История человечества как результат развития желаний

Jun 18, 2007 19:04

Т.Ашер



Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм. Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях - это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его "желанием получать наслаждение" или "эгоизмом".


Разгадывая загадку цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема - развивается ли человечество по некой программе, или его путь к цивилизации стихиен и не имеет конечной цели.

Существует несколько способов интерпретации истории, каждый из которых исходит из иных принципов. Можно рассматривать историю как последовательность событий, династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.

Широко известен марксистский экономический подход. Он строится на предпосылке, что ход истории определяется способом производства товаров. Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны - ее идеологии, этики, морали.

Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.

О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации. Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.

Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности за свое будущее. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту. Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.

Но чем больше мы приближаемся к будущему, тем яснее для нас становится картина человеческого предназначения. Заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека. Только логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании мы попытались использовать макро-антропологический подход . Этот подход к изучению взаимодействия системы "человек-природа" в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.

Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.

Новые тенденции в понимании исторического процесса

Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм. Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях - это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его "желанием получать наслаждение" или "эгоизмом".

Эгоистическое желание эволюционирует только в человеке, тогда как во всех остальных частях творения (неживой, растительной, животной) оно неизменно. Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом "прогресс". Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания.

Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения:
1. первичные желания - телесные (пища, кров, продолжение рода);
2. стремление к богатству;
3. стремление к почету, власти и славе;
4. жажда знаний;
5. духовный уровень - стремление постичь смысл жизни, замысел творения.
Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества.
Первичные желания называются также "животными желаниями", поскольку они присущи и животным. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и половое влечение. Желания богатства, власти и знаний - это уже "человеческие желания", так как возникают под влиянием социальной среды, и для их удовлетворения человек должен находиться в обществе себе подобных, что позволяет формировать классы и всевозможные иерархические структуры.
В свете данной концепции обзор таких сфер человеческой деятельности, как культура, образование, наука и технология, подводит нас к выводу о том, что именно развивающийся в человеке эгоизм породил все наши идеи, изобретения и новшества. В сущности, они представляют собой лишь "технические инструменты", "средства обслуживания", созданные человеком исключительно для того, чтобы удовлетворять потребности, возникающие под давлением желания получать.

Рамки развития




Все развитие человечества подобно развитию одного человека, проходящего этапы детства, юношества и зрелости - когда он уже действительно использует изначально заложенный в себе потенциал.
Разберем характерные отличия каждого из трех этапов. Прежде всего, следует помнить, что развитие человечества базируется на развитии и актуализации внутренних потребностей, т.е. на росте эго. Чем больше эго, тем больше потребности, что является стимулом развития интеллекта и способности более глубокого восприятия окружающей реальности.
Рассмотрим коротко этапы развития истории. Даты здесь даны приблизительно, только чтобы очертить основные этапы:

1.Первичные желания ( 4500 - 1200 гг. до н. э.)

4500-2400 до н. э. Цивилизация Шумер и Акад
2000-1200 до н. э. Вавилонская империя. Эпоха патриархов

На протяжении первого периода человечество в целом было погружено исключительно в насущные телесные желания. Более развитые человеческие желания, устремленные к власти, почестям и знаниям, раскрывались лишь у одиночек. Поэтому достигнутое на данном этапе развитие представляет собой запас накопленных впечатлений от трудностей существования, и не более. На протяжении этих лет человечество развивалось достаточно неосознанно.
В конце этого периода родился Авраам - первый, кто постиг интегральную картину природы. Его достижение символизирует переход к следующему этапу развития.

2. Cтремление к богатству (1200 г. до н. э. - 200 г. н. э.)

1200-600 Ассирийская империя. Основание Израиля
500-300 Персидская империя
400-300 Македонская империя
100 до н.э.-200 н.э. Римская империя. Зарождение христианства

На протяжении второго периода растет мощь эгоизма, в результате чего человечество поэтапно обретает структуру народов и государств. Пик этого развития приходится на время, когда расцветают и рушатся великие империи - Греция и Рим, а мир захлестывают войны.

3. Cтремление к почету, власти и славе (200-1500)

200-600 упадок цивилизации
600-1000 Мусульманская империя
800-1100 мрачный период средневековья
1100-1300 Крестовые походы
1300-1500 Возрождение

Новые идеи не появляются на пустом месте. Они взрастают только на хорошо подготовленной интеллектуальной почве. Рационалистическая мысль, погибшая во времена греков, возродилась в 12-15 веках благодаря работам Авраама Бар Хия, Ибн Латифа, Раймонда Луллия, Иммануэля Бонфиса, Пико дела Мирандола.
В это время были переведены на латынь с иврита, греческого и арабского важные научные сочинения. Ибн Литиф и Луллий пытались представить единую систему наук.

Примерно с 1320 до 1520 года вся Италия участвовала в гуманистическом обновлении. Леонардо да Винчи, Беллини, Петрарка, Боккаччо, Тициан, Микеланджело и другие оказались способны воплотить новые стремления в интеллектуальную силу.
Возрождение освободило людей от старых представлений о мире, заставляло их думать по другому и менять установленный порядок вещей. На этом рубеже рождается новая ступень: бурный рост науки.

4. Жажда знаний (1500-1995)

1500-1700 Реформация. Наука и техника
1700-1800 Рост индустрии
1800-1900 Промышленная революция
1900-2000 Мировые войны

Этот период характеризуется ускоренным развитием желания знаний.
Так именно в это время появляется реформатор религии Мартин Лютер, критический мыслитель, взволновавший Европу того времени.
Революционные труды Спинозы и Рене Декарта прямо способствовали рождению современной науки.
Новое мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники. Открытия следовали одно за другим, так что практически за два последних столетия окружающий нас материальный мир изменился до неузнаваемости. Однако технический прогресс не привел к желаемому решению проблем глобального социума.

5.Духовный уровень (1995- )

Приблизительно с 1995 года начала проявляться потребность в духовном наполнении. Духовная потребность - это не религиозное понятие. Это необходимость поддержания равновесия с природой. А поскольку природа альтруистична, а человек нет, то возникает несоответствие, которое человек чувствует как страдания.

Выход на вершину пирамиды - это не конец развития, а начало нового мира. Это переход системы на следующий этаж, где вектор сил в человеке меняется и открываются такие возможности о которых он и не подозревал. Т.е. человечество, реализовавший последнюю потребность, не переходит в состояние, в котором крупных потребностей больше нет. Совсем наоборот - реализовав последнюю эгоистическую потребность, оно переходит в состояние непрерывной реализации первой альтруистической потребности.
Но если не объяснить миру, что это не тупик и не указать на методику роста, то цивилизация зависнет, что и проявляется в нынешнем кризисе.

Закон развития
Закон развития - это единый принцип, в соответствии с которым природа нас создала, посредством которого она нас развивает, а также цель, к которой она должна нас привести.
Когда человек разовьет себя до такой степени, что ощутит этот закон, он обнаружит себя и всю остальную природу гармонично связанными в единую систему. При этом животная, растительная и неживая части природы как бы интегрируются в систему человека и вместе с ним поднимаются на тот же уровень ощущения и осознания существования.
Мы одна семья и обязаны пребывать в любви друг к другу - тогда мы сможем подняться с природой над нашим миром, то есть над нашим животным существованием и станем равными вечной и совершенной природе.
Сейчас задача состоит в том, чтобы, сохраняя уникальность человека, народа и цивилизации, объединиться в единое целое с природой на основе взаимной отдачи.
B будущем останутся те же религии и те же особенности, но они будут проявляться в связи с общей целью. В семье, когда люди любят друг друга, не мешают никакие естественные противоречия: ни половые, ни расовые, ни национальные. Если над этим есть понимание, любовь, общая цель, то различия, наоборот, дают какие-то дополнительные качества, проявления.

Исторический детерминизм и свобода выбора

Предстающая перед нами действительность как в общем, так и в частном, находится под властью законов ступенчатого развития, начиная со стадии, предшествующей зарождению, и до стадии завершения роста. И по этой причине, когда мы ощущаем горький вкус плода в начале его развития, мы не воспринимаем это как порок или изъян плода, потому что всем известна причина - плод еще не завершил процесс своего развития.
Так и по отношению к современности: если что-то кажется нам несовершенным и убогим, то это является свидетельством того, что сегодня мы все еще находится на переходной стадии.
Проанализировав этапы развития цивилизации, можно обнаружить, что все они являлись вынужденными и совершались по команде заложенной в информационном гене, цепочке внутреннего развития человеческих желаний. Внутренняя природа и внешние обстоятельства заставляют человечество действовать по заложенному алгоритму поведения. Природа поместила нас между наслаждением и страданием, и мы невольны выбирать страдания или отвергать наслаждения.

В человеке развивается его эгоизм. Он постоянно растет. И этот эгоизм вызывает внутреннее давление, потребность его наполнить. Вот эта потребность наполниться, она и диктует дальнейшие социальные формы.

На данном уровне развития общество не в состоянии дать человеку ответ на его высшую духовную потребность, что приводит к тупиковой ситуации, дестабилизации системы, которой нужен рывок, чтобы выйти на новый уровень развития. Этим процессом вызван и глобальный кризис, который по своей сути является кризисом развития.
Итак, наше развитие детерминировано механизмом раскрытия и актуализации внутренних потребностей и желаний.
Вместе с тем, в природе заложена возможность свободы выбора. Природа в потенциале позволила нам взять под свой контроль упомянутый закон развития, и управлять им, ускоряя процесс по своему желанию, свободно и совершенно независимо от течения времени.
Мы видим , что существуют две силы, действующие в процессе развития:
" одна из них - "власть природы", гарантирующая развитие медленным и болезненным путем, когда "объект развития" испытывает страдания, находясь под катком развития.
" другая - это " власть человека", которая представляет собой контроль цивилизации над упомянутым законом развития.

У человека есть возможность значительно ускорить достижение последней совершенной стадии. Другими словами, у человечества в руках право на завершение своего созревания и исправления.

Взяв в свои руки закон развития, люди в состоянии превратить отрицательные свойства в положительные. Это означает, что им необходимо обратить внимание на свои эгоистические свойства и начать обращать их в альтруистические. С этого момента достижение высшей ступени развития зависит от их желания.

Библиография:

1. Аршинов В.И., Лайтман, М, Свирский Я.И.. Сфирот познания. М, URRS 2007.
2. Ковалев В., Давыдов А. К вопросу о пределах развития технотронной цивилизации.( http://www.futura.ru/index.php3?idart=31 )
3. Ласло Э., Лайтман М. Вавилонская башня - последний ярус. М., 2007.
4. Лайтман М, Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., URRS 2005г.
5.Мамардашвили.М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 107-121
6.Маслоу А В. Психология бытия. М., 1997.
7.Маслоу А В. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
8.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. 1999
9.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998.
10.Сорокин.П.А.Человек.Цивилизация.Общество. 1992,М.Политиздат
11.Тойнби А.Д. Постижение истории.
12.А.Я.Флиер Теория культуры вместо исторического материализма.
Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 135-139.
13.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
14.Ясперс К. Истоки истории и ее смысл.

история, будущее, техника, прогресс, социология, культура, психология, наука, Возрождение, каббала, капитализм, футурология

Previous post Next post
Up