М.Лайтман
Есть периоды, когда в обществе происходит накопление материальных благ, укрепление экономики и позиций в мире. Мысли большинства, по природе вещей, направлены в это время на то, чтобы заработать, накопить, обеспечить сегодняшний и завтрашний день. Планы строятся всерьез и надолго. Мир представляется широким и место успокоения, спасения, инвестиций, в случае ухудшения ситуации в данной стране, можно найти везде. В такие периоды поиски причин происходящено отходят на второй план. Те или иные кризисные моменты воспринимаются как отдельные нехарактерные недостатки.
Сейчас мир стал мал и доступен практически в любой из его точек каждому желающему, независимо от его целей. Изменчивость, нестабильность ситуации привела к тому, что стало возможным думать и планировать разве что на полгода вперед. Эта, вроде бы внешняя причина, пошатнула внутреннюю основу человека, уверенность. Когда же пропадает уверенность в завтрашнем дне, тогда все сегодняшнее мгновенно лишается самого главного компонента человеческой реальности - цели. Когда становится плохо внутри, тогда лишается смысла все, происходящее снаружи.
И даже неважно, осознаем ли мы, что причина кризиса - внутри. Даже если продолжаем считать, что неблагополучие - вне нас. Тем не менее, то, что нет спасения и пристанища нигде в мире и невозможность строить долгосрочные планы, заставляет нас задуматься о причинах.
Общие корни духовности
Культура нашей цивилизации складывалась под влиянием иудаизма, христианства и ислама, а также многих других верований и учений, которые изначально внушали человеку "не убей", "не укради", "возлюби ближнего своего". Этим заповедям, полученным на горе Синай, уже три тысячи лет. Они являются всеобщими, всечеловеческими, потому как имеют единый источник. На ранних этапах человеческого развития в определенных условиях они, всего лишь отчасти, в малой доле, действительно были в состоянии удержать человека от проявления зла и эгоизма. Но эгоизм растет из поколения в поколение, и в наше время никакая религия, никакие заповеди не могут уже удержать людей.
Только знание, только явное видение того, что перед тобой, если ты поступишь плохо, последует немедленная обратная реакция со стороны природы, причем во много раз увеличенная. Такое знание сегодня доступно для человечества. Это - раскрытие тайной части мироздания, которая сегодня может быть проявлена.
Мы узнаем существующие законы, которые управляют миром на общественном уровне, на уровне наших мыслей, на уровне наших желаний. Ведь наши желания и мысли - это силы, просто мы не можем ни уловить, ни взвесить, ни определить их, но они воздействуют на мир.
Если мы точно будем знать, каким образом своим внутренним "Я" каждый из нас влияет на мир, почему мир так жесток к нам, плох, почему мы не можем с ним гармонично взаимодействовать, то мы обнаружим огромное количество общественных, внутри-человеческих законов, хотя по сути это один закон - закон всеобщего альтруизма. В конце концов мы его увидим, ощутим его влияние на нас, также, как мы чувствуем закон всемирного тяготения, законы электростатики, магнетизма, воздействие волновых, корпускулярных сил, - неважно каких еще, но известных нам законов, которые мы можем правильно применять, понимая, каким образом с их помощью можно взаимодействовать с природой.
Таким образом, мы осознаем, что наше плохое отношение к окружающим, к природе делает мир плохим и, в конечном счете, возвращается в силу обратной связи, к нам тысячекратно увеличенным. Наше зло возвращается к нам приумноженным. Если человек явно увидит это, то не сможет поступать плохо. Поэтому альтруизм является очень четким, быстродействующим средством для исправления человека. Оно просто раскрывает ему глаза: в данный момент ты поступаешь плохо, мыслишь плохо, плохо относишься к другим.
Предпосылки для изменений
Мы живем в период, когда весь мир - это общий рынок, общий банк, все - совместное, одни компании покупают другие, одни страны покупают части других стран. И все уже до такой степени перемешано, что нет такой страны, которая не могла бы пострадать, если что-то произойдет в другой стране. Есть множество людей, которые заинтересованы в том, чтобы разрушить или построить что-либо во всем мире или в каких-то отдельных его частях, и есть те, кто не заинтересован в этом.
Мы должны лишь в общем рассматривать такое состояние, когда каждый ради достижения своего личного удовлетворения действует всеми возможными способами, не важно какими, даже с помощью войны, только ради того, чтобы улучшить свое положение.
После того, как эти основные человеческие стремления исчерпываются, реализуются, общество видит, что на протяжении всей истории оно так ничего и не получило.
Так вот, мы сегодня пришли к такому состоянию, когда и власть, и слава, и знания ничего, в принципе, человечеству не дают. Но это ощущение бессилия - наполниться хоть чем-то - подталкивает людей, всевозможные круги, группы, государства на различные безрассудные поступки. В этом и состоит причина террора. Если мы не преуспеем в распространении альтруизма, то вероятно появление нацистских режимов в основных странах мира, причем в наиболее развитых.
Таким образом, к власти может прийти, с одной стороны, экстремистское крыло ислама с его жаждой господства, с другой стороны, нацистский режим, который проявится во всей своей мощи в самых развитых странах Европы, Америки, а, возможно, и в России. И если появится в какой-нибудь стране некий проповедник вроде Гитлера, который заявит, что национал-социализм удобнее и полезнее для народа этой страны, чем интернационализм - то люди пойдут за ним. Ибо альтруисты малочисленны, а истинное большинство - являются эгоистами. Ради спасения мира от нацизма и истребления в будущей атомной войне необходимо срочное распространение знаний об Общем Законе Природы и необходимости подобия ему.
Таким образом, если человечество не изыщет средства для утверждения культуры альтруизма, если оно не увидит, не убедится явно, какие законы существуют в мире, если не поймет, что наносимый им самому себе вред настолько очевиден, что не возможно и дальше поступать так дурно, тогда оно скатится в страшный период.
Путь к миру и процветанию, именно в настоящий момент, на этом этапе, когда человечество вышло на нынешний уровень развития, когда оно может выбирать - продвигаться ли ему добрым путем или злым, зависит только от воли самих людей. Поэтому утверждение культуры альтруизма - самая главная задача во имя того, чтобы, возможно, хоть как-то сократить, улучшить, смягчить тот период, который нас ждет.
Добавим к этому, что самым сильным оружием является мысль. Известно, что чем мощнее сила, тем она более неуловима. Есть сила кулака или палки. А есть сила электричества - она уже требует особых приспособлений для передачи. И есть силы, которые не нуждаются в каком-то переносчике. Это силовые поля. Их огромное множество. И разница между ними в качестве силы. Известны электрические, магнитные и гравитационные поля. В нашем мире это зависит от частоты волн - чем выше частота, тем сила более неуловимая и более мощная.
Но самая мощная - это сила мысли. Мы пытаемся уловить ее хоть в каком-нибудь облачении, но пока нам это не удается. И мы не можем это разгадать, то есть воспринять это поле подобно тому, как мы улавливаем магнитное поле с помощью реакции на него куска металла или магнита. У нас нет ничего, что реагировало бы на поле мысли. Невозможно измерить, откуда это пришло, какова его мощность, и тем более его содержимое. Потому что это не простая сила - внутри нее проходит передача чего-то высшего, со ступени уже не нашего уровня.
В обществе каждый, кто недоволен строем, жизнью - действует, в основном силой своей мысли, своего эгоистического желания, а по сему - во зло. Но и во благо тоже, потому что хочет изменить положение дел, хотя и ради себя. Это отрицательное воздействие очень мощное и его невозможно уничтожить, изменить, пока мы не изменим причину - намерение человека с эгоистического на альтруистическое.
Польза
Один из главных вопросов, который возникает у каждого, перед кем стоит перспектива даже неизбежных, может быть, изменений в обществе - "что мне это даст"? Вопрос вполне понятный и требует ответа незамедлительно. До тех пор, пока я не увижу, или мне не передадут каким-то образом пользу от будущих изменений, я буду влечься за ними только из страха наказания или порицания, по привычке следовать большинству, от безысходности. Может быть, даже буду обузой для тех, кто видит во всем какую-то цель. Но делать нечего, такова моя природа, - я должен знать, что меня ожидает. Тем более, действия, направленные на выживание человечества, должны быть действительно совеметными и сознательными.
Поэтому надо рассмотреть, что же изменится для человека в результате подобных действий. Можно сказать прямо, что результатом для мировоззрения человека будет новый мир. В результате следования этому общему закону природы, закону жизни, у нас изменяется видение мира, и это - новое постижение мироздания.
Так устроен наш эгоизм - любая учеба, деятельность меняют для нас видение мира потому, что он требует оплаты себе за каждое движение, каждое усилие. Поэтому чем большие усилия мы вкладываем в изучение чего-то нового, в создание нового, тем это новое становится родным нам, светочем для нас, как ребенок для матери составляет весь ее мир.
Так же и для нас - наш мир составляет то, что мы создаем, приобретаем, открываем для себя. Даже если я прикладываю усилия, чтобы придать важность чему-либо - даже за эти усилия мой внутренний хозяин, эгоизм, вставляет это "что-либо" в драгоценную мозаику моего личного мира, все детали которой он соединяет крепчайшим цементом - моим собственным "я".
И так как осознание единства как требования природы, осознание живой необходимости делать все возможное, чтобы жизнь моя и общества стали поворачиваться в этом направлении, еще очень слабо в нас, поэтому оно требует еще настолько больших усилий, что каждое из них практически меняет самого человека.
Язык наших понятий настолько создан нашим же эгоизмом, настолько пропитан само собой разумеющейся личной выгодой от каждого шага и движения, самые высшие наши альтруистические позывы настолько запрограммированы обществом и не принадлежат, по сути, нам самим, что сделать что-либо в совершенно новых понятийных рамках "ради уподобления природе" потребует таких усилий по осознанию и усвоению нового, что результат не замедлит сказаться. И это будет открытие мира.
Природа наших желаний
Материалом, из которого создан этот мир, является желание насладиться. Внутри всего, что существует в этом мире, заключено эгоистическое желание наполнить себя наслаждением. Эта сила, стремящаяся наполнить себя, формирует вокруг себя материю.
Если эта сила - слабая, то она формирует вокруг себя неживую материю, вся природа которой направлена лишь на то, чтобы удержать свое состояние. Если эта сила больше, то она создает вокруг себя растительную жизнь. Растение уже поглощает и выделяет полезные и вредные вещества и немного ощущает окружающую среду: солнце, дождь. Оно уже живет и умирает, но в нем все еще не достаточно силы для того, чтобы передвигаться с места на место. Если сила еще больше, то она создает вокруг себя одеяние, называемое "животным", которое уже может перемещаться с места на место и размножаться особым образом. Животное уже немного чувствует других животных, но пока еще не ощущает прошлого и будущего - оно воспринимает только свою жизнь в настоящий момент.
Все элементы, существующие на неживом, растительном и животном уровнях, находятся под полным управлением природы. Они не могут творить добро или зло, а лишь исполняют указания природы. Поэтому невозможно говорить об эгоизме, существующем внутри неживого, растительного или животного, ведь они действуют в четком соответствии с законами, заложенными в них природой.
Человек же появляется как следствие еще большего эгоистического желания. Даже его физические, телесные желания превышают меру того, что ему необходимо. Человек не знает меры даже в еде, в сексе, в семейных отношениях - то есть в таких желаниях, которые относятся к его физическому телу. Он не действует в них по необходимости, словно животное - желания человека чрезмерны. А кроме того, человек обладает особыми желаниями: к богатству, власти, славе и знаниям.
Именно эти желания, которые называются "человеческими", и заставляют его творить зло, поскольку человек хочет использовать общество для собственной пользы. Он наслаждается от того, что унижает другого человека и властвует над ним. Эксплуатация ближнего, наносящая ему вред, называется эгоизмом.
Эти желания в человеке совершенно непомерны, а кроме того, они постоянно развиваются. Из этого нам становится ясно, что человечество еще не закончило свое развитие, в противоположность неживой, растительной и животной природе. В течение десятков тысяч лет мы продолжаем непрерывно развиваться, постоянно увеличивая свое эгоистическое желание, и это толкает нас к развитию общества, к появлению новых общественных формаций. Так мы все это время развивались в сфере культуры, воспитания, образования, науки, и люди все время думали, что это принесет им лучшую жизнь. Но сейчас мы вступаем в особый период, когда каждый чувствует, что наше тысячелетнее развитие завело нас в тупик.
Видимо, это особое время является очень хорошим, ведь теперь мы должны постичь, к чему ведет нас природа и чего она хочет от нас. Если мы сможем понять и правильно это использовать, то действительно сможем подняться на еще более высокую ступень по сравнению со своим сегодняшним существованием - к новому сознанию и новой цивилизации.
Мы видим, что невозможно наполнить желание в той форме, в какой оно создано природой, как бы мы ни стремились к его наполнению, поскольку наше желание жаждет наслаждения, наполнения, но как только получает его - тут же пропадает. Ведь приходящее наслаждение аннулирует желание.
Это подобно тому, как, будучи очень голодным, я начинаю есть и получаю большое удовольствие, а когда заканчиваю трапезу, то уже больше не наслаждаюсь - желание исчезло, и наслаждение исчезло. Всем знакомо такое явление, когда человек долгие годы гонится за какой-то вожделенной целью, а когда наконец ее получает - тут же перестает находить в ней удовольствие. Это происходит потому, что желание и наслаждение - противоположны друг другу, и потому они гасят друг друга.
Поэтому, к чем большему наполнению мы будем стремиться, тем более опустошенными будем себя чувствовать. И сейчас человечество в основной своей массе наконец начинает раскрывать, что погоня за наслаждениями в итоге не приносит удовлетворения. Поэтому молодое поколение, даже еще не успев чего-либо достичь в своей жизни, уже тянется к наркотикам, склонно к самоубийствам и депрессии. Оно разочаровалось в том, что сможет получить наслаждение от этой жизни, потому что напрямую в самом деле невозможно насладиться.
А с другой стороны, у нас есть такие примеры в жизни, из которых видно, что человек может наслаждаться, когда он дарит, когда он любит, отдает. Почему это происходит? Потому что он не вносит наслаждение внутрь желания - его желание и наслаждение отделены друг от друга и находятся в разных местах. Как мать, кормящая ребенка и всё отдающая ему, наслаждается тем больше, чем больше он получает, и ее наслаждение совершенно неограниченно. В этом, собственно, и заключается вся мудрость, позволяющая достичь счастливой жизни, наполнив себя и всё человечество.
Мы видим, что со стороны природы в такой форме построена вся жизнь и все живые организмы. Несмотря на то, что каждая клетка сама по себе - эгоистическая, но они соединяются все вместе ради общей жизни и отменяют себя друг перед другом.
Из нескольких найденных в природе примеров нам видно, что все-таки существует решение для выхода из кризиса, в который сейчас вовлечен весь мир. Кризис в сущности заключается не в самом мире, а в понимании человека, как стать счастливым и наполнить остальных.
С одной стороны, мы видим, что альтруизм присутствует в природе, в живых организмах, и без него живой организм не смог бы существовать. Каждая клетка тела получает лишь необходимое для поддержания своей жизни, а в остальном заботится только об интересах всего организма. По такому же принципу мы должны существовать и в нашем теле, на человеческом уровне, и именно этого требует от нас природа.
Альтруизм в обществе
Со стороны природы проведена соответствующая подготовка в животном организме, однако она отсутствует на человеческом уровне. Но и на человеческом уровне природа приготовила для нас условия, позволяющие организовать нашу жизнь согласно тому же закону природы - закону любви и отдачи. В человеческом обществе всегда существует около десяти процентов альтруистов по своей генетической природе. Они всегда присутствуют в мире, и это - условие, подготовленное для нас природой. Им не достает лишь осознания того, что в их объединении и влиянии на всё остальное человечество заключается решение мирового кризиса.
Ведь до тех пор, пока мы не приведем себя к равновесию с природой, мы всегда будем получать от нее удары. Подобно тому, как на неживом, растительном и животном уровнях каждый организм существует, получая только самое насущно необходимое, так и мы должны установить между собой тот же закон, и каждый должен получать только необходимое для своего существования, а остальное отдавать всему человечеству, действуя словно одно тело.
Ведь в действительности, мы и принадлежим одному телу, и всё развитие человечества и глобализация, которую мы сейчас ощущаем, чувствуя насколько все мы связаны между собой - всё это призвано заставить нас понять, что мы должны существовать именно в такой форме. В этом, в сущности, и заключается решение.
Главное, чего нам не достает - это достичь общего равновесия с природой, и тогда прекратится давление на нас со стороны природы, стремящейся привести нас к этому равновесию. Это зависит только от осознания человека - от того, насколько мы станем мудрее, чтобы не дожидаясь ударов, быстрее продвигаться вперед.
У цивилизации есть достаточно материала исследований, обобщение и экстраполяция которых на общие принципы природы дает нам возможность сформулировать эти принципы. Обобщив все известные нам процессы, мы можем сказать, что результат любого процесса зависит от взаимоотношения между элементами. Таким образом, экстраполируя, мы можем сказать, что альтруизм, отдача являются основным принципом природы как наиболее общей системы.
Эгоизм - основа жизни, но абсолютный эгоизм приводит к личной опасности, конфликтам, неустойчивости общества, поскольку выгода достигается за счет ущерба других и требует дополнительной силы для защиты добытого. Поэтому некоторая степень альтруизма обязана возникнуть по чисто эгоистическим причинам. Так сформировались "группы взаимного сотрудничества и страховки" семья, племя, нация, где альтруистический эгоизм служит ключом к успеху. Это единственный способ сохранить разделение труда. Как клетки в теле, так и люди в обществе - ради выигрыша от объединения отказываются от независимости (натурального хозяйства) и берут на себя специализированные функции в обществе, где безопасность и жизнеспособность целого всех вместе значительно больше, чем каждого в отдельности до объединения.
Альтруизм - нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.
Он заключается в бескорыстной заботе о благе ближнего, противопоставляется эгоизму, как принцип антиэгоистический, и предполагает самоотречение, ибо забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса. Как писал Альберт Эйнштейн: "Человек может найти смысл в жизни, какой бы короткой и опасной она ни была, только посвятив себя обществу." Альтруизм заложен в основах нашего е общества - при абсолютном преобладании эгоистов культура, наука, искусство, религия, мораль и право целиком опирается на концепции альтруистов.
Создание новой культуры
Со стороны природы человек подготовлен так, чтобы делать всё ради достижения признания в обществе. Нам только кажется, что мы гонимся за богатством, славой, властью и движимы другими страстями - на самом деле мы стремимся к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах общества. Только получив общественное признание, человек чувствует себя человеком. Поэтому, если мы изменим принятую в обществе систему ценностей - в сторону альтруизма, то человек будет вынужден изменить свое поведение.
Если мы искусственным путем изменим в обществе систему ценностей так, чтобы общество начало ценить в человеке только его альтруизм, то человеку будет стыдно оставаться эгоистом, и он непременно пожелает отдавать обществу.
Если дома дети будут относиться к отцу согласно тому, насколько он почитаем в обществе, если будет цениться то, сколько он жертвует и отдает, если всё общество, близкие ему люди и далекие, в любом месте будут оценивать его только по его общественному вкладу, то ни у кого не останется выбора - он будет вынужден стать жертвующим и отдающим.
Когда человек достигает зрелого возраста, он входит в человеческое общество и общество начинает склонять его в разных направлениях. Отсюда следует, что по сути, мы должны изменить общество, чтобы общество изменило человека. А сам человек, как мы видим, на протяжении своей жизни ничего не решает. Он изменяет окружение, в котором живет, и этим изменяет свою судьбу, изменяет свое поведение и ценности, и в соответствии с этим, изменяется сам.
Мы должны так организовать общество, чтобы оно повлияло на человека и привило ему ценности, направленные на достижение равновесия с природой, в соответствии с законом правильного отношения ко всему человечеству, как к единому организму - "как один человек с единым сердцем". Общество должно быть организованно таким образом, чтобы оно поняло, что иначе оно не сможет выжить, и у него нет другого выхода, кроме того, чтобы начать искусственно прививать каждому правильные ценности и чтобы человек был вынужден подчиняться им, адаптировать их к себе. Это, несомненно, зависит об общества.
Когда человек увидит, что от него ожидают только действия отдачи, он будет вынужден изменить себя, поскольку в своих человеческих желаниях - желаниях денег, почета и знаний, он желает соответствовать ценностям, принятым в обществе.
Если бы человек жил в джунглях, он бы никогда не захотел денег, почета и знаний, в нем самом эти потребности совершенно отсутствуют. Но когда он находится в обществе, и общество говорит ему, что ему стоит делать, а что не стоит, т.е. в принципе, навязывает ему искусственные ценности, он начинает стремиться к ним. Но, на самом деле, он наполняет себя ощущением, что он соответствует стандартам, которые ему предлагает общество. Вместо того, чтобы стремиться к одним ценностям, человек увидит себя уважаемым в глазах общества благодаря другим ценностям. Ради этого человек будет работать, поскольку все, что он делает, реализуя желания, относящиеся к человеческому уровню, достигая богатства, почестей и знаний, он делает, чтобы удостоиться уважения в глазах общества.
Со стороны природы проделана подготовка, позволяющая нам изменить общество и прийти к новой цивилизации приятным и легким путем - достичь переоценки ценностей в человеческом обществе. Разумеется, мы должны обращаться ко всем с любовью, ведь ничего не создано с целью быть уничтоженным или стертым из этого мира. Именно правильным сочетанием альтруистических и эгоистических сил, существующих в обществе, мы придем к совершенству и гармонии.
В эгоистическом обществе у нас также подготовлено много предпосылок к тому, чтобы достичь альтруизма. Ведь всё наше образование и культура в эгоистическом обществе основаны на альтруистических принципах. Мы учим детей в школе и дома: "Будьте уступчивыми и вежливыми, относитесь ко всем остальным по-дружески". Мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо относился к другим людям, потому что это защищает его. В нашей культуре, в кинематографе, мы воспеваем и ценим альтруизм.
Ни один человек в обществе не станет открыто возражать против альтруизма. Никто не сможет сказать, что он не хочет быть альтруистом. Наоборот! Самый плохой член общества скажет: "Я отдаю обществу, я болею за него душой!" Все правительства, всевозможные организации, построенные на капиталистических принципах, тоже гордятся тем, что действуют якобы на благо человечеству.
Думаю, что первые шаги, которые необходимо предпринять, должны быть направлены на построение единой альтруистической организации, постоянного центра, который бы занялся формированием идеологии альтруизма. Нужно понять, что знание диагноза заболевания - это уже половина излечения. И за счет того, что человек понимает, в какой ситуации он находится, и понимает, что природа приближает его как раз к хорошему состоянию - он получает жизненные силы. Это убедит его избавиться от наркотиков и депрессии, поскольку он увидит впереди свет.
Думаю, что XXI век будет действительно эрой внутренней духовной перестройки человека, смены его ценностей; отношение его к миру, к себе коренным образом изменится. Человек может все, и в то же время не получает взамен ничего, поэтому теперь самый главный вопрос, который остро встает перед ним - о смысле своего существования, о смысле жизни. Скоро станет ясно, что наши общественные проблемы, наркотики, распад семьи, террор, войны, ненависть меж людьми, между народами, разлад с самим собой, - все это будет перестроено, пересмотрено и приведет к тому, что жизнь станет намного проще, она сделается намного более понятной человеку. И все общественные отношения, конечно, изменятся. У нас нет здесь большого выбора: или следующие общественные отношения и государственные формы приведут к неизмеримым страданиям, может быть и к ядерной войне, к вымиранию 99% ныне живущих на земле людей, или мы примем альтруистическую этику - одно из двух.
Альтруистическая этика означает действия отдачи не ради награды, без внешнего принуждения, основанные лишь на альтруизме и чувстве ответственности по отношению к обществу, к человечеству. Достигается она воспитанием в совокупности с перестройкой разума общества, которое будет содержать, обеспечивать и утверждать человека по выходе из системы воспитания.
А разум общества обуславливается не обучением, но только общественной пользой. На сегодня общественная польза оценивается лишь по отдельной стране проживания данного общества и неизбежно находится в противоречии с другими народами и странами. Чем же поможет здесь воспитание? В подтверждение тому факт, что еще не создана нравственность, которой хватило бы для "интернационализма", т.к. убийства, грабеж и т.д. властвуют во всей своей ярости без какой бы то ни было нравственности. Более того, большой убийца считается добродетелен, если убийство совершено в свете патриотизма. В нынешнее время нужна международная нравственность.
Когда мы говорим: "Возлюби ближнего, как самого себя", - это означает, что в моем отношении к ближнему нет никакого обращения к себе. Я весь - только средство, чтобы принести пользу ближнему. Это называется любовью в нашем понимании. И только таким образом мы придем к решению. Все остальные принципы, которые провозглашает общество, согласно своему уровню, приводят к тому, что мы наблюдаем сегодня. И все правы в том, что любят друг друга, и мы можем видеть , что они делают друг другу из любви. И у каждого есть полное оправдание.
Традиции народов и общество будущего
Расселение, разделение, удаление людей друг от друга - оно необходимо. Деление на расы, национальности, народы, ментальности, которое произошло в течение истории - это все и естественно, так как рост эгоизма = это дифференциация, рост самодостаточности частей, - и необходимо. Потому что именно на основе всего разделения, сейчас, когда будет достигаться соединение, и проявится мощь этого соединения, проявится возможность подняться на высочайший уровен, при сохранении всех различий, ничего не дискриминируя, ничего не нивелируя, не уничтожая. Именно сохраняя всю уникальность каждого - и человека, и народа, и цивилизации, - объединиться над этим над всем в одно единое целое с природой во взаимную отдачу.
А ведь существуют огромные различия религиозные, национальные, этнические, ментальные, каких только нет. И они еще будут проявляться. Сейчас только начало развития последней стадии эгоизма, которая реализуется в нас.
Поэтому нельзя нивелировать отличия. Каждому народу присущи его традиции, его, исторически сложившаяся культура, религия. В этом отношении каждый народ является особой и неотъемлемой частью общего организма, человечества. Таким образом приобретает внешнее выражение присущий этой части человечества, этой земле, характер нашего внутреннего материала, желания насладиться. И если каждому народу свойственно свое внешнее облачение, то возникает вопрос: нужно ли учитывать это, когда мы говорим об отдаче? Ответ однозначен: нет. Данный аспект, отдача, подчинение природному закону альтруизма, так необходимые для исцеления больного тела человечества, является уже внутренним относительно внешнего поведенческого облачения. Можно поистине одними и теми же словами объяснять наш метод всем и каждому, всему человечеству. Тут не бывает "стилей подачи": японского, корейского, таиландского, южноамериканского.
Поэтому останутся те же особенности и отличия, но над ними люди будут приподниматься в общей связи с общей целью. В семье, когда любят друг друга, не мешают никакие естественные противоречия - ни половые, ни расовые, ни национальные, любые. Если над этим над всем есть понимание, любовь, общая цель, то все это, наоборот, дает дополнительные качества, проявления любви и единения.
Наш призыв к человечеству выдвигает общий природный фундамент для любого человека, кем бы он ни был и в каком бы окружении не жил - любой человек, воспринимая себя, как часть глобальной системы, может оставаться в своей религии, ментальности, становится общим элементом глобальной системы. Но если не принимает этого единого для всех правила - становится чуждым элемент относительно всего человечества. Это возможно только если все страны принимают глобальную интеграцию общества как необходимое состояние.
Таким образом, закон альтруизма дает всем абсолютную точку отсчета.
Наше обращение к миру
На протяжении всей человеческой истории, начиная с распространения этики и различных религий, существовали периоды, в которых проблемы взаимоотношений между людьми, понятие любви между ними и важность этого свойства распространялись по миру в более интенсивной форме, прорывались сильнее. Так почему, например, распространение в мире религии, когда человек с животного уровня перешел к цивилизованному обществу, или борьба за права человека в 60-е годы не помогли, а сейчас понятия любви и отдачи помогут?
Раньше недоставало осознания, зрелости. Такие периоды были и, как правило, они возникали после войн или больших природных катаклизмов. Прорыв любви, который иногда приходит в виде сплочения народа относительно какой-то задачи, все еще находится в рамках эгоизма: лидеры получают более управляемый народ, можно указывать, на основании всеобщего стремления к сплочению можно убедить в чем-то человека, народ может гордиться собой. А сейчас это, стремление к сплочению, к любви, приходит в результате кризиса, отчаяния, смирения - еще даже до осознания этого человеком - относительно высшего принципа отдачи и любви. Такого еще не было. В нас уже созрела готовность принять альтруизм и любовь к ближнему как природный принцип для жизни человека и общества.
Мы обязаны объяснить миру величину зла, приходящего к нам. Сегодня нет недостатка в материале на эту тему, но не хватает объяснения причин. То есть, для ступени развития, на которой находится человечество сейчас, нужно, с одной стороны, ощущение и осознание опасности положения и желание выжить, с другой стороны, - работа. Всеобщее осознание невозможно без обоснованного показа того, что закон альтруизма, единства есть высший закон природы. Именно этого сегодня не хватает в объяснениях ученых. Каждый из них приводит факты, строит угрожающие прогнозы на несколько лет вперед, говоря о страданиях, которые нас ожидают.
Вместе с тем, что на сегодняшний день уже имеется осознание того, что все мы существуем как одна семья в одной комнате, отсутствует тот факт, что все наши беды возникают из-за нашего эгоизма. Это тоже начинают осознавать. Но возникает вопрос: с чего мы начинаем и помощью чего в конце-концов исправляем это состояние?
Допустим, мы хотим быть добрыми, относиться с любовью друг к другу. Как это можно сделать, как дать людям способ, методику, чтобы они могли, следуя ей, придти к такому состоянию? Приходя к этому вопросу, все поднимают руки от бессилия что-либо изменить.
При этом осознание того, насколько благополучие общества зависит от наших совместных усилий, альтруистического отношения к нему, заботы о нем, прекрасно понятно всем и доступно пониманию на простейших примерах из жизни. Например, что делает младенца "главой семьи", почему все в семье вращается вокруг его потребностей, болей и радостей? Именно его зависимость от всех в семье, от их заботы, объединяет их. Все внимание больших направлено на заботу о нем и это делает из них настоящую семью. Точно таким же образом понимание того, насколько общество беспомощно, нежизнеспособно без того, насколько в тебе, во мне проснется желание жить только лишь ради его блага, как у родителей в семье, приведет всех нас к решению о том, чтобы жить только альтруистическими ценностями.
другие статьи автора:
http://www.antropolog.ru/doc/persons/laitman