Это место совсем не похоже на Польшу. Оно, скорее, одновременно напоминает и Калининград, и Донецк. Отсюда выперли немцев - раз. И здесь все заточено под угледобычу - два. Взрослые пьют, детишки кидают зиги, бабки ходят в халатах. Тлн и бзсхднст, короче.
Но рассказывать об очередном логове польских быдлозавров мне не очень интересно. А вот самая глубокая шахта Европы - другое дело! Там я увидел много чудес, включая Санта-Барбару с конями. И - выпил глубочайшем в мире кабаке. Читайте репортаж из предбанника самой Преисподней!
1 Сегодня снова буду удивлять - вы никогда не слышали раньше про Забже? Зря, ведь это один из самых колоритных городов юга Польши, несмотря на своё странное для русского уха жабье название. А к Польше он и вовсе стал относиться лишь после 1945 года, когда территория вошла в состав государства по итогам Второй мировой войны. До этого здесь была Германия, архитектурный формировали немцы. При них город назывался Гинденбург, в честь рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга, на тот момент ещё лишь генерала, главнокомандующего времён Первой мировой (на Восточном фронте против России). Но все эти энциклопедические сведения я перепечатываю здесь лишь для общего развития, к самому рассказу о городе они отношения не имеют.
2 Гораздо важнее будет знать, что сразу после капитуляции нацистской Германии живших здесь немцев депортировали, и в городе где их жило 98% населения не осталось ни одного. Зато остались дома, впоследствии занятые поляками.
3 Эта история как две капли воды похожа на судьбу Калининградской области, той части Восточной Пруссии, что по итогам войны отошла к Советскому Союзу. На территории, где до войны не жили русские, пригнали сотни тысяч крестьян из Тамбовской и Воронежской области. Деревенских поселили в города, но ничего хорошего из того не вышло. (Читайте мои репортажи про
Калининградскую область, чем всё обернулось через 70 лет). Хотя Пруссия ещё хороший пример,
на Сахалине так просто сравняли японские города с землёй и застроили пятиэтажками.
4 Забже - чертовски красивый и уютный город, несмотря на общий налёт разрухи и запущенности.
5
6 Здания фантастической красоты!
7 Хорошо, что переселенцы люди неприхотливые, легко освоились, могли бы и снести всё или оставить стоять заброшенными. Но новые хозяева Забже не побрезговали забрать себе немецкую недвижимость. Как не гнушались до этого еврейским добром, когда тех убивали в гетто или отправляли в лагеря смерти.
8 Но не будем о грустном. Сегодняшний Забже потрёпан, но жив.
9 Вообще весь край смело можно назвать польским донбассом. Точнее Силезбассом, так правильно. Верхнесилезский угольный бассейн крупнейший подобный регион в Польше, и ещё с середины 19 века всё здесь вертится вокруг шахт, карьеров и горных заводов.
10 Когда-то Силезия была центром польской промышленности, уже в XVIII веке здесь бурно развивались сталелитейная и горнодобывающая отрасли. Ранее регион был известен производством изделий из стекла и залежами серебра и железа. У среднестатистического поляка Силезия ассоциируется с добычей угля. Это полезное ископаемое, которое в Польше иногда называют черным золотом, многие десятилетия было одним из главных богатств области.
11 Угольное изобилие способствовало развитию сталелитейной и ткацкой промышленности, которые, в свою очередь, стимулировали строительство разветвленной железнодорожной сети. Теперь многое из этого не нужно и заброшено.
12 Туристов в Забже не то, чтобы много, но потенциал у города огромный. Закрытые производства и шахты перезапускают, чтобы водить туда экскурсии, а старую водонапорную башню хотят превратить в современный убранистический парк наподобие нью-йоркского High Line, и уже собрались освоить почти 5 миллионов евро
на это дело. В любом случае, пока что Забже редко встречается в путеводителях, но они только в начале пути.
13 Стены окрестных домов черны от угольной копоти. Потемневшие от времени и вредных выборов здания вообще одна из отличительных особенностей южной Польши. Встретить это можно повсюду в Силезии даже на заводских окраинах Кракова.
14 Недавно открывшийся детский парк возле шахты имени королевы Луизы : подземный туристический маршрут создан специально для детей
15 Центральную плошадь города украшает памятник Винсенту Пстровскому, герою труда и человеку-шахтёру (виден на заглавной фото), а чуть дальше в сквере стоят горные машины,
16 На улице жара. Польский климат в мае я представлял себе немного иначе, а оказалось, что тут жарче, чем
в Бахрейне! Измученные горожане не могут сидеть по домам (кондиционеров нет) и купаются в фонтане, после чего обсыхают возле вагонеток.
17 Местных жителей выделяют одинаково отсутствующие взгляды и красоватый цвет лица. Нет, они не сгорели на майском солнышке (хотя. и. это тоже), просто любят бухнуть.
18
19
20 А это я забрёл куда-то в цыганский район. В одном из прошлых постов польской серии я писал про местное быдло, живущее в столетних фабричных домах, превращённых в настоящие трущобы. Так вот, в Силезии такая картина повсеместна.
21 Я уже жду комментарии вроде “Да в России так половина страны выглядит”, “А в Украине ещё хуже”. Ну вот честно говоря в Забже не было ощущения, что я нахожусь в Евросоюзе и вообще за границей.
22 Если сюда иногда приезжают немцы, раньше жившие в Силезии, в какой же ужас они должны приезжать. А ведь наверняка приезжают, в отличие от Калининграда, сюда им не нужна виза и расстояния смешные.
23 Сейчас мне кажется, что эти дети зигуют, но возможно просто камера поймала такой кадр, уже не вспомню. Надеюсь, что всё-таки показалось. Хотя свастика в жилых подъездах Освенцима намекает, что возможно и нет.
24 Знак московской Олимпиады 1980 года на стене одного из домов.
25
26 И всё-таки есть как минимум один повод заглянуть в Забже, даже если вы не очень любите разруху. Мороженое здесь вкусное!
27 А на самом деле, единственное. что может заставить туриста свернуть с международной скоростной трассы А4, связывающей Краков с Берлином это угольная шахта Гвидо. Самая глубокая в Европе, но не только поэтому представляющая интерес. Разработки закрылись, но шахту сохранили в работоспособном виде и теперь водят экскурсии на глубину 350 метров.
28 Вот же ирония судьбы: то, что вогнало город в тоску и обнищание, продолжает его кормить и служит единственным шансом на возрождение.
29 Не удивительно, что практически все сотрудники музея - бывшие работники этой же самой шахты, многие специалисты остались на своих местах. Правда, ещё больше забжечан оказались на улице и были вынуждены уехать на заработки за границу или спиться от безысходности.
30 Лифт, ведущий в саму шахту называется клеть. Он состоит из трёх кабин, расположенных одна над другой, чтобы за один раз опускать или поднимать больше людей.
31 В машинном зале сидит оператор за рычагами и поднимает (или опускает) клеть. О том, что именно ему нужно сделать, сигнализируют дежурные, расположенные на верхнем и нижнем уровне. Один удар в звонок - стой. Два - поднимай наверх . Три удара- опускай в шахту. Есть комбинированные сигналы, всего 15 команд.
32 Сама шахта перестала давать уголь ещё в середине XX века, но до 90-х годов использовалась для обслуживания соседних. Стандартная экскурсия длится 2,5 часа и проходит в составе организованной группы. Бывают туры на английском языке, но в-основном набирают польские группы: туристы пока в-основном местные. Детям тоже можно, если они старше 6 лет. Малышам вообще устраивают отдельные детские экскурсии, но не здесь, а в соседней шахте “Королева Луиза” (я там не побывал, но упоминал в этом посте и
делюсь ссылкой).
33 Спуск в шахту не рекомендован людям с клаустрофобией и тем, кто испытывает проблемы с дыханием. Но вообще дышать там есть чем. Только очень холодно (+13-15 градусов круглый год), утепляйтесь!
34 В шахте Гвидо есть три горизонта: 170, 320 и 355 метров. На первом уровне показывают самые старые штольни, сохранившиеся ещё с 19 века и экспозицию, посвящённую горному делу той поры. Гид расскажет про организацию работы и технологическом прорыве, случившимся в начале 20 века. Раньше-то добытый уголь вывозили при помощи лошадей, под землёй были целые конюшни, причём однажды спущенный в шахту конь оставался там до конца своих дней.
35
36
37
38
39 В подземных лабиринтах есть даже небольшая часовня в честь святой Варвары (Санта-Барбары!), покровительницы шахтёров.
40 Уровень 320 метров это уже наш век и почти современные крупногабаритные горные машины, причём все они в рабочем состянии и экскурсовод будет рад показать их в деле.
41 Хотя шахта давно исчерпала свои промышленные запасы угля, для туристов немного осталось. Поэтому самое крутое, что можно себе представить - другой, пятичасовой тур с настоящим погружением.
42
43 Большую часть 6-километрового маршрута придётся пройти пешком, но часть его можно проехать в подвесном поезде. Это единственная подобная дорога в мире, доступная для туристов (ну, так пишут на сайте шахты-музея).
44 Самый крутой опыт, который можно получить в шахте Гвидо - самому отправиться в забой! Есть специальная программа на 5 часов, где вы в составе небольшой группы из 4-5 человек отправитесь добывать уголь по-настоящему. На мой взгляд, это гораздо круче обычной обзорной экскурсии и стоит потратить полдня времени, чтобы побыть в шахтёрской шкуре. Ну где ещё такое предложат?
45 Поделюсь впечатлениями человека, который на это решился:
Проходим в кладовую - получаем робы, рубашки, резиновые сапоги, каски, перчатки, бумажные респираторы, строительные очки, подсумок для батарей. Переодеваемся. В следующей комнате получаем батареи с фонарями, приборы самоспасения (весьма увесистый, как мне показалось весил он кг. 4), сумки с инструментами (2 на группу). Расписываемся в журналах.
Гид объясняет как пользоваться самоспасателем. Проходим к шахтному лифту. Все вместе загружаемся в него довольно плотно. Клеть расчитана человек на 8-9. У девушек на лице наблюдается некоторая встревоженность. Но спуск проходит без происшествий. Лифт идет со скоростью, с которой спускаются лифты в жилых домах. Шахтеров спускали быстрее.
Попадаем на 320 уровень шахты. Пока все чисто и светло. Мы проходим мимо группок школьников, которые смотрят на нас приоткрыв рты. Гид объявляет, что это идут настоящие шахтеры. Затем мы уходим в боковые штольни, где уже нет групп туристов увиденных нами ранее, потолочные освещение тоже пропадает и мы идем по штольням вниз на самый глубокий уровень открытый сейчас для туристов при свете налобных фонарей. С уровня на уровень, вниз и вверх, мы будем переходить в течение всей экскурсии. Освещение будет появляться только в определенных местах с указанием эвакуационного выхода.
Периодически мы останавливаемся и гид рассказывает нам: историю шахты, методы и способы добычи, устройство и принципы работы машин и механизмов, аварийной сигнализации и систем жизнеобеспечения. Мы выполняли задания: по сборке и разборке ленточного конвейера, системы подачи воздуха и откачки воды, перекидывали уголь. Описывать все подробно не буду, чтобы вы на экскурсии не заскучали. Да и как можно описать, тут делать надо. Пока мы выполняли задания гид ходил рядом, давая распоряжения и советы, иногда помогая, приговаривая: работайте-работайте, вы за это деньги заплатили. Мне за это не платят. Получая после выполненной работы от гида оценку ввиде двойки мы шли дальше. Да, люди высокого роста будут периодически биться головой в каске о разные выступающие конструкции и своды штолен и ходить в некоторых местах в полуприсяде. В нашей группе был один такой крупный товарищ ростом примерно 1.90-95. Я со своим средним ростом нет-нет да и прикладывался головой об какую-нибудь балку.
Экскурсия окончена, возвращаемся к лифтам. Поднимаемся наверх, фотографируемся и в душ.Не сказать, что прям были чумазые с ног до головы, но освежиться было приятно. Пыли, прям висящей в воздухе, в шахте нет. Она поднимается только когда перекидывали уголь, возились с оборудование или на уровне ботинок когда ходили по штольням, да и если притрешься пока выполняешь задание или сидишь на привале. Когда идет настоящая добыча в шахте пыль стоит стеной, что дальше руки не видно, а шахтер черный как сам уголь. // forum.awd.ru
46 Тур заканчивается в самом глубоком баре в мире. Вообще не шутка и не преувеличение, где вы ещё сможете выпить пивка на глубине 350 метров? Правильно, только здесь! Подают даже местное пиво двух видов (лагер и стаут), сваренное хоть и на поверхности, но специально для этого бара. Сувениры продаются здесь же.
47 Кстати, если вы не хотите на эккурсию, а просто желаете прибухнуть под землёй, отдельная клеть-шатл ходит в 15 и 45 минут каждого часа.
48 Вот такой он, польский “донбасс”. Если репортаж понравился - ставьте лайк и пишите комментарий. Если нет - тоже пишите, пусть люди знают. И завтра в 10 утра жду вас, расскажу про совсем уж необычный польский город.
Ещё минуточку! Все мои путешествия застрахованы на
1 миллион долларов в Абсолют Страхование. Читателей блога ждёт специальная
скидка 20% на любую страховку.