Из интервью ученого каббалиста Михаэля Лайтмана Т. Ашеру и О. Яалому
История человечества, с точки зрения Каббалы, выглядит чисто экономической историей, то есть зиждется на постоянно растущем естественном желании себя наполнять, наслаждать, добиваться безопасности, насыщения. Именно возрастание желания отличает нас от животных.
Животные не меняются ни в течение своей жизни, ни из поколения в поколение. Человек в течение своей жизни меняется: рождается ничтожным, маленьким, слабеньким и становится взрослым, сильным, понимающим. Животное же остается практически на одном и том же уровне: через несколько дней после рождения оно уже имеет все свойства, присущие взрослому животному.
Что же развивается в человеке?
В человеке развивается и постоянно растет его эгоизм. Эгоизм вызывает потребность в наполнении, которая и диктует человеку его развитие: это и орудия труда, и орудия защиты и нападения, и все прочее. Та же эгоистическая потребность диктует и социальные формы. С одной стороны, я как эгоист желал бы быть один, но, с другой стороны, я знаю, что я один не проживу. Значит, поневоле происходит балансирование между тем, чего бы я хотел, и тем, что я могу себе позволить. Эти факторы - они и определяли в течение истории социологию и экономику общества.
Вопрос: Можно сказать, что технический прогресс последних двухсот лет сильно стимулировал развитие человеческого эгоизма…
Наоборот! Эгоизм первичен. Именно он стимулировал все остальное, и этот эгоизм растет экспоненциально. Поэтому мы видим, что для больших исторических перемен требуется все меньше времени: сначала это занимало тысячи лет, затем - сотни, затем - десятилетия, а в наше время огромные перемены происходят за какие-то годы. Сегодня за два-три года меняются специальности. Человек должен постоянно учиться. Огромные перемены происходят во всем. Мы к этому еще не привыкли, но жизнь уже идет в соответствии с тем, что в нас находится. Наш разум, наше восприятие немножко отстают от того, что есть, от того, что природа вызывает в нас и что природа вызывает извне на нас. Мы находимся между этими двумя воздействиями: внутренним природным и внешним природным, и чувствуем себя некомфортно.
Вопрос: Именно этот экспоненциальный рост эгоизма послужил причиной раскрытия Каббалы? Правильно я понимаю?
Да. Еще в «Книге Зоар», написанной 2000 лет назад, говорится о том, что к концу ХХ века Каббала раскроется людям. В течение двадцати веков она скрывалась от людей.
Вопрос: Там есть точная дата?
Точной даты в самой «Книге Зоар» нет, но многие каббалисты во все времена указывали на ХХ век как на особый. Об этом писали рав Кук и Бааль Сулам, Рамхаль, Ари. Гаона из Вильно указывал 1995 год. Бааль Сулам указал на этот же год как на год раскрытия Каббалы за 50 лет до его наступления. Я начал серьезно заниматься Каббалой у своего учителя в 1979 году, и это были очень спокойные времена. Лишь начиная с 1995 года вдруг пошла волна интереса, и с тех пор она только нарастает.
Вопрос: «Спокойные» времена в плане политики, экономики?
Нет, «спокойные» в том смысле, что никто этим особенно не интересовался, не было вокруг каббалы никакого ажиотажа, и, естественно, не было спекуляций под именем Каббалы - типа продажи напитков или амулетов. Все совершенно спокойно текло, почти так же, как в прошлые века. Была заинтересованность, но она была спокойной.
Люди приходили в каббалу, будучи направленными изнутри, в них ощущалась эта потребность. Однако не было еще общего ажиотажа, никто не говорил, что Каббала спасает от всех бед: у меня проблемы с супругом, у меня проблемы с детьми, кто-то на меня что-то наговорил, на меня сваливаются неприятности, и все это Каббала объяснит и исправит. Под воздействием постоянно множащихся проблем люди стали искать спасение в древних науках и методиках и в том числе и в Каббале.
Вопрос: Что, по-вашему, произойдет с этими людьми дальше? Разочаруются ли они через некоторое время в Каббале как средстве решения своих проблем?
В Каббалу приходят два типа людей. Одни - это те, кому нужно обязательно узнать, в чем смысл жизни: «Мне тяжело, мне плохо, но я хочу в этом разобраться», - то есть люди серьезные. С одной стороны, они приходят не потому, что желают наполнить свой разум философски: у них есть проблема и с самими с собой, и с миром - проблема внутренняя, чувственная, с некоторой депрессией, отрешенностью, пустотой. Но они понимают, что это нужно уравновесить, что с этим нужно серьезно разобраться.
Вопрос: Я так понимаю, этот тип людей существовал всегда?
Этот тип людей всегда существовал, их было, конечно, меньше, чем сейчас, и каббалисты их очень жестко отбирали. Сейчас этой системы отбора нет, и доступ открыт для всех.
Второй тип людей - это народные массы, которым просто тяжело жить и которые ищут методы решения собственных проблем. Их не интересует ничего глобального. Каббала - это, в принципе, теория и практика познания мироздания. Их это не интересует.
Естественно, человека нельзя ни в чем винить, он так устроен и, может быть, постепенно он и разовьется. Но поскольку перед такими людьми стоят мелкие бытовые проблемы, и они немедленно хотят прийти к их решению, то, естественно, в Каббале ответа не находят. Зато находят ответы у тех, кто заявляет, что он каббалист, и начинает под этим видом продавать им всевозможные психологические решения проблем: красную ниточку повяжи - тебе будет легче, возьми талисманчик или святую воду, загадай что-то, помедитируй, и этим ты себя спасешь и исправишь свое состояние. Это психологически помогает.
Мы понимаем, что означает такой метод лечения. Он издавна существует в человеческой среде. Это известный эффект плацебо, когда люди выздоравливают и излечиваются от тяжелых болезней, потому что мобилизуют в себе силы веры. Этим пользуются врачи, психиатры, психологи. Но к Каббале это отношения не имеет.
Я думаю, что эти люди постепенно все-таки дозревают. Они убедятся, что все это им не помогает, не является истинным решением проблемы. Хотя им и становится лучше, проблемы, в принципе, остаются. Эгоизм тем временем растет, и проблемы возникают еще более глубокие. Это, в итоге, приведет их к Каббале. Я считаю, что это просто постепенное взросление человечества. Сегодня оно возвращается как бы к средневековью, возвращается к своим древним состояниям...
Вопрос: В каком смысле «к средневековью»? По внутреннему состоянию?
«К средневековью» означает, что человек начинает вдруг верить. Через сотни лет мы вдруг снова возвращаемся к тому, что было раньше: мы верим в потусторонние силы, воздействующие на нас, верим, что можем управлять судьбой с помощью заговоров, проклятий, заклинаний. Я считаю, что это увлечение указывает на стремление человека оторваться от технологий, от современной медицины, аллопатии, от всего того, что не дало нам ответа...
Вопрос: То есть, некоторое разочарование и откат?
Да, откат, необходимый для того, чтобы пересмотреть свое отношение к миру и придти к новому мировоззрению. И по дороге случаются вот такие «проверки»: «А не это ли является ключиком спасения?» Но я думаю, что эта тенденция уже угасает. Люди начинают понимать, что это не более чем кратковременное увлечение.
Следующая волна, я надеюсь, приведет людей к настоящей методике познания себя и природы и к пониманию того, как сделать нашу жизнь действительно счастливой. От этого человек никуда не денется. Это заложено в природе, в том, как она воздействует на нас, к чему нас ведет. Мы обязаны будем достичь полной гармонии с ней.
У природы, в общем-то, одна цель - привести человека к гармонии с собой, уподобить его себе. На этом подобии основано все существующее, то есть неживая, растительная и животная природы. Они находятся в равновесии с общим законом природы - с законом отдачи. Они инстинктивно выполняют все, что требует от них природа. В них заранее заложены определенные задатки, в них автоматически возникают определенные потребности, и они автоматически их удовлетворяют: здесь нет свободы воли, а присутствует чисто автоматическое решение проблем. Поэтому в природе нет зла, нет добра, нет эгоизма, нет альтруизма.
Мы отличаемся от животных именно нашим сознанием. Это дополнение к животной телесности и определяет человека. Следовательно, мы должны понять, как существуют неживая, растительная и животная природа в гармонии с общей внешней природой и так же настроить себя на нашем уровне, на уровне «человек».
Исходя из животного уровня, мы видим, что, будучи сама в себе эгоистичной, любая клетка, функционируя внутри тела, подчиняется его законам: она полностью аннулирует себя и реализует себя тем, что выполняет задачи организма в целом. Клетка делает только то, что требуется телу - вплоть до того, что если тело дает ей команду умереть, она умирает и выходит из организма. Что клетка выигрывает от того, что аннулирует свой эгоизм и работает исключительно на потребности тела? Этим она возвышается с животного уровня до уровня человека, потому что начинает участвовать в процессах, благодаря которым существует человек.
Если мы начнем взаимодействовать на нашем человеческом уровне как единое целое, как единый организм, частными клетками которого каждый из нас является, мы начнем ощущать весь этот организм. И глобализация ведет нас именно к этому, от этого никуда не денешься. Это нужно делать вопреки разъединяющему нас эгоизму. И вот если мы правильно соединим между собой эти две противоположные силы, мы вдруг обнаружим, что они вовсе не являются противоположными.
Вопрос: Простите, какие противодействующие силы?
Противодействующие силы - это наш эгоизм, с одной стороны, и сила природы, глобализация, с другой. Сила природы вынуждается нас быть вместе, а наш эгоизм устремляет нас к разобщению. По мере работы по сопоставлению этих противоположных сил мы вдруг обнаружим постижение общего Высшего закона природы, стоящего выше нашей животной эгоистической составляющей и выше внешнего альтруистического давления глобализации. Тогда мы обнаружим себя существующими на ином уровне, в ином формате, в совершенно ином пространстве.
Вопрос: Каждый по отдельности должен сделать это внутри себя, или это будет проявлено как-то?
Это проявляется совершенно явно в слиянии с вечным совершенным течением природы, которое человек постигает внутри себя. Он к этому адаптируется, ассоциирует себя с этим, сливается с этим, и его животное тело перестает играть ту функцию, которую играло раньше. Оно существовало, практически, лишь для того, чтобы человек приподнялся над ним посредством разума и осознания природы и своего «Я». Когда человек это делает, для него существование в этом теле далее смысла не имеет.
Именно к этому состоянию должна привести нас природа, причем привести всех - все человечество как единое целое. Наука Каббала говорит о том, что эта программа начинает реализовываться на нашем поколении, и с нашего поколения в течение ближайших лет ее реализация должна быть завершена.
Интервью полностью:
http://www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Uroki_Rus/rus_o_rav_2006-02-28_sicha_bb_im-Tal-Asher_edited.html