переводы: Галимберти "Человек в эпоху технологии"

Mar 21, 2009 00:35

Появился перевод
статьи Умберто Галимберти "Человек в эпоху технологии"
.

Об авторе: юнгианский аналитик (CIPA), преподает историю философии и психологии в Университете Венеции, профессор культурной антропологии. Он переводил и редактировал работы Ясперса и Хайдеггера, написал несколько книг по аналитической психологии на итальянском: «Тело» (1983), «Невинная земля: Юнг. От Бессознательного к Символическому» (1984), «Психе и Техне» (1999), «Нигилизм и подростки» (2007). Живет и практикует в Милане. Представленная здесь статья недавно вызвала бурную дискуссию в Журнале Аналитической психологии (№1, 2009).

Цитата:

"Мы все должны бы мыслить о технологии как об «инструменте» человека, но факт в том, что сейчас ситуация полностью перевернулась. Технология стала «субъектом истории», тогда как человек стал простой «функцией» собственного технологического мира.

Если технология стала субъектом истории, а человек - ее покорным слугой, то нужно признать, что гуманизм подошел к концу, что гуманистические категории, которые мы всегда использовали для прочтения истории, больше неприменимы в век технологии.

В некотором смысле нужно сделать вывод, что технология является теперь сущностью человека. Человек является единственным существом, у которого нет инстинктов, и традиционное определение человека как «рационального животного» не совсем точное, т.к. ему недостает такой существенной характеристики животного, как инстинкты.

Хотя сам Фрейд использовал в своих ранних работах слово «инстинкт», он быстро осознал его неадекватность, сменив на «драйв», общую направленность по отношению к объекту. Даже «сексуальный драйв» сам по себе настолько слабо инстинктивен, что реакция на сексуальный стимул часто происходит перверсивными способами - что невозможно для животных. Сексуальный драйв может быть «сублимирован», перенаправлен на несексуальные цели, такие как искусство, поэзия, музыка и т.п.

Для лишенного инстинктов человека выживание зависит, следовательно, от способности развить «технологические навыки», и поэтому рождение человека можно связать с тем моментом, когда первые антропоиды стали использовать палку для того, чтобы сорвать фрукт с дерева. Если технологическое измерение позволяет человеку преодолеть недостаток инстинкта, то только через технологию человеку открывается свобода.

Свобода - это не дар небес. Человек свободен, потому что не ограничен жестко инстинктами. Мы свободны, потому что биологически недетерминированы в отличие от животных, чье поведение предопределено с момента рождения и до смерти.

Идея освобождения от инстинктов была впервые озвучена Платоном в «Протагоре», где рассказывается, как Зевс поставил Эпиметею (эпи-метис - «кто думает после, непредусмотрительный, опрометчивый») задачу наделить качествами (инстинктами) всех живых существ. Когда он дошел до человека, у него не осталось качеств. И тогда Зевс попросил брата Эпиметея Прометея (про-метис - «кто думает заранее») наделить человека способностью предвидения, самостоятельного планирования.

Гоббс также указал, что если животные едят только когда голодны, то человек голоден будущим голодом. Человеку не нужно быть голодным, чтобы искать пищу, он способен предвидеть, что даже если он сыт, придет время, когда он снова будет голоден. Это сущностная черта человека: способность предвидеть.

Поэтому человек рожден «технологическим существом» с самого начала. Можно сказать, что существо, называемое человеком, родилось в тот момент, когда антропоид применил первый технологический прием".

переводы

Previous post Next post
Up