Комплекс проблем, выросших перед человечеством, диктует необходимость найти нетривиальную методику дальнейшего развития цивилизации. Глобальные проблемы человечества возможно решить, только объединив научные знания биологии, психологии, социологии, антропологии и других наук, изучающих взаимодействие человека, общества и природы как единой взаимосвязанной системы.
Исследования природы антропосистемы ведутся десятки лет, но, пожалуй, именно наша школа впервые осуществила попытку систематизировать эти знания.
Для описания взаимоотношений "человек-природа" созданное нами направление использовало системный макроантропологичесий подход как способ изучения человека в антропосистеме. Системный подход приобретает большое значение, как средство изучения целостных явлений природы, общества, группы, персоны.
Потребность или желание получать
Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм. Если бы в людях не развивался эгоизм, настоящее поколение не развивало бы опыт прошлого, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях - это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его "желанием получать удовольствие" или "эгоизмом".
Рассматриваемые понятия:
эгоизм - потребность, желание получать, как движущая сила эволюционного процесса;
человек - как объект и субъект макроантропологии, как создание, способное ощущать и развиваться с тем, чтобы изменяться.
эволюция антропосистемы - развитие человечества с момента возникновения человеческого общества до наших дней, как результат прогресса человеческих потребностей (эгоизма).
В основе нашего исследования лежат следующие положения:
принцип тождественности: эволюция антропосистемы зависит от меры тождественности свойств человека свойствам природы;
альтруизм: мера подобия свойству высшего управления природы. Человек обретает противодействующую природному эгоизму силу, называемую альтруизм и становится подобным свойству высшей природы. В мере подобия восприятие расширяется;
в мире есть множество законов, но среди них есть высший закон, которому подчинены все остальные. Это закон возвращения к альтруистической природе;
конечная цель творения достигается с одной стороны - через процесс эволюции, и с другой стороны - через процесс инволюции (возврат множественности к единству).
внутренняя инверсия: создание в человеке предпосылки для самоактуализации и роста происходит методом инверсии его природных свойств;
самоактуализация заключается в самопознании, в постижении человеком своего истинного "Я", своей высшей природы.
Рост желаний
Удовлетворение желания получать ощущается нами в виде наполнения и удовольствия, а неудовлетворение - как опустошенность, отчаяние и страдание. Любое действие, от простейшего до самого сложного, призвано лишь повысить уровень удовольствия или уменьшить степень страдания. По сути, это две стороны одной медали.
Известно, что человек не станет совершать ни малейшего движения без мотивации, движущей силы, то есть, без расчета на личную выгоду. Он обязан представить себе и реально надеяться на то, что в новом состоянии получит большее удовольствие, чем в текущем. Это предположение о получении грядущей выгоды и есть энергия, двигающая активностью человека.
Человек отличается от остальной природы не только силой и характером своих желаний, но и тем, что желания эти непрерывно меняются и растут, как на протяжении жизни индивидуума, так и со сменой поколений.
Абрахам Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1).
Рисунок 1. Пирамида потребностей А.Маслоу
Растущее желание получать пробуждает в человеке новые потребности. Чем больше желание, тем выше запросы человека, а это ведет к развитию цивилизации. Именно неуклонный рост эгоизма продвигал нас вперед, инспирируя формирование человечества на протяжении всей его истории.
Вначале человеческий эгоизм проявлялся лишь в насущных телесных потребностях в пище, сексе, создании семьи и т.д. Эта база заложена в человечестве с древнейших времен.
Однако индивидуум живет в обществе, и потому у него возникают более высокие, социальные стремления. Желание насладиться богатством, почестями, властью и славой изменили облик человечества. Они привели к классовому и иерархическому расслоению, а также к формированию новых типов общественно-экономических структур.
Поднимаясь по пирамиде потребностей, человек захотел наслаждаться знаниями. Желание это проявилось в развитии науки, образования, воспитания и культуры. Его исторический отпечаток наиболее ощутим нами с эпохи Возрождения, со времен научной революции и вплоть до наших дней. Массовое образование и секуляризация общества также явились следствиями жажды знаний, требующей от нас познавать окружающую реальность. Нам нужно постоянно пополнять свой запас информации о мире, нам нужно знать всё, вторгаться, исследовать и властвовать надо всем.
Желание является универсальным движущим фактором, и если под этим углом зрения взглянуть на процесс культурного, научного и технологического развития человечества, то мы придем к заключению, что именно растущее желание порождало все идеи, изобретения и инновации. По существу, весь процесс развития представляет собой некие технические инструменты, приспособления, обслуживающие средства, которые разрабатывались лишь для того, чтобы удовлетворять потребности, вызываемые растущими желаниями человека.
Следует особо подчеркнуть тот факт, что эгоизм развивается не только в исторической перспективе, не только у человечества в целом, но и у отдельного человека на протяжении его личной жизни. Одна за другой в нас пробуждаются всевозможные потребности в различных сочетаниях, направляющие ход всей нашей жизни.
Таким образом, желание получать - это двигатель прогресса. Именно оно толкает нас вперед, обуславливая всё, что происходит с человеком в отдельности и с человечеством в целом. Непрерывное развитие желания формирует настоящее, а также будущее, к которому мы идем.
Первичные желания
Потребность в еде и сексе - это животные желания, потому что их испытывают и животные. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и стремление к продолжению рода. Насущные потребности называются физическими желаниями, а всё, что сверх этого, относится к социальным, человеческим желаниям. Если в нас пробуждается какое-либо желание, превышающее потребность в еде, сексе, физической безопасности, то мы можем проанализировать способ его применения по вектору "эгоизм-альтруизм".
Социальные желания
По Маслоу, наши желания подразделяются на два типа: физические и человеческие или насущные и социальные. Давайте рассмотрим социальные желания, чтобы понять, какой фактор в системе наших взаимоотношений с ближним вызывает наиболее ощутимый дисбаланс.
М.Лайтман разделяет социальные желания на три основные категории:
1 желание богатства;
2 желание почестей и власти;
3 желание знаний.
Эти категории отражают все нефизические желания, которые могут в нас пробудиться.
Социальные желания называются таковыми по двум причинам:
1. Человек перенимает их у общества. Живя в одиночестве, он не стремился бы к подобным наслаждениям.
2. Желания эти могут реализоваться исключительно в рамках общества.
Для каждого из нас характерно свое особенное сочетание социальных желаний. К тому же на протяжение жизни сочетание это меняется. Выражаясь схематически, одному человеку присуще сильное желание обладать деньгами (желание богатства), другому - желание почестей, третьему - желание знаний.
"Деньги" олицетворяют стремление завладеть чем-либо, превратив в личное обретение. В идеале, человек хочет обрести весь мир, чтобы всё принадлежало только ему одному.
"Почести" - это уже более "высокое" желание. Человек больше не хочет прибрать все к рукам, подобно маленькому ребенку. Напротив, он понимает, что окружен огромным миром, и предпочитает работать всю жизнь, чтобы добиться уважения и почета со стороны окружающих. Он даже готов платить за то, чтобы его уважали. В отличие от примитивной жажды денег, позволяющих "раздувать" себя бесчисленными приобретениями, желание почестей привлекает человека не упразднением ближнего, а наличием полноценной личности, которая будет уважать его, возвышая над собой. Таким образом, "почести" олицетворяют желание человека обрести весь мир - но уже не в свою собственность. Напротив, пусть мир остается снаружи и чтит нас, благоговея до самозабвения.
"Знания" символизируют власть еще более масштабную. Речь идет о желании обрести мудрость, познать все стороны и детали реальности, изучить механизм мироздания и понять, как обратить природу и людей себе на пользу. Знания означают безграничную власть посредством разума.
Всякое желание, выходящее за рамки насущных потребностей, перенимается нами у общества. Соответственно, степень успеха или неудачи в удовлетворении этих желаний измеряется лишь относительно общества. Так исследование Д. Канемана показало, что интенсивность своего эмоционального ощущения счастья люди оценивают, главным образом, в соответствии с общественными критериями. Выяснилось также, что степень испытываемого нами счастья зависит не столько от нашего личного преуспевания, сколько от сопоставления его с успехами окружающих. Меньше у них - больше у нас, больше у них - меньше у нас. Нам стыдно в этом признаться, но когда кто-то другой добивается успеха, в нас пробуждается зависть, а иногда автоматически вспыхивает естественная неподконтрольная реакция, и тогда внутри себя мы откровенно желаем ему потерпеть фиаско. Когда кто-то другой оступается, мы радуемся, потому что в сравнении с этим наше состояние сразу же улучшилось. Если страдают многие, это уже само по себе утешительно, так как является ярким примером "относительности" и социальной ориентированности наших оценок.
Отсюда следует, что человеческие наслаждения, не укладывающиеся в рамки физических насущных нужд, зависят от нашего отношения к ближнему, иными словами, от того, в каком ключе мы воспринимаем свои взаимоотношения с окружающими. Нам греют сердце не столько новые приобретения как таковые, сколько обретение господства над другими, уважения в глазах общества (а потому, и в собственных глазах) и власти, которой мы добиваемся.
Такое эгоистичное отношение к ближнему вызывает дисбаланс, _ несоответствие между нами и общим законом природы, законом альтруизма. Эгоистическое стремление вознестись над окружающими, насладиться за их счет и отгородиться от них противоречит стремлению природы собрать все свои части воедино посредством альтруизма. В этом и кроется источник наших страданий.
Пусть мы незнакомы с теми или иными законами природы, однако они по-прежнему воздействуют на нас, являясь абсолютными и незыблемыми. Если кто-то нарушил один из них, само его отклонение становится фактором воздействия и обязывает человека вернуться к соблюдению "правил игры". Нам уже известны многие законы природы, действующие на неживом, растительном и животном уровне, включая человека. Однако мы ошибочно полагаем, что на человеческом уровне, в сфере взаимоотношений, абсолютных законов нет.
Заблуждение это вызвано тем, что, находясь на определенной ступени развития, очень трудно понять ее закономерности - для этого нужно взойти на более высокую ступень. Потому мы и не в силах провести четкие параллели между эгоистическим поведением по отношению к ближнему и отрицательными явлениями своей жизни.
Высшая потребность
Эту потребность Маслоу описывает как "...желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать". Человек, который вышел в своем развитии к актуализации высшей потребности получает удовольствие от удовольствия других людей, что и позволяет называть его альтруистом.
Он обнаружил, что самоактуализирующиеся люди в большей мере наслаждаются жизнью. Они выше ценят ее; у них больше интересов; они видят в мире больше красоты. У них меньше страха и беспокойства и больше уверенности. Они гораздо меньше подвержены чувствам скуки, отчаяния, стыда и отсутствия цели. По словам Маслоу, "они непосредственно склонны поступать правильно, поскольку именно этого они хотят, именно в этом нуждаются, это одобряют, этим наслаждаются и склонны продолжать наслаждаться".
Если первые четыре категории желаний (желание тела - к пище, крову, сексу; желание к богатству; желание к власти, почету; желание к знаниям) нам совершенно понятны и ощутимы, то о высшем - духовном - желании у нас нет никакого представления.
Человек не знает, что такое духовное желание, до тех пор, пока может удовлетворить свои желания от окружающего его в нашем мире. Он видит эти объекты и точно знает, к чему стремится. Но когда у него возникает желание к высшему, он не видит в нашем мире источника, который мог бы это желание наполнить.
Человек оказывается в состоянии беспомощности и растерянности: нет больше ощущения вкуса к жизни, нечем ее заполнить. Ему просто плохо. Его куда-то "тянет". Но вот куда? Он не знает, куда обратиться, ведь источник наслаждения не виден. У человека есть возможность на какое-то время забыться, что он, как правило, и делает.
И тот, кто настоятельно требует на него ответа, тот не в состоянии заполнить возникающую пустоту. И тогда начинается поиск средства, которое было забыто человечеством на многие века.
Тупик цивилизации и поиск выхода
Всё в природе, кроме человека, потребляет лишь необходимое для своего существования. Тогда как человеческие желания, даже касающиеся простейших потребностей - пищи, секса, физического комфорта, - не ограничиваются необходимым. Самый простой и самый яркий пример: человек использует пищу отнюдь не только для поддержания жизни, как это делает животное. А ведь люди прекрасно знают, что количественная и качественная избыточность в питании приносит им вред, однако остановить их в огромном большинстве случаев это не может. Желания человека чрезмерны во всем.
И все-таки особенно ярко ненасытность человека, стоящего в природе особняком, проявляется в желаниях присущих только ему: в погоне за богатством, властью, почестями, славой, даже в погоне за информацией. Именно в этих желаниях человек эгоистичен, поскольку для их удовлетворения он использует общество себе подобных. Человек, в отличие от животного, наслаждается, когда унижает другого, властвует над ним. Власть над ближним, которая идет тому во вред, смело можно называть квинтэссенцией человеческого эгоизма.
Эгоистическое использование человеком своих желаний приводит к угрожающему дисбалансу с окружающим миром. А потому "меценатский альтруизм", которое иногда мы замечаем, никак не может исправить мир, так как и его основой является природное, часто даже не осознаваемое стремление к личному удовлетворению. Внутренний изъян в отношении человека к человеку невозможно исправить "гуманитарной помощью". Чем больше мы материально помогаем, тем яснее видим, насколько мы далеки друг от друга на самом деле. Людям всё больше недостает понимания того, что их объединяет реально.
Привычное использование всех социальных желаний, лишь для достижения личного удовлетворения ведет к тупику в развитии. Высшее желание не реализуется, и это делает невозможным удержание гомеостаза - того большого равновесия, за границами которого начинается распад социума и его смерть.
В течение тысяч лет человек постоянно увеличивает масштабы своих эгоистических стремлений, подталкивающих общество к развитию, к появлению новых общественных формаций, к развитию различных форм познания и творчества в сфере науки, культуры, воспитания, образования. А сегодня можно констатировать печальный итог неконтролируемого эгоистического развития: общество вступило в тот период, когда каждый мыслящий человек видит, что цивилизация зашла в тупик. А переход на новый уровень требует изменения вектора его желания с эгоизма на альтруизм.
Ведь именно глобализация заставила нас осознать, что сегодня и в планетарном общежитии все зависят от всех, и каждый определяет, каким будет наше общее будущее. Анализ показывает, что источником кризиса является базовая ошибка, заложенная в "программе" отношения человека к внешнему миру: к другим людям, к обществу, к вселенной. Снежный ком проблем, наросший за столетия действия этой ошибки, привел к тому, что современное человечество - это смертельно больной организм, который пожирает сам себя.
Условие перехода на последнюю ступень желаний
Если человек меняет вектор своего эгоизма с получения на отдачу, то его потребностью становится альтруизм, т.е. "отдавать ради отдачи". В его восприятии мир становится цельным, а все люди - близкими.
Необходимое условия новой цивилизации: чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей. Таким образом, чтобы каждый в мире ощущал, что он ответственен за всех.
Однако, если часть мира не захочет исполнять такое поручительство, а останется погруженными в эгоистические желания, то тем самым и остальных вынудят оставаться на этом уровне, без какой бы то ни было возможности выбраться из кризиса.
Образно можно сравнить поручительство с двумя людьми, плывущими в одной лодке. Вдруг один начал сверлить дыру в дне лодки под собой и на вопрос другого, зачем же он это делает, ответил: "Какое тебе дело? Я же сверлю дыру под собой, а не под тобой". На что второй сказал: "Глупец! Ведь, находясь в одной лодке, мы утонем вместе".
Однако невозможно прийти к всемирному поручительству одним скачком, а лишь медленным ступенчатым развитием. Как образно написано мудрецами: "Пока не склонится чаша весов на сторону заслуг". То есть, в конце концов, каждый вносит свою лепту в процесс развития человечества, подобно тому, как взвешивающий семена кунжута добавляет по зернышку на чашу весов до тех пор, пока не закончит взвешивание. И конечно, каждое зернышко имеет значение, так как без него невозможно закончить взвешивание.
Таким образом, первое условие, действующее в новой цивилизации, то есть на последней ступени наших потребностей - это выход из своего "Я" и готовность отдавать всем, не делая между ними никакого различия. Так как все то, что находится вне человека, является для него одинаковым - далекое оно или близкое - и так он должен исправить себя для соответствия высшей ступени, выполнив это первое условие, позволяющее взойти на нее.
Решение
Основной показатель, характеризующий сегодня нашу цивилизацию, - это неспособность к актуализации высшей человеческой потребности. Отсюда ощущение утраты смысла жизни, ощущение пустоты существования.
Человечество стоит перед необходимостью выработать правильное единое решение - альтруистическое отношение к социуму и природе.
Необходимость в актуализации высшей потребности обязывает каждого индивида к альтруистической деятельности по отношению к той системе, частью которой он является. Если какой-либо индивид не подчиняется этому принципу жизни, принципу альтруизма, тем самым, он тормозит развитие.
Если мы осознаем, каким образом своими мыслями, своим внутренним "Я" каждый из нас влияет на мир, то поймем, почему мир так жесток к нам. Если мы выработаем методику взаимодействия друг с другом, то не сможем больше разрушать свою жизнь. И это будет началом новой цивилизации.
Библиография:
1. Аршинов В.И., Лайтман М. Свирский Я.И. Сфирот познания. М., URRS 2007.
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001.
3. Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., URRS 2005.
4. Лекторский В. А., Садовский В. Н., О принципах исследования систем // Вопросы философии, 1960, № 8.
5. Маслоу А. В. Психология бытия. М., 1997.
6. Маслоу А. В. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. 1999.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.