В мире выросло знание некоторых полей исследований. Мы увеличили научную информацию; мы улучшили нашу технологию; мы получили значительную пользу в социальных науках и в сфере экономики.
Наша мудрость в духовности и философии, однако, похоже, остановилась в развитии; выглядит так, что мы не учим уроков прошлого. Сегодня мы не знаем больше о создании мира, нежели было известно античным Грекам. Концепции рая и ада остаются такими же мистическими. Эффективность молитвы в исцелении много раз документирована, и все же мы не имеем представления, как это работает. Взаимосвязанность всех вещей является корнем современной духовной и научной мудрости, но это более теория, чем рабочая реальность.
Один из основных текстов Каббалы, Зохар, обращается к человечеству с криком, "Вы, существа земли, которые в глубоком ступоре, проснитесь! Кто из вас работал для превращения темноты в свет и горечи в сладость?" Текст умоляет нас, "Прекратите спать! Пробудитесь! Чего вы ждете?"
Если постараться соединить всю духовную мудрость мира и выразить ее в трех концентрированных высказываниях, можно использовать учение Каббалы: Пробудитесь! Просветитесь! Трансформируйте темноту в свет!
Есть хороший пример того, как преобразование происходит в результате прямого опыта. Представьте розу. Если попытаться описать запах розы тому, кто никогда не обонял цветка, у нас это не получится. Возможно, мы приблизимся к цели, обратившись к похожему опыту, однако, нам никогда не удастся полностью передать переживание, опираясь исключительно на интеллект. Когда же мы положим розу на ладонь человека, то в ту же минуту передача коммуникацияи будет завершена без слов.
Каббала - не система, а взгляд на мир, путь восприятия природы реальности. Согласно иудейской традиции, слово каббала происходит из ивритского корня kbl, что означает "получать". Что же получает каббалист? Откуда он это получает?
Существует два взгляда на передачу каббалистической мудрости. Наиболее традиционная иудейская школа теософской традиции считает, что мистические учения должны передаваться от учителя к ученику. Эти учения абстрактны и невозможны для понимания без проводника, их не выучить из книг, потому что тонкости мистерий подразумевают интерпретацию квалифицированного учителя.
Другая школа называется Экстатическая Каббала и опирается на прямой опыт ищущего. Через медитативные техники ученик входит в состояния смещенного сознания и получает вдохновение из Неизвестного и Непознаваемого. В этом пути учитель не обязателен, так как передача происходит по главным каналам между учеником и центром создания.
В результате школа Экстатической Каббалы предполагает, что каждый может получить учение вселенской истины через путь личного соединения с Божественным. Конечно, живой учитель из плоти и крови может значительно ускорить прогресс ученика, хотя абсолютным учителем является источник жизни. Часто такой учитель представляется пророком Элией, который приходит к ученику в снах или глубоких медитативных состояниях.
Каббала окажется полезной только если мы научимся ее "жить", привнести ее в наши повседневные отношения с Божественным. Экстатическая Каббала более заинтересована в нашем опыте слияния с Божественным, нежели в любых теоретических аспектах или магическом использовании каббалистических техник.
Во время Холокоста 20 века многие линии хасидической и каббалистической передачи были полностью разрушены. Подсчитано, что более половины религиозных иудеев были уничтожены; некоторые говорят, что эта цифра доходит до 80 процентов. Один из наиболее современных подходов к проблеме иудейской духовности - это вернуть ей жизненность, напитать ее душу, углубить духовное содержание, открыть сердце к потребностям человечества, отражать сегодняшний мир.
В последние десятилетия религиозные традиции серьезно изменились под влиянием нового мышления. Одним из лидеров строения новой парадигмы является Реб Залман, который нашел пути открытия сознания, остававшиеся замкнутыми многие сотни лет. Он говорит, что когда-то религии использовали продукт - добродетельное поведение, веру, надежду и благотворительность. Люди ожидали получить нечто - золотой бочонок на конце радуги. Это подходило к парадигме Средневековья, однако теперь люди интересуются процессом живого.
Мир сегодня является интегрированным целым, не соединением частей. Мы больше не можем думать как индивидуальности, более как интегрированные члены глобального сообщества. По словам Реб Залмана, "Флаг не движит ветер; ветер не движит флаг. Флаг и ветер взаимодействуют". То есть, личности и нации не разделены; все и вся соединяются.
Следование закону основано на древних правилах, однако эти правила не говорят о химических препаратах, об исчезновении видов, об уничтожении лесов. Как мы можем придерживаться закона, если в нем заложены семена разрушения человечества? Как мы можем есть что-либо, если при этом мы теряем виды жизни? Как мы можем использовать продукт, если это значит страдание других? Такие вопросы исключительно важны в наши дни, их не отделить от наших верований.
Раби Залман видит, как религиозные законы вписываются в новый парадигм. "Мы должны отказаться от следования законодательству и последовать обнаружению законов природы... В этом контексте, наши старые отношения как детей Бога-отца, вассалов Бога-короля, или обвиняемых Бога-судьи заменятся на 'друг-друг, любимый-любимый, партнер-партнер'". Он продолжает, что "Не только мы являемся партнерами Бога - Бог также наш партнер!"
Слово "мир" противоположно самому себе, ибо обычно к нему относятся как к продукту, как что-то достижимое, существительное. Вместо этого мир необходимо воспринимать как происходящий процесс, интерактивные и взаимные отношения, в которые мы постоянно вовлекаемся, питаем их, изменяем. Отношения, по определению, это процесс, нуждающийся во заботливом и непрерывном внимании. Вселенная вечно в динамическом взаимодействии и требует постоянного осознания.