Отчётное 3

Oct 28, 2017 10:14

"Летописи Казацкого Фронтира: 500 лет и 500 вёрст вокруг Волчьей. Сто глав, изваянных в благородном жанре фольк-хистори"
ПРЕДИСЛОВИЕ. Часть вторая.

ВЫБОР ЖАНРА

Еще в 2004 году слово «фронтир» прозвучало в трёхсотстраничной монографии «Нариси з історії Павлограда», а концептуальные зерна ныне буйно заколосившейся темы Казацкого Фронтира дали первые робкие всходы в 2006 году в статье « Днепровские флибустьеры». Опубликованной, вы не поверите, в газете «Вісник шахтаря».
Оглядываясь назад и вспоминая ЧТО публиковалось в конце 90-х - начале 2000-х в газетах (во множественном числе!) нашего уездного города П (столицы Западного Донбасса! Азъ есмь местечковый патриот!), поражаешься двум вещам. Во-первых, тому, что у ЭТОГО были многочисленные (измеряемые тысячными тиражами) читатели. И люди реально читали, обсуждали, держались за сердце, писали гневные письма в редакцию и хватали автора за жилетную пуговицу при встрече. Во-вторых, ничего концептуально нового с тех пор автор не накреативил. Всё, что почтеннейшая ЖеЖешная публика могла прочитать в блоге, было придумано тогда. Конечно, наблюдается количественный и, будем надеяться, качественный рост текстов. Но, увы, в смысле свежести мысли и полёта фантазии выше себя двадцатипятилетнего уже не прыгнешь.
Вот, просто для примера, самая первая статья в публицистическом жанре. 1997 год. Газета «Західний Донбас». « Батьки української державності» Сейчас читается архиактуально и запредельно нонконформистски.
Кстати, о птичках о жанре. Почему «Летописи Казацкого Фронтира» позиционируются в качестве продукта ваяния в «благородном жанре фольк-хистори»? Кроется ли за этим хоть что-то, помимо обычного выпендрёжа?
Главный источник знаний современного человека - Википедия - глаголет: «Фолк-хи́стори, или фольк-хи́стори (также фолк-история, псевдоистория, параистория, антиистория, лжеистория, поп-история, история для народа, масс-история, самодеятельная история и др.) - обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными, литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных, в основном, непрофессионалами с позиций негационизма. Термин имеет российское происхождение и употребляется, как правило, применительно к российским и постсоветским реалиям».
Но, поскольку, азъ - человек НЕ современный, а еще модерной закваски, то он возьмёт с полки книгу Д.Володихина, О.Елисеевой, Д.Олейникова «История на продажу: Тупики псевдоисторической мысли» (М.: Вече, 2005. - 320 с.), посвященную разоблачению фольк-хистори (конкретно, Фоменко, Радзинского и Аджи) и прочитает следующее: «История всегда была элитарной сферой знания. Для того чтобы воспринимать исторические факты и процессы во всей их сложности, всегда требовалось хорошее образование и недюжинные умственные способности...Жаждущих любителей, т.е. непрофессионалов и не тех, для кого мысль - это жизнь, завлекает своими прелестями популярная, беллетризированная история. Субретка, одним словом... В субретке нет еще ничего плохого: популярная история несет просветительскую функцию, иной раз играет роль «лампочки Ильича» во мраке темного невежества масс. Поп-хистори - это весело и поучительно... Роль куртизанки играет история-третья, игрушка для толпы, чтиво охлоса. Условно ее можно назвать фольк-хистори... Есть варианты хуже куртизанки, например, безобразная старая колдунья - история для политики...
Пафос фольк-хистори сводится либо к ниспровержению существующих представлений о тех или иных исторических событиях, либо к осуждению того, что уже свершилось в истории... Книга становится товаром в ассортименте развлечений, масс-культовые продукты занимают широчайший сектор на прилавках книжных магазинов. Фолк-хистори - органичная часть масс-культа или, если угодно, массолита...».
Что я, подтянув портки и перемотав онучи, имею сказать по данному поводу?

image Click to view


Что же позволяет занимать такую вопиющую интеллектуальную позицию? Месторасположение. Да-да, тот самый центр западной части бывшего (?) Дикого Поля. Будучи среднестатистическим учителем истории средней школы украинского райцентра, автор «Летописей Казацкого Фронтира» преисполнен апокалиптических настроений. Каковые, иногда, во дни сомнений и тягостных раздумий, прорываются и на страницы ЖЖ. Сходите по тэгу «Неопейзанское», вот прямо с « Союзно-нерушимого» . Но, прежде чем ступить на эту кривую дорожку, помните, что, если долго вглядываться в Бездну, то Бездна начнёт вглядываться  в вас.  Те, кто, всё-таки, рискнут пройти по тэгу, должны понимать, что с тех пор, как были написаны те заметки, прошло почти десятилетие и контингент давным-давно сменился. Произошёл качественный скачок на два порядка вперёд - в Светлое Будущее .
Автор сих строк всматривается в Бездну пять дней в неделю, с 8-00 до 15-10.

Продолжение предисловия следует
Вернуться к первой части

фронтирное

Previous post Next post
Up