напиленные чурбаки осины. Девушки-лосеводы в теплом вагончике скобелем (специальным инструментом) снимают кору с чурбаков и раскладывают ее по порциям. Но зачем ждать, пока сотрудницы сделают свою работу и доставят питание? Можно выйти из загона и запросто, по-домашнему, войти в вагончик и попросить. Ведь не откажут. Так поступает одна из умудренных опытом взрослых лосих.
На следующий день я приехал на ферму утром, заранее. Михаила не было, сегодня не его смена. Сотрудники с некоторым волнением инструктировали, как вести себя в загоне. Начнем с более простого, с молодняка - решил я и смело направился на территорию, отданную для житья зеленой молодежи. За плечами видавший всякое большой транспортный фоторюкзак Kata BP-502. Именно он взволновал сотрудников и как оказалось, не зря. Работающий на ферме сотрудник института проблем экологии Александр Минаев снимал фильм и в рюкзаке носил не оптику, а хлеб и морковь. С тех пор лосята неравнодушны к рюкзакам. Так и случилось.
Вся малолетняя банда в количестве 6 лосят моментально окружила меня и толчками в спину грудь и бока все вместе заставили снять рюкзак. Самый молодые и бесцеремонные (по моему Никандр с сестрой Никандрой) не отходили от него и буквально требовал показать содержимое. Уже широкоугольный объектив покрылся влагой от теплого теплого дыхания а его передняя линза потеряла чистоту от поцелуев будущих звезд российского познавательного экотуризма.
И пока я не вытряхнул на снег аппаратуру и не предоставил для досмотра свои карманы на предмет наличия морковки, съемка не получалась.
Но вот выяснилось, что у этого странного дядьки никаких вкусностей нет, одно железо и стекло. Можно заняться и своими обычными делами. Например, сбиться в кучу поближе друг к другу и полежать в снегу, прямо как в дикой природе.
Или построить умилительные рожи в камеру, настораживая уши. Вообще по ушам можно понять настроение зверя. Прижатые уши означают агрессию, за ними может последовать фирменный лосиный удар - передними копытами в грудь.
Из леса вышла боязливая Иволга. Она значительно старше "зеленой молодежи" и несколько месяцев назад была самой настоящей дикой лосихой, ходила-бродила себе по соседней Ивановской области. Там с ней случилась какая-то трагедия, ее подобрали люди и она попала на лосеферму. Прижилась, но так пока и не поняла что она сильная и большая. Ее часто гоняет местная лосиная молодежь, частенько отбирают лакомство и Иволгу надо опекать, не подходить близко. Когда я ошибаюсь с оценкой расстояния, лосиха голосом дает мне понять, что дальше идти не стоит, ей неприятно. Как будто говорит:- Нет, не надо.
Поскольку Иволга взрослая, у нее уже есть радиоошейник, который еще не положен соседям - сеголеткам, хотя их и держат вместе.
Ноги и шкуры лосей замечательно приспособлены к жизни в заснеженном лесу или на болоте. Остевые длинные волосы довольно жесткие, но полые внутри. Внутри волоса есть воздух и благодаря такой шубе с прослойкой можно смело ложиться в мороз или метель. Дополнительное тепло обеспечивает закрытие потовых желез в холодное время года . Поэтому осенью, весной и зимой лось не пахнет зверем, даже если прижаться к нему щекой.
Я уже говорил, что лось - природная машина по преодолению болот. Мне не раз приходилось видеть, как по настоящему бездорожью, помеченному на карте как непроходимое пространство, лось идет маршевым ходом. При его тяжести и площади копыта это кажется фантастикой. Однако это так. Копыто лося адаптивно подстраивается под особенности влажной дороги - там, где это необходимо “пальцы” расступаются, увеличивая площадь опоры.
Высокие стройные ноги и большая физическая сила позволяют лоськам-лосяшам пересекать даже огромные заболоченные пространства, как не раз бывало у нас в Полистовье, на самом большом верховом болоте Европы. Тропы лосей видны на космических снимках даже невысокого общедоступного разрешения. Посмотрите, как похожа нога лося на женские туфельки. Но при желании эта “лодочка” может нанести смертельный удар волку или загнавшего животное в трудную ситуацию человека.
Двухлетки живут в отдельном большом загоне.
И по детской привычке радуются посетителям, которых привозят огромные автобусы с туров по “Золотому кольцу”. Именно близость к автодороге и большому областному городу, охрана госинспекторами заповедника территории позволили сохраниться этой лосиной ферме и окружающему ее заказнику. Все остальные созданные лосиные фермы уже прекратили свое существование в нашей стране.
Мне хочется верить что ребенок, поцеловавший и погладивший доброго лесного гиганта в детстве, уже без надобности не возьмет ружье и не отстрелит забредшего на дачный участок или на ближайшую вырубку лося просто так, из интереса. Да и деликатесную лосиную губу или язык пробовать не станет - она, такая чувствительная и нежная лучше выглядит на живом звере (со своим характером, даже со своим трепетом), чем на тарелке, Однако не стоит считать, что полувольный лось добродушен и беззащитен. Некоторое время назад взрослый самец - производитель с лосефермы пришел в близкий дачный поселок и решил полакомиться упавшими яблоками (по сообщениям в местной прессе). Владелец участка поспешил наказать семилетнего рогача в состоянии гона палкой, но был убит, с точки зрения взрослого лося правильно, как соперник в честном бою, рогом в пах. Так что панибратство с лесными великанами не проходит и возможно только по обоюдному согласию.
Мне кажется, что тема отношения лося и человека интересна для настоящего природного фотографа. Таинство родов, дойка, купание в реке и зимняя жизнь на делянке, взиаимотношение доярки и лосихи, история вопроса: все это - хорошая тема для журнальной или выставочной фотоистории. Конечно, я буду ее снимать в рамках проекта про девственные еловые леса Кологривского заповедника несколько лет, если здоровье и удача позволит. Но и вы можете пообниматься с лоськами, посетить заказник, посмотреть фильм о ферме, если будет желание, а то и сделать долгосрочный свой проект со своим пониманием и видением вопроса.
Ссылки на дополнительную информацию: Сайт сумароковской лосиной фермы
http://www.loseferma.ru/ Хорошая популярная статья о билогии лося:
http://kinlib.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st006.shtml Скачать фильм Александра Минаева о ферме можно по запросу “Лось - домашнее животное фильм ”, получите порцию вирусов и веселых картинок, но пробиться через эту кунсткамеру можно. Фильм замечательный и даст полное представление о том, как можно планировать репортаж, планы и снимки по временам года. Для точного поиска автора, которого каждая лосиха знает можно воспользоваться запросом “Александр Николаевич Минаев биолог лоси” и далее действовать по обстоятельствам.