По просьбе издательства «Корпус» написал отзыв на новую книгу Joseph Henrich “The WEIRDest People in the World”. С разрешения издательства воспроизвожу его здесь.
Здравствуйте! Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Общество. Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее. Фрэнк, команда ЖЖ.
"Ждать, пока издадут, пока переведут", - уже писАл тут раньше, что всё это сложности из прошлого века. Яндекс выдаёт минимум две ссылки на электронный текст книги, вот одна. https://www2.psych.ubc.ca/~henrich/pdfs/WeirdPeople.pdf Вставляем ссылку в Яндекс-переводчик, и можно читать. Опять же повторюсь, за последнее десятилетие машинный перевод сделал огромный скачок вперёд, и теперь практически неотличим от человеческого. Вот например Яндекс-перевод того самого "стилевого примерчика": "Например, в xi веке, когда герцог Нормандский женился на дальней родственнице из Фландрии, папа немедленно отлучил их обоих. Чтобы избежать отлучения от Церкви или подвергнуться анафеме, каждый из них построил для Церкви красивое аббатство. Власть папы здесь впечатляет, так как этот герцог не был нежным цветком; позже он станет Вильгельмом Завоевателем (Англии)".
Только сейчас заметил, что в тексте по моей ссылке дата 2010г. Это не книга, а длинная статья в журнале, но того же автора (с соавторами), с тем же названием и на ту же тему. Главный вывод от этого не меняется - текст прекрасно читается в современном машинном переводе, редкие отдельные шероховатости ещё присутствуют, но читатель прямо по ходу чтения легко может их мысленно исправить, исходя из общего контекста. По книге 2020 года для чтения в инете быстро находятся пока только различные обзоры (более подробные, чем у Маркова), и предисловие. Тоже всё прекрасно переводится. На полный текст есть вроде одна ссылка для скачивания, но я её не проверял (не люблю скачивать).
Я тоже давно подозревал о серьёзных психологических различиях между некоторыми народами. Да, что уж тут лукавить - даже о серьёзном психологическом превосходстве. Но, справедливости ради, должен добавить, что никогда не допускал никаких других причин этих различий кроме климата и географии.
"Хенрик развивает представление о культурной эволюции как о естественном и по большей части «слепом» процессе, во многом похожем на биологическую эволюцию"
Интересно, потому что ведь обыно отличие культурной эволюции от биологической видят как раз в том, что первая - отнюдь не слепая: люди ведь меняют свою жизнь сознательно, преследуя конкретные цели (больше пищи, теплее жилища и т.д.).
"Психология WEIRD - это вовсе не что-то типичное для «людей вообще», а наоборот, это результат очень странного и редкого зигзага культурной эволюции"
А вот эта мысль, мне кажется, не нова, и акроним этот мне точно уже встречался - впрочем, может, это как раз и были статьи Хенрика :)
О "слепоте" культурной эволюции Хенрик подробно пишет в первой книге. Очень поучительно. Он показывает, что вообще-то люди не очень хороши в сознательном придумывании чего-то нового, особенно "с нуля". В основном работает механизм "случайные вариации культурно усвоенного поведения -> отбор путем избирательного копирования поведения успешных особей". Плюс межгрупповая конкуренция и "культурный групповой отбор", это страшная сила.
Да, описание предыдущей книжки тоже выглядит завлекательно. Что же касается независимой эволюции идей, то ведь, наверное, это и есть идея Докинза, так сказать, "эгоистичный мем"? Причем, как раз для мема-то такая независимость от носителя выглядит более правдоподобно, чем для гена: в частности, мемы (идеи) действительно могут сильно различаться по легкости копирования (усвоения), в то время как вся ДНК удваивается аккордно перед митозом. Правда, всегда остается вопрос, а может, мы просто не понимаем, в чем адаптивное преимущество того или иного гена или мема?
Спасибо за обзор такой интересной книги. Приведенный вами обзор подстверждает выводы, к которым я пришла дедуктивно: приципиально важен отбор спонтанно появляющихся поведенческих актов, направленных на ослабление ощущения физиолог стресса, и закрепление и стимуляция этих отобранных поведенческих актов через формирование долговременного фрейма, внешними условиями, и естественными природными - раньше, до 19-20 века, а после мировых войн 20 века - в первую очередь социальными. И это, кстати, подтверждается и нейроасихологическими данными по нейорофизиологии адаптивного поведения
Ведет, конечно. Ну так крупные идеи не рождаются на пустом месте. Любопытно, что Хенрик никогда (похоже, принципиально) не ссылается на Докинза и не использует термин "мем". Не знаю, почему. Я использую.
Как человек, большим и умным так и не ставший, обращу ваше внимание вот на что: Берёте человека-учёного, принципиально не использующего термин "мем", спрашиваете его, существуют ли в человеческом обществе продукты культуры, не выполняющие никакой очевидно полезной роли, кроме слабых идентификационных сигналов, и насколько часто подобные продукты могут появляться? - получаете в ответ "эээ" и килотонну воды. Берёте любого человека с улицы, спрашиваете его, существуют ли мемы - получаете ответ "А как же?! Вот, смотри, я тебя прям щас самые прикольные мемы месяца покажу с телефона" Понимаете, к чему я клоню?
Comments 123
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
https://www2.psych.ubc.ca/~henrich/pdfs/WeirdPeople.pdf
Вставляем ссылку в Яндекс-переводчик, и можно читать. Опять же повторюсь, за последнее десятилетие машинный перевод сделал огромный скачок вперёд, и теперь практически неотличим от человеческого. Вот например Яндекс-перевод того самого "стилевого примерчика":
"Например, в xi веке, когда герцог Нормандский женился на дальней родственнице из Фландрии, папа немедленно отлучил их обоих. Чтобы избежать отлучения от Церкви или подвергнуться анафеме, каждый из них построил для Церкви красивое аббатство. Власть папы здесь впечатляет, так как этот герцог не был нежным цветком; позже он станет Вильгельмом Завоевателем (Англии)".
Reply
Reply
По книге 2020 года для чтения в инете быстро находятся пока только различные обзоры (более подробные, чем у Маркова), и предисловие. Тоже всё прекрасно переводится.
На полный текст есть вроде одна ссылка для скачивания, но я её не проверял (не люблю скачивать).
Reply
Reply
Я тоже давно подозревал о серьёзных психологических различиях между некоторыми народами. Да, что уж тут лукавить - даже о серьёзном психологическом превосходстве. Но, справедливости ради, должен добавить, что никогда не допускал никаких других причин этих различий кроме климата и географии.
Reply
Reply
Интересно, потому что ведь обыно отличие культурной эволюции от биологической видят как раз в том, что первая - отнюдь не слепая: люди ведь меняют свою жизнь сознательно, преследуя конкретные цели (больше пищи, теплее жилища и т.д.).
"Психология WEIRD - это вовсе не что-то типичное для «людей вообще», а наоборот, это результат очень странного и редкого зигзага культурной эволюции"
А вот эта мысль, мне кажется, не нова, и акроним этот мне точно уже встречался - впрочем, может, это как раз и были статьи Хенрика :)
Reply
Да, наверняка это как раз и были статьи Хенрика, Хэйне и Норензаяна, например https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20550733/
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Берёте человека-учёного, принципиально не использующего термин "мем", спрашиваете его, существуют ли в человеческом обществе продукты культуры, не выполняющие никакой очевидно полезной роли, кроме слабых идентификационных сигналов, и насколько часто подобные продукты могут появляться? - получаете в ответ "эээ" и килотонну воды.
Берёте любого человека с улицы, спрашиваете его, существуют ли мемы - получаете ответ "А как же?! Вот, смотри, я тебя прям щас самые прикольные мемы месяца покажу с телефона"
Понимаете, к чему я клоню?
Reply
Leave a comment