Итак, я дважды посмотрел "Скайуокер. Восход". Первый раз в оригинале 2D, второй - 4DX в дубляже. И должен сказать, что второй поход настолько меня во многих вещах разубедил, что я не могу удержаться от "простыни" по поводу девятого эпизода, восьмого эпизода и "трилогии" сиквелов в целом.
Начну с главного - этот текст будет сложно воспринять хейтерам по жизни. Потому что это антихейтерский текст. Здесь будет и боль, и страдание, но будет и благодарность тем, кто отнёсся с уважением к фанатам "Звездных войн" и проявил чувство кинематографического такта, несмотря на то, что конечно в целом корпорация "Дисней" - это безусловное зло современного кинематографа.
Итак. Мне понравился девятый эпизод. Не сразу. И, конечно, с оговорками. Я считаю, что это определенные извинения, которые Джей Джей Абрамс принес в меньшей степени за себя, а в большей - за того парня. И педантизм этих извинений просто потрясает. Он словно бы шел по тщательно выверенному списку (да, наверное, это даже не метафора) и извинялся за каждое заметное недоразумение Райана Джонсона.
В отличие от "Последних джедаев" "Скайуокер. Восход" - это действительно "Звездные войны". И при всей критике, это самый оригинальный фильм новой трилогии, которая теперь для меня навсегда останется дилогией Джей Джей Абрамса с необязательным (и даже не желательным) к просмотру высером Джонсона.
Это не гремучая смесь из эпизодов 5 и 6, как "Последние джедаи", хотя и не лишена отсылок к ним.
Я очень благодарен, что в этом фильме практически нет очевидно спущенной сверху идеологии феминизма и пацифизма, которой был пропитан эпизод 8, и которая не в меньшей степени, чем "сюжетные ходы" вызывала неминуемые рвотные позывы, которые в целом и убили безграничную любовь к сказке, которой я умилялся с самого детства. Да, была в "девятке" сцена с целующимися дамами. Безусловно, не в плюс. Но на такой компромисс в сравнении с шабашем уродцев "омерзительной восьмерки" я вполне согласен.
Абрамс в крайне динамичном темпе смог заретконить шизофреническое воскрешение Леи, прописав её предысторию джедая - теперь её полёт во сне и наяву смотрится уже чуть более адекватно. Он почти дословно извинился за "маневр Холдо", назвав "уникальным случаем", что переводится как "мы больше не будем". Да, он не смог ничего поделать с бредовой и бедовой телепортацией Люка и передачей им Лее кубиков Хана, но зато извлек из неё максимум пользы, сделав несколько красивых поворотов в повествовании на этой основе.
Разница потрясает. Как мир извращенца и мир здорового человека. Просто сравним идиотическую сцену с полуголым "красавчиком" Кайло в эпизоде 8 и сцены с Рей в его каюте или сцену передачи ему меча Люка в эпизоде 8. Кстати, меч Люка в этом смысле как прямой плевок в нахальную морду Джонсона - уж он-то его ломал-ломал, а тут просто склеили, поставили заплаточку, и даже не стали объяснять, как вернули. Понятно, что это обусловлено в т.ч. необходимостью добавления ранее отснятых сцен с Леей, а не только режиссерским алаверды, но все равно приятно.
76 секунд китаянки Роуз - тоже извинение вполне сопоставимое с задвинутым на задний фон самим Лукасом Джа Джа в эпизодах 2 и 3. А ведь уже сейчас за это Абрамса предсказуемо полощут борцы за социальную справедливость, привыкшие к тому, что "Дисней" стремится опережать из возрастающие желания.
Поражает насколько хорошо удалось использовать крайне небогатый материал с Леей. В результате её появления не только не вызывают диссонанса, но даже вполне способствуют важному повороту сюжета. Конечно где-то её роль доигрывали Билли ди Уильямс, Харрисон Форд, Лупита Нионго и Дейзи Ридли, но тонкий шовчик этой сценарной склейки не бросается в глаза.
Абрамс продемонстрировал во второй раз, что он блестящий кризис-менеджер. И здесь, пожалуй, он превзошел себя же, снявшего седьмой эпизод, который в тот момент был крайне рискованным мероприятием. По иронии, то, что в первый раз было оценено высоко, во второй - было подвергнуто оголтелой критике. Не скажу, что вины Абрамса здесь нет совсем. Сейчас очевидно, что не все решения были хороши. Седьмой эпизод не создавал того фундамента, который позволял бы двигать историю в четко обозначенном направлении, которое бы обогащало франчайз.
К сожалению, то, что казалось сильной стороной седьмого эпизода - его ироничность и юмор, сыграло с "трилогией" злую шутку. Восьмой эпизод был настолько близок к фарсу, что где-то переплевывал "Робоцыпа". Там, где надо было сменить тональность на более мрачную, Джонсон "врубил по полной" и выдал одноразовую комедию, просто загадив всю атмосферу фильма. Был бы он умнее, знал бы, что юмор убивает пафос. А пафос был основой "Звездных войн" с момента их появления. То, что "защиты от дурака" не было, в каком-то смысле - вина Абрамса.
Другой минус "Пробуждения силы" - визуальную простоту - "девятка" смогла чуть-чуть пересилить. "Скайуокер. Восход" - пожалуй, довольно красивое кино. Но сопоставить его с оригинальными дизайнами приквелов все же нельзя.
Абрамс в своей дилогии, а вместе с ним и Джонсон вместе со своим высером, почти не проявили никакой изобретательности в плане "углубления" вселенной. Планеты-пустыни, сменяющие планеты-джунгли, полное отсутствие цивилизованных миров - лишь вершина айсберга. В сиквелах абсолютно отсутствует "лор" этих планет. Более-менее выделяется на общем фоне в основном усилиями Джонсона Ак-То (или Эч-То), но смотреть на этих куриц в чепчиках от того не менее противно. По-хорошему, и Эч-то, и Эксагол слиты - можно было показать эти миры куда как интереснее.
Почти нет новых рас, которые запоминались бы и вызывали интерес. Нагромождение стрёмных резиновых рож в кантинах - вот и всё, что мы видели в новой "трилогии".
Новые технологии - мимо. Вместо этого тайфайтеры, которые прыгают в гипер, да россыпь старкиллеров разных размеров. Этого ли мы хотели. Богатые на пасхалки фильмы (спасибо, кстати за своевременного Веджа), абсолютно не изобретательны в плане "углубления Вселенной". И это просто дикий минус для космического фэнтези.
Обидно, кстати, что в девятке он так и не смог показать космический бой хотя бы уровня "Изгоя-Один". Сделал бы - было бы гораздо меньше камней в его адрес.
В то же время фильм не кажется ровным с первого взгляда. Лично я при первом просмотре "охладел" в момент появления Рей у Палпатина. Концепция Палпатина в принципе не нравилась, казалась какой-то вымученной и вызывала ассоциации с какими-то треш-сиквелами фильма Underworld про вампиров. Молнии, "Звездные разрушители", мрак и сектанты-ситхи на заднем фоне при первом просмотре казались слишком дешёвыми. Примерно в те же моменты пускай и по другим причинам "отцеплялись" люди, которые смотрели фильм вместе со мной.
Но при повторном просмотре все шероховатости смотрелись уже нормально. Неровности фильма не ощущалось. Он казался целостным, недешёвым и не трешем. И более того, в них узнавались как раз-таки старые и добрые "Звездные войны".
Порадовали голоса Юэна МакГрегора, Френка Оза, Хайдена Кристенсена и Сэмюэля Л. Джексона, так же, как то, что в дубляже смогли ради одной реплики "вытащить" актеров, дублировавших их в приквеле. Разумеется, Асоку, Эйлу Секуру и Люминуру Ундули я определить не смог. И до сих пор сомневаюсь (хотя свериться не так сложно, был ли там голос Лиама Нисона - в нашем дубляже отловить этот момент нельзя, т.к. актер дубляжа уже давно в мире ином). И порадовала фраза Кристенсена о том, что Рей должна вернуть баланс, как это сделал раньше он - это, конечно, реткон, но реткон не самый безграмотный.
Идея со внучкой Палпатина, которую называют "фанфиковской", "из интернетов" не сильно хороша, но и не плоха. То, что кто-то угадал, не сенсация. В современном информационном мире придумать то, что не предугадают, невозможно. Я бы, конечно, сделал по-другому. Я бы сделал так, что Рей и была бы новым воплощением Силы, как Энакин до неё, по сути его реинкарнацией. Но звучит это, пожалуй, безумнее, чем идея Абрамса. За смену пола "Дарт Вейдера" меня кляли бы куда сильнее, чем я делаю это с Джонсоном - 100%. А так... идея с диадой смотрится вполне адекватно, да и использовать её повторно тоже можно.
Абрамса можно похвалить за многое. Как и поругать. В его фильме вновь выдает творческий ренессанс Джон Уильямс, прекрасно играют актёры, динамика в первых двух третях картины на зависть большинству других эпизодов, а новые второстепенные персонажи (генерал Прайд, Зори и Бабу Фрик) смотрятся неплохо. Кстати, не стесняется Абрамс извиняться и за себя - Бойега, взявший меч в "Пробуждении" Бойега теперь все-таки сенсетивный, а "прыщавая" молодежь Первого ордена разбавлена опытным генералом.
Ошибки Абрамса - ошибки не режиссера, а демиурга. Впрочем, демиургом должна была бы выступить всё же Кетлин Кеннеди. Но эта бездарная дрянь видимо только и умела что вставлять палки в колёса. Трусливая, бездарная менеджерка, занятая только подсчетом прибыли и пропагандой пиндосских (читайте пидорских) ценностей, не способная не руководить, не создавать, не направлять, не контролировать. Мусор, вынесенный на верх менеджмента.
После её эпохи, измазанной Джонсоном и обесцвеченном ненужным местечковым "Соло, вернуть репутацию не сможет даже условный Файги. Если Джонсон - это человек, за которым надо сливать воду в ватерклозете, то Кеннеди - это банальная выжимательница денег под честное слово. Репутация франчайза представляется не поддающейся восстановлению.
Вообще идея с трилогией сиквелов с такой концепцией оказалась крайне неудачной. При этом она вполне зеркально отобразила наше (читай пиндосское и т.п.) общество. С несуразными, но мнящими что-то о себе детишками - стремными, глупыми, бесхарактерными, рукожопыми. Без идеалов. Без смыслов. Мир оммажей. Мир кастрированной оргии, в которой никаких сказок быть не может. Потому что сказочники - вымерший вид.
Я благодарю Джей Джея за то, что он профессиональный режиссер и судя по всему порядочный человек (по крайне мере, в плане творчества). Но не сказочник, не демиург.
Он снял хорошее кино. Но сказку воскресить не смог. Увы.