Москва, Питер - всё это витрины страны. Как живёт остальная Россия? А вот примерно как на фотографии. Но когда у нас случается Олимпиада, Универсиада или ещё какой Чемпионат, города начинают приводить в порядок. Сейчас взялись за Красноярск: закапывают провода, сажают деревья на тротуарах, укладывают бордюрный камень и меняют плитку. Даже сносят ларьки возле остановок! Делают такую Москву в миниатюре.
Причина простая - к нам опять едут иностранцы. Теперь - в Сибирь, где через полгода пройдёт Универсиада. Посмотрим, как город к ней готовится?
В Красноярске я был дважды, оба раза зимой, в морозы. Город лежал под снегом, и особенного трэша и грязи я не заметил. Красноярск даже понравился, в отличие от Новосибирска, на тот момент там были и вкусные рестораны, и места где погулять. Последний раз был 5 лет назад. А на днях увидел в ЖЖ пост красноярского жителя Сергея Филинина (
feelek), опубликовавшего свою фотопрогулку по городу за полгода до Универсиады. Да, в марте 2019 сибирский город примет Студенческие игры, как когда-то Казань. Та благодаря подготовке к мероприятию превратилась из задрипанного провинциального города в третью столицу России и один из самых благоустроенных городов страны. Причём после соревнований изменения только продолжились. Потому что игры хоть и были поводом, но стали отличным катализатором к изменениям. Приезжайте в Казань, увидите сами! Ну а что Красноярск? Смотрите! Только помните, что если бы не предстоящая Универсиада, даже этого бы не было.
- Давайте представим, что Универсиада уже завтра, - пишет Сергей Филинин. - И иностранный турист приехал перед соревнованиями погулять по городу. Что он увидит, какие эмоции от Красноярска у него останутся? Если ли нам что показать кроме заповедника Столбы?
В своём репортаже он отметил, что показывает только центр, лицо города. Никаких подворотен и цыганских поселков. Полную версию читайте
здесь, а я лишь процитирую некоторые моменты.
1 Начнем с аэропорта. В конце прошлого года в Красноярске открыли новый терминал. Очень крутое здание, красивое оформление, по большей части продуманная навигация. Проблема возникает при выходе из аэропорта - он всего один, и таблички, на него указывающие, есть не везде, где надо.
Выйдя из здания, попадаем на площадь с новой плиткой. Она красивая, только вот меньше чем за год ее уже успели загадить и заплевать жвачкой, которую очень тяжело убрать (возможно ли вообще?) Как это будет выглядеть еще через несколько лет?
2. Прилетевшего туриста встречают таксисты-бомбилы, которые просят за поездку до города 1,5-2 тыс. рублей. На автобусе можно уехать меньше, чем за 100 рублей до автовокзала. Вот так выглядит автокасса в аэропорту. Современно, что тут скажешь. Как эту кассу должен найти турист, интересно? У меня еще ни разу не получалось доехать на нормальном комфортном автобусе до города. Либо это автобус из Кедрового, который везет дачников и заезжает в Емельяново, либо это проходящий автобус из какого-нибудь Кемерово, где пассажиры спят, максимально разложив кресла и раскинувшись на два места. В общем, автобус из аэропорта это лотерея. Туристу проще доехать на такси за 650 рублей, вызвав заранее через приложение, чем разбираться какой маршрут когда и во сколько отходит и как потом с автовокзала попасть туда куда надо.
3. Знакомство с Красноярском начнем с железнодорожного вокзала. Опять же, сам вокзал неплохой, а вот окружающее его пространство не очень. Кстати, на вокзале наконец-то скоро появятся лифты и пандусы. Пассажиры с большими сумками будут страдать поменьше. Поменьше потому, что все равно нужно будет с платформы подниматься на пешеходный мост или спускаться в тоннель и проходить с кучей сумок через бестолковые металлодетекторы.
Привокзальная площадь выглядит полузаброшенной. Кое-как работает один из фонтанов, остальные два просто стоят грязные и заросшие тиной. Чувствуется какой-то упадок. Все ушатанное, грязное, видно, что здесь никто ни за чем не следит.
4 Переходим дорогу - оказываемся на парковке. Здесь по-прежнему стоят "рекламомобили", уже как минимум полгода. И сделать с этим никто ничего не может.
6 Дороги уже проваливаются после свежего ремонта. Это одна из основных проблем - низкое качество проводимых работ. До сих пор зачастую асфальт кладут в дождь, не подготавливают основание, не предусматривают водоотведения. В итоге через год, максимум два, ремонт нужно делать снова. Этим летом я побывал практически во всех соседних городах и с уверенностью могу сказать, что в Красноярске одни из самых плохих сибирских дорог, хуже только в Омске и, возможно, в Томске. И это даже несмотря на огромные красноярские бюджеты на ремонт дорог в последние два года.
7 Позитивные изменения - на перекрестке Деповской и Бограда появился пешеходный переход! Раньше тут стояли заборы и перейти можно было только метрах в ста от перекрестка в районе автобусной остановки. Похвально!
8 И наконец-то снесли старый заброшенный цех Комбайнового завода напротив вокзала. Теперь видно следующий старый заброшенный цех :) Но к Универсиаде, наверное, уже возведут несколько этажей строящегося жилого дома, который вид на забросы перекроет.
9 Доступная городская среда по-красноярски. Да, в последнее время с коляской по городу стало удобнее, потому что во многих местах появляются правильные переходы с заниженными бордюрами. Только вот поле дождя ходить стало совсем невозможно.
10
11 За последний год в городе появилось довольно много камер на дорогах. Хотя по сравнению с соседними городами их все равно еще очень мало. Надеюсь, камер будет больше, и наконец-то начнет повышаться культура вождения. Сейчас, если нет камер, никто не стесняется вылазить на перекресток во время затора, ездить по автобусным полосам, поворачивать из среднего ряда по секции (как например на Партизана-Октябрьской). На центральной улице - проспекте Мира - нет ни одной камеры контроля скорости, чем пользуются всякие любители погонять вечером по городу.
12 Платная парковка в Красноярске до сих пор не работает. Мало того, не работает значительная часть паркоматов. До сих пор штрафы за неоплаченную парковку получают лишь единицы из-за неэффективности работы административной комиссии. Вся парковка в центре обязательно должна быть платной, иначе получается как сейчас - днем припарковаться практически негде, ведь все заставлено машинами тех, кто приехал на работу с утра и оставил машину на весь день. Для экономики города необходима высокая оборачиваемость мест, но город делать для этого почему-то ничего не хочет.
13 В 2017 году заменили просто рекордное количество бордюрного камня. Из-за этого горожане все лето стояли в пробках. Через год половина новеньких бордюрчиков уже развалилась. В этом году ситуация практически повторилась, только на центральных улицах стали класть гранитные бордюры.
14 Робеспьера-Ленина. Уже месяца полтора перекресток примерно в таком состоянии. Люди вынуждены выходить на проезжую часть, чтобы обойти строительные работы на тротуаре. А это, между прочим, один из подходов к детской поликлинике!
15. Работы на Ленина в разгаре. Разгар начался в середине лета, и с тех пор все примерно так.
Скажите, а только мне кажется, что здесь чего-то не хватает? Например, деревянного настила, забора, огороживающего зону проведения работ? Если пострадает пешеход или ребёнок случайно ухнет в разрытую яму или споткнётся о плитку - кто будет платить? Вопрос к мэрии Красноярска.
16 Зато потом получается красота. Плитка, деревья. Им бы ещё велодорожку положить, и всё - не отличишь от Европы!
17 Все та же наглая реклама. На центральной улице города вполне возможно на год поставить ржавый велосипед с рекламой совершенно бесплатно на пути у прохожих. И никаких штрафов, никакой ответственности. И кто говорит, что мы живем не в свободной стране?
18 Еще одна фишка - плитку решили дорисовать на поверхности бетона. Все это ведь придется переделывать в конце концов.
19 Вот это вообще пять. Тому, кто придумал, нужно сразу выдать медаль за отвагу в урбанистике. И орден за слабоумие.
20 Новые деревья на Мира. Обещали высадить крупномеры, но что-то пошло не так. Эти деревья лишь лет через десять смогут по-настоящему выполнять свою роль в городской среде - очищать воздух от выхлопов и пыли, уменьшать уровень шума, защищать тротуар от дождя и солнца. Да и то, не факт что многие из них выживут.
21 Новые опоры освещения смотрятся красиво и свет дают довольно приятный. И наконец-то убрали провода. Хотя не все.
Никого не смущает, что их новая плитка уже вся в лужах? Лужи появляются тогда, когда работы выполнены некачественно. Опять же, где водосток?
22 Только вот крепление у них вот такое. Неужели так и оставят?
Сергей, отвечу на ваш вопрос: да, всё так и оставят!
23 в сквере на Революции поставили качели
24 И гамаки. Очень классно, только делала это не администрация города, а частная компания на свои средства. Благодаря нескольким крупным компаниям в этом году сделали не только скверы, но и подсветили самые знаковые сооружения города - БКЗ, вантовый и Коммунальный мост. Ситуация, в которой на государственные деньги можно делать только дешево и плохо, явно ненормальная. В таком случае надо искать способы привлечь частных инвесторов, которые за свои деньги могут сделать хорошо и красиво.
Мокрые гамаки - как это романтично.
25 Новые лавочки напротив резиденции губернатора края. Странно.
26 Пройти по главной улице города трудно.
27
28 Пробка на Коммунальном мосту. Там, где образуются пробки, обязательно нужна выделенная полоса для общественного транспорта, чтобы у людей была возможность не терять время в заторах. Трудно за разумные деньги, не снеся при этом половину города сделать широкие дороги и развязки, чтобы хорошо было всем. Таких денег у Красноярска никогда не будет. Но сделать общественный транспорт эффективным вполне возможно.
30 Сама набережная неплохая и за последний год стала сильно лучше. Появились тренажеры, разные зоны активности, частично закрыли парковку слева от моста. Похвально. Только остается вопрос о доступности набережной. Попасть сюда по-прежнему трудновато из-за малого количества переходов и пандусов.
31 Остановка "Улица Перенсона". Одно из самых неприятных мест в центре Красноярска. Раньше здесь на узкой дорожке толпились люди в ожидании автобусов, из каждого третьего павильона доносилась громкая музыка и рекламные объявления, а с обратной стороны павильонов было тяжело пройти из-за нерегулируемой парковки и стойкого запаха мочи. Сейчас павильоны сносят. Что же будет взамен?
32 Все-таки город меняется в лучшую сторону. Но при этом качество проводимых работ оставляет много вопросов. Понятное дело, что последние полгода будут пытаться "накрасить губы" всему городу (как говорит нам мэр), и, скорее всего, многое как следует сделать не успеют, поэтому придется впопыхах пытаться сделать уже хоть как-нибудь. Город столкнулся с тем, что появилось много денег, только опыта их эффективного расходования нет. Останется ли красноярцам что-то от этой масштабной реконструкции после Универсиады? Или в следующем году нам снова придется с апреля по ноябрь ходить по перекопанным улицам и терпеть перекрытия дорог из-за очередной замены бордюров?
Показательный репортаж, что и говорить. Все эти изменения, как минимум, должны были происходить сами по себе, вне всяких универсиад. Но никто ведь не чесался даже год назад?
Почему мы пускаем пыль в глаза иностранцам, но сами согласны жить в разрухе и дерьме? А ведь Красноярск - мощный город, миллионник, центр огромного края.