Как-то
в 2018 году я уже подводил итоги российского кинопрокатного года. Этот год внес известные коррективы, и итоги голливудского киногода я подведу несколько позже. А вот российское кино в этом году выстрелило. Конечно, местами ощущалось отсутствие голливудских картин на экранах кинотеатров, но по итогам выбрать кинодесятку не составило труда.
10. Первый оскар
Были достойные претенденты, похожие на эту картину, но не пролезшие в десятку - "Крылья над Берлином" и "Одиннадцать молчаливых мужчин". Все три фильма объединяет то, что они основаны на не очень широко известных исторических событиях, и сам факт того, что такие сюжеты пользуются спросом у киноделов - очень добрый знак. "Первый оскар" в целом оказался "подороже" и чуть получше качеством. Фильм неоднозначный, как и расставленные в нем акценты. Но кино увлекательное и смотрится эффектно.
9. Молодой человек
Позиционировалось как главная комедия лета. В принципе, так и вышло. Не сказать, что фильм на все времена, но смотрится в целом хорошо. Пожалуй, слита концовка, да и какой-то мегаискрометности тоже нет, но как одноразовое кино - вполне. С грустью фиксируешь, как стареют когда-то молодые актеры вроде Ингрид Олеринской и Данилы Козловского.
8. Непослушик
В этом году Таисия Вилкова вляпалась в невнятную по концепции "Дикую" того же режиссера Котта, но зато "Непослушник" стал хитом, который в этот же год обзавелся сиквелом. Кино ненапряжное, доброе, с правильными акцентами. Для Хориняка, завершившего с "Богатырями", новая золотая жила.
7. Мира
Приятный предновогодний десерт. Фильм-катастрофа на космическую тематику, снятый на более серьезных щах, чем бондарчуковские "Притяжения". Местами, правда, эта драма дает сбой - баланс между развлекаловом и соплевыжималкой во второй половине смещается в сторону "не верю", в какой-то момент все кажется сильно искусственным и надуманным, и интерес к происходящему угасает (тем более, что произойдет дальше абсолютно очевидно после двух третей картины). Несмотря на несомненную вторичность фильма на фоне "прогрессивных" американских лет, надо признать, что она вышла на много голов выше новых поделок вроде "Гренландии", обойдясь куда дешевле. Картина красивая, эффектная, и в целом нескучная.
6. Аманат
Кино непростое в плане идеологического посыла, хотя и максимально своевременное. Дикий кавказец на службе у русской короны на фоне романтической истории - сложнейшая задача для воплощения на экране. Однако авторы справились. Местами картина выглядит простенькой и наивной, но в этом как раз и есть определенный шарм. Красивое, яркое кино.
5. Сказка для старых
Настолько крутое авторское кино, что оно оказалось в десятке с российскими блокбастерами, куда обычно подобного роды картины помещать как-то странно. Фильм разберут на цитаты. "Видели Мулю в Питере, видели Мулю в Ростове..." По стилю это скорее Дэвид Линч, чем "Жмурки" и балабановщина, да и снято куда серьезнее и реалистичнее, чем выдавал гений русского мрачняка. Фильм, который можно пересматривать буквально сразу же. Мощнейшая режиссерская заявка, снятая буквально за копейки.
4. Сердце Пармы
Тоже очень сложное в плане акцентов кино. В какой-то момент кажется, что прям сепаратизм, но в конце-концов фильм удачно выруливает. Хотя тем, кто не взлюбил еще "Движение вверх", удержаться от кинематографического джихада будет невозможно. Интересно, не слишком похоже на что-то еще, по-своему красиво и увлекательно.
3. Мистер Нокаут
Хориняк Хориняком (да, для него это был максимально успешный год), но фильм в очередной раз показывает, насколько же хорош может быть Безруков. У него хватает блестящих ролей, порой, как и здесь, не главных, где он умело показывает насколько он лучше остального актерского состава. Очередное кино про спорт доказывает, что тема еще окончательно не закрыта и можно находить интересные сюжеты. Конечно, это калька с "Легенды 17" с порой невыносимой любовной линией, но даже она выглядит все же попрезентабельнее, чем в том же "Чемпионе мира".
2. Либерея: Охотники за сокровищами
Русское "Сокровище нации". Приятные персонажи, классный юмор, динамичный сюжет, дорогая для своего бюджета картинка. Тихон Жизневский постепенно отжимает пространство у всяких козловских и петровых, появляясь то в одном, то в другом коммерчески успешном проекте на главной роли. Для Дианы Пожарской - звездный час. А у Серебрякова получился, пожалуй, самый занятный персонаж за всю его карьеру (но кому-то, конечно, алкаш из "Левиафана" - мерило гениальности). Классный аттракцион, который фиксирует совершенно новый уровень русского развлекательного кино.
1. Казнь
Нашлись люди, разглядевшие вторичность. На самом деле настолько захватывающего триллера на эту тему не было со времен финчеровских "Семи", т.е. где-то четверть века. Стильно, выдержанно, мрачно. Фильм мертвой хваткой удерживает зрителя в кресле от начала и до конца. Возвращение в поздний СССР подмигивает "Чернобылю" с Козловским и давит грязными резиновыми сапогами клюкву "Чернобыля" без Козловского. По актерам все очень здорово, а Евгений Ткачук становится своеобразным знаком качества для многослойных художественных проектов. Мощная картина мирового уровня, которую в силу понятных причин "там" никто толком не заметит.
Безусловно, великой год для русского кино (но не для российской кинотеатральной отрасли, которая сейчас в совершенно подвершенном состоянии).