Фуко, Фрэнсис Бэкон, инквизиция, гуманитарные науки, дисциплинарная власть

Dec 11, 2012 01:51

Меня всегда забавляло, что формулу "пытать природу" [выпытывать у природы ее тайны] предложил крупный судейский чиновник в начале 17 века, когда пытки при изыскании юридической истины не были чем-то необычным.

Мишель Фуко тоже нашел нужным вспомнить об этом. То есть, получается, что сначала существовало дознание инквизиции - этакий поиск истины в отношении отдельных людей. Потом инквизиторское дознание переросло в иного рода дознание - стали выпытывать тайны у Природы. Дознание в отношении природы снова переросло дознании в отношении человека, но уже в рамках гуманитарных наук, которые в угоду дисциплинарной власти создали нормативную "истину" о Человеке.

"Технической матрицей этих наук, услаждающих нашу «гуманность» уже более столетия, является придирчивая, мелочная, злая кропотливость дисциплин и дознаний. Пожалуй, для психологии, педагогики, криминологии и многих других странных наук дисциплинарное дознание является тем же, чем ужасная власть дознания - для бесстрастного изучения животных, растений или Земли. Другая власть, другое знание. На пороге классического века Бэкон, законовед и государственный муж, пытался перенести в область эмпирических наук методы дознания. Какой Великий Надзиратель создаст методологию экзамена для гуманитарных наук? Если, конечно, это возможно. Ведь хотя справедливо, что, становясь техникой для эмпирических наук, дознание отделилось от инквизиторской процедуры (в которую уходили его исторические корни), экзамен сохранил чрезвычайно тесную связь с создавшей его дисциплинарной властью. Он всегда был и остается внутренним элементом дисциплин. Конечно, он вроде бы претерпел умозрительное очищение, органически соединившись с такими науками, как психиатрия и психология. И впрямь, обретение им формы тестов, собеседований, опросов и консультаций призвано, казалось бы, корректировать механизмы дисциплины: психология образования должна смягчать строгости школы, точно так же как медицинское или психиатрическое собеседование - исправлять последствия трудовой дисциплины. Но не следует заблуждаться: эти техники просто отсылают индивидов от одной дисциплинарной инстанции к другой и воспроизводят, в концентрированном или формализованном виде, схему «власть-знание», присущую всякой дисциплине. Великое дознание, вызвавшее к жизни естественные науки, отделилось от своей политико-юридической модели. Экзамен по-прежнему остается в рамках дисциплинарной технологии.

В средние века процедура дознания постепенно навязала себя старому обвинительному правосудию в ходе процесса, исходившего сверху. Дисциплинарный метод, с другой стороны, вторгся в уголовное правосудие коварно и как бы снизу, и оно до сих пор остается в принципе инквизиторским. Все значительные расширения, характерные для современной карательной системы, - внимание к личности преступника, стоящей за совершённым преступлением, стремление сделать наказание исправлением, терапией, нормализацией, разделение акта судебного решения между различными инстанциями, которые должны измерять, оценивать, диагностировать, лечить и преобразовывать индивидов, - свидетельствуют о проникновении дисциплинарного экзамена в эту судебную инквизицию.

Отныне карательному правосудию в качестве точки приложения, «полезного объекта» предлагается уже не тело преступника, противостоящее телу короля, и не правовой субъект идеального договора, а дисциплинарный индивид.

Идеальная точка нынешнего уголовного правосудия - бесконечная дисциплина. Бесконечный допрос. Дознание, не имеющее конца, - детализированный и все более расчленяющий надзор. Вынесение приговора, а одновременно - начало дела, которое никогда не будет закрыто. Отмеренная мягкость наказания, переплетающаяся с жестоким любопытством экзамена. Судебная процедура, предполагающая и постоянный замер отклонения от недостижимой нормы, и движение по асимптоте, бесконечно устремленное к норме.

Публичная казнь логически завершает судебную процедуру, которую ведет Инквизиция.

Установление «надзора» за индивидами является естественным продолжением правосудия, пропитанного дисциплинарными методами и экзаменационными процедурами. Удивительно ли, что многокамерная тюрьма с ее системой регулярной записи событий, принудительным трудом, с ее инстанциями надзора и оценки и специалистами по нормальности, которые принимают и множат функции судьи, стала современным инструментом наказания? Удивительно ли, что тюрьмы похожи на заводы, школы, казармы и больницы, которые похожи на тюрьмы?"

[Фуко _ Надзирать и наказывать]

Кстати, в известном романе Умберто Эко "Имя Розы" главный герой Вильгельм Баскервильский является естествеиспытателем и инквизитором-сыщиком одновременно, обнаруживая, что тот и другой вид деятельности неким образом сходны между собой.

habitus, Фуко, заметки, история, паноптикум, Бэкон Фрэнсис, постмодернизм, история науки

Previous post Next post
Up